- В 1988 году окончил академию МВД, - вспоминает Николай Иванович. - Узнал, что в Магнитогорске создана таможня. И в 1989 году поступил на службу. Наверное, на выбор профессии повлияли детские впечатления: лето проводил у бабушки в Одессе, а сосед у неё был таможенник Семён - отчество уже не вспомню. В порт приходили большие корабли, таможенники досматривали багаж, а я всё это наблюдал.
Тогда начальником Магнитогорской таможни был Виталий Николаевич Тыквин, в штате - пятнадцать человек. Предложили возглавить оперативный отдел - согласился. Как раз открыли границы - все стали торговать, импорт и экспорт - эшелонами. Затем стали осваивать декларирование: темпы работы возросли в разы. Я обслуживал Тюменскую область: постоянные командировки, жизнь на чемодане.
Были возмутительные случаи - наши новорождённые коммерсанты из Тюмени отправили в Польшу эшелон леса в обмен на парфюмерию и косметику. Дурили наших предпринимателей по полной программе. А мы ничего сделать не могли - груз оформлен законным образом. Потом такие же истории и в торговле с китайцами начались. Или, к примеру, прибывает контейнер из Польши, выезжаем вместе с их представителем на досмотр. И очень редко не обнаруживали лишних вещей. Это недопустимо - приходилось конфисковывать.
Другой случай: привозят милиционеры двух вьетнамцев - а у них два чемодана наручных часов подготовлены на вывоз. Презумпция невиновности тут не действует: это вьетнамцы должны были доказать, что сделка оформлена надлежащим образом и нарушений норм нет. Иначе - конфискация.
У Магнитогорской таможни богатая история, много очень достойных сотрудников. К примеру, первым местным таможенником, поступившим на службу, был Александр Михайлович Рыбаков. Добросовестно отслужил много лет. Сейчас ему уже за восемьдесят. Или такие асы в своём деле, как Ольга Ивановна Быкова - тоже ветеран таможенной службы. Успешно овладевала новыми таможенными технологиями, пристально следила за изменениями нормативной документации и законодательства, обучала сотрудников тонкостям декларирования.
Нынешняя таможня и та, в которой довелось работать мне, - земля и небо. Мы были так называемой в обиходе "чемоданной" таможней. Занимались досмотром вывозимых и ввозимых гражданами вещей. Не вылезали из оперативного отдела: поляки построили большой ангар-склад, где работали со всеми вещами, которые они привозили и вывозили. Вьетнамцы барахлом заполнили всё общежитие, в котором проживали, - на втором и третьем этажах у них даже склад мотоциклов был. Нарушений находили много.
Для начальника таможни день не похож на предыдущий: новые проблемы и задачи. Но работать было интересно. Таможня объединила многих людей. Нередко встречаемся с ветеранами, общаемся. Вспомнить, поверьте, есть что. Конечно, скребёт на душе от того, что от самой первой на Урале таможни остался лишь железнодорожный пост. В своё время обслуживали пять областей России плюс Башкирия. Но жизнь продолжается, появляются новые технологии, новые принципы работы. Потому и происходит реорганизация.
Магнитогорская таможня - общепризнанная кузница кадров: многие руководители разъехались по всем уголкам страны и сделали успешную карьеру. Горжусь, что в своё время собрали сплочённый трудоспособный коллектив. И искренне поздравляю всех коллег с тридцатилетием образования Магнитогорской таможни.