Красивый и талантливый, молодой и целеустремлённый, Никита Федотов не раз был обласкан прессой, в том числе, звучали похвалы в его адрес и на страницах "ММ". Подкреплён успех певца и более высокими профессиональными достижениями: дважды один из самых молодых солистов Магнитогорского театра оперы и балета Никита Федотов становился обладателем победного диплома и премии областного театрального смотра-конкурса "Сцена".
Был в его жизни и громкий всероссийский успех - победа в национальном конкурсе "Романсиада-2014", который в своё время стал прекрасной стартовой площадкой для многих ныне известных оперных, и не только, певцов - в том числе Николая Баскова, также победившего когда-то в "Романсиаде". Но к славе и похвалам, вполне, кстати, заслуженным, наш скромный герой относится более чем осторожно, уготовив себя совсем для другой роли в жизни: пахать, с уважением относиться к публике и постоянно доказывать самому себе - "своему честному уху", как говорит его профессор Николай Голышев, что мастерство только растёт.
- Артист - это профессия, целиком и полностью зависимая от зрителя, - считает Никита Федотов. - Особенно сейчас, когда в стране кризис, а также экономические трудности, связанные с санкциями, надо понимать, что артисты, которых, в зависимости от уровня театров, обеспечивают бюджеты разных уровней, всё-таки живут более-менее легко. Да, хочется и доходов побольше, и уровня жизни посытнее, но всё-таки какая-никакая, у нас есть стабильная зарплата. И когда зрители приходят на спектакли с твоим участием, зачастую отдавая последние деньги, надо понимать это и очень бережно к ним относиться, оправдывать их доверие. Потому не позволяю себе лениться - всегда отдаюсь работе на все сто процентов.
Сейчас Никита Федотов переживает непростой период профессиональной жизни, также связанный с профессором Екатеринбургской консерватории, на базе которой Никита окончил аспирантуру, Николаем Голышевым. Дело в том, что к мастеровитому педагогу молодой выпускник Магнитогорской консерватории приехал драматическим баритоном и даже басом - но профессор убедил Федотова в том, что амплуа баритона лирического ему ближе.
- Вы ведь сами слышите, что в обычной жизни говорю я не низким голосом, хотя и могу надавить, "добавить" мяса, - продолжаем разговор с Никитой. - Но более естествен мне более высокий диапазон, и с Николаем Николаевичем потому решили развивать именно лирическое направление.
В связи с этим в Магнитогорском театре оперы и балета "подвис" когда-то блестяще поставленный "Севильский цирюльник", в котором Никита Федотов искромётно исполнял, пожалуй, самую яркую в опере Джоаккино Россини партию доктора Бартоло - за неё певец и получил свой первый победный диплом областного смотра-конкурса "Сцена" за роль второго плана. Хотя и зрители, и критики подчёркивали, что партия Бартоло в этом произведении, скорее, и есть главная. Никита тоже любит своего доктора Бартоло - говорит, он близок его характеру и возможности "подурачиться" на сцене. Это у него из детства - от шалуна и даже хулигана, уж никак не предполагавшего делать серьёзную оперную карьеру. Но любовь к классической музыке и наследственность - мама Никиты Надежда Федотова признанный в Магнитогорске преподаватель консерватории - сделали своё дело, сотворив из молодого человека авторитетного солиста Магнитогорского театра оперы и балета. Настолько авторитетного, что руководство театра во главе с директором Ильёй Кожевниковым, раскроем секрет, внутренне не согласившимся с решением Федотова сменить вокальное амплуа, подошло к этому с уважением и временно сняло "Севильского цирюльника" из репертуарной афиши. Ибо заменить Никиту в роли доктора Бартоло некем, во всяком случае, пока.
Более того, мало кто знает, что, планируя летнюю поездку солистов театра оперы и балета в Италию на международную постановку "Кармен", состоявшуюся как новый логический виток развития магнитогорского фестиваля "Вива опера!", креативные продюсеры фестиваля певица Елена Баканова и дирижёр Раффаэле Масколо рассматривали в качестве кандидата на роль Эскамильо в опере Жоржа Бизе именно нашего героя. Приехав в Магнитогорск, Елена Баканова, послушав Федотова, с удивлением отметила: Никита зазвучал как-то даже по-теноровому. А Италия жаждет услышать легендарный русский бас-баритон, который среди высокоголосых певцов этой солнечной Средиземноморской страны днём с огнём не сыщешь. Так планы организаторов поменялись - и в Италию отправились не менее блистательные солисты театра Сергей Муртазин и Игорь Черний. Но вернёмся к нашему герою.
Ещё одна выдающаяся роль Федотова - Евгений Онегин в одноимённой опере Петра Ильича Чайковского.
Казалось бы, опера одна из самых ставящихся во всех театрах мира, да и роль героя, "как Чайльд-Гарольд, угрюмого и томного", не просто классическая, а буквально хрестоматийная, расписанная буквально по нотам во всех учебниках по вокалу. Но в ней, признаётся своему "честному уху" Федотов, он чувствует себя пока не так легко и вольготно, как в характерных ролях, как, к примеру, в роли Водяного из детского спектакля "Летучий корабль", за которую Никита получил второй диплом областного конкурса "Сцена" весной нынешнего года. В работе над "Онегиным" своему ученику также очень помог профессор Голышев, с которым Никита, окончив аспирантуру, регулярно встречается в Екатеринбурге.
Николай Николаевич не просто принадлежит к поколению, более тонко, нежели молодые современники, чувствующему классику девятнадцатого века. Он, можно сказать, вживую прикоснулся к великому времени: профессор Василий Ухов, преподаватель Голышева, имел честь быть лично знакомым с величайшими представителями "золотого века" русской певческой школы.
- Как-то то ли знакомая, то ли сестра Василия Герасимовича пригласила его к себе: "Вася, у меня сегодня Серёжа играет, а ты поёшь, приходи", - рассказывает Никита Федотов. - Василий Герасимович пришёл - а "Серёжей" оказался сам Сергей Васильевич Рахманинов, под аккомпанемент которого Ухов исполнил в тот вечер несколько его романсов. Пел Василий Герасимович и с великим оперным певцом Этторе Бастианини, и с самим Фёдором Ивановичем Шаляпиным. Потому немудрено, что от своего учителя впитал величие той эпохи и сам Николай Николаевич, с которым теперь имею честь работать и я.
С Голышевым буквально по нотам прорабатывали романс "Ямщик", который принёс Федотову, триумфально выступившему в Кремлёвском дворце и не оставившему шансов соперникам со всей страны, успех в финале "Романсиады-2014". Потом с Николаем Голышевым работали над "Евгением Онегиным", и Федотов честно признаётся: пока чувствует себя в этой роли как не в своей тарелке, потому жадно впитывает советы заслуженного профессора.
- Ведь то время было очень строгим в воспитании и этикете, - объясняет Никита Федотов. - Знаете ли вы, к примеру, что Евгений Онегин не имел права не то что приобнять Татьяну, но даже прикоснуться к ней! Как держать цилиндр, куда положить перчатки и правильно, согласно этикету, потом их взять или подать даме - всё это должно быть строго выверено, как даже взгляд - полный достоинства, но не высокомерный, осуждающий, не унижающий.
Предвижу вопрос читателей: как же быть с басовым регистром, которым уже сейчас блестяще владеет Никита Федотов? Певец успокаивает: будет в его карьере место и ему.
- Я и не ставлю себе целью "уйти" окончательно в лирический баритон, - говорит Никита. - Пока работаю над тем, чтобы высокие ноты были хлёсткими, мощными и наполненными, что свойственно именно лирическому баритону, чтобы это давалось мне естественно и легко. Мой голос молодой, и к моменту зрелости, который у вокалистов-мужчин наступает годам к тридцати пяти - сорока, отработав высокие регистры, спокойно вернусь и к низам, которые никуда не денутся.
Так что, вполне возможно, мы ещё насладимся характерным талантом Федотова в роли и доктора Бартоло, и других блестящих персонажей басово-баритонового регистра. Впрочем, публика может услышать многие грани голоса певца намного раньше: девятого ноября на сцене Магнитогорского театра оперы и балета состоится сольный концерт солиста театра, преподавателя Магнитогорской государственной консерватории Никиты Федотова. В программе арии из опер, а также романсы русских композиторов (6+).