Ему было три года, когда он с родителями приехал в Магнитку почти с самого начала возведения легендарного города-комбината. Отец стал техником, потом инженером в Магнитострое, за несколько лет до войны назначен начальником цеха телефонных сетей ММК. Могло ли у Николая быть будущее, не связанное с комбинатом?
Начало Великой Отечественной застало его в Белорецке, куда они на велосипедах поехали к родственникам друга. Утром 22 июня их разбудила бабушка в слезах: война. На попутке вернулись в Магнитку, где уже провожали новобранцев.
В тылу снабжение стало скудным: все ресурсы мобилизовали для победы. Николай в свои четырнадцать пытался найти работу. Нигде не брали, пока не исполнилось пятнадцать. К тому времени удалось найти место ученика лаборанта в центральной заводской лаборатории.
Сначала трудился в спецлаборатории, где выполняли оборонный заказ, и при возможности наблюдал, как катают броневой лист. Когда исполнилось шестнадцать – перевели углеродчиком в экспресс-лабораторию фасонно-вальцесталелитейного цеха: самостоятельно анализировал пробы при выплавке стали на 25-тонных мартеновских и трёхтонной электродувной печах, вагранках чугунолитейного цеха. «Впервые оказался рядом со сталеплавильными печами, жидкой сталью», – вспоминал он позднее. Зато вместо прежних, в школьную пору, 400 граммов хлеба в сутки Николай Гостев получал уже целый килограмм.
В 1944 году по распоряжению директора ММК Григория Носова недоучившуюся молодёжь комбината направили в училища и вузы завершать образование. Николая Гостева, несмотря на то, что года не хватало до восьмиклассного аттестата, записали на металлургическое отделение индустриального техникума. Учился хорошо: получал повышенную стипендию.
В сорок девятом Гостев возвращается на предприятие: принят агломератчиком аглофабрики
№ 2. Через девять лет избран председателем цехкома профсоюза. В начале шестидесятых назначен помощником начальника аглоцеха по технологии и новой технике. Войдя в состав исследовательской группы, занимавшейся поиском, оценкой и разработкой современных решений совершенствования агломерационного процесса и рекомендаций для использования их в технологии горного управления, понял, что нуждается в углублении знаний. Поступив в Магнитогорский горно-металлургический институт, чтобы стать инженером, получил назначение на должность начальника аглоцеха № 2.
В начале шестидесятых новая на тот момент аглофабрика № 4 переживала трудный период из-за многочисленных поломок и аварий на технологическом оборудовании. Аглоцех № 2 призван был привлечь силы общекомбинатских служб для помощи аглофабрике. В ходе испытаний специалисты пришли к выводу о необходимости замены технологической схемы. К этому времени на Украине была проведена реконструкция аглофабрики с организацией охлаждения неразрушенного аглоспёка на машине. В 1967 году на комбинатской аглофабрике № 4 начата схожая реконструкция, проведена в рекордные сроки. После её окончания объект признан лучшим по производственным показателям и условиям труда в сфере чёрной металлургии. А руководитель аглоцеха № 2 Николай Гостев за успешное выполнение заданий семилетки награждён орденом «Знак Почёта».
В 1971 году Николай Константинович назначен главным инженером горно-обогатительного производства – к тому времени наиболее крупного на ММК и многопрофильного промышленного комплекса с пятитысячным коллективом, значительную часть которого составляли инженерно-технические работники.
«Пик добычи железных руд из месторождения горы Магнитной был пройден в 1963 году, – рассказывает Николай Константинович в своей книге «Я не хочу судьбу иную» (12+). – Но в пяти километрах от Восточного карьера Магнитной в 1972 году было вскрыто месторождение Малый Куйбас, в 1976-м оконтурено и вскрыто Восточное месторождение валунчатых руд, позднее вскрыты небольшие запасы магнетитовых руд месторождения Подотвальное. Все подвижки в изменении состояния запасов руд в месторождении и в их добыче немедленно сказывались на результатах работы рудообогатительной фабрики. В спешном порядке приступили к освоению новой технологии приёма, усреднения и переработки всё возрастающего поступления мощного и пёстрого по составу потока привозного железорудного сырья для агломерации. В этот поток вливается и техногенное железо. Агломератчикам потребовалось разработать новую технологию спекания смеси привозных и своих руд и техногенных добавок.
Кроме того, в начале семидесятых действовали агаповский известняковый и лисьегорский доломитовый карьеры. К 1971 году Бускульское месторождение огнеупорной глины было выработано. Поэтому заранее велась подготовка к перемещению горнодобычных работ на новый участок Берлинского месторождения».
На годы работы Николая Гостева главным инженером горно-обогатительного производства пришлась знаменательная дата: в 1979 году, в канун пятидесятилетия Магнитки, на руднике была добыта 500-миллионная тонна руды.
Одновременно пришлось заниматься проблемами других предприятий, например, Карагандинского металлургического комбината. В конце семидесятых – начале восьмидесятых было несколько зарубежных командировок. В ходе работы на Кремиковском металлургическом в Болгарии удалось не только усовершенствовать производственные процессы, но и организовать сотрудничество болгарских и советских НИИ в сфере чёрной металлургии.
На пенсию Николай Константинович вышел уже в новой России, но отдыхать долго не пришлось: пригласили помочь с подготовкой технической документации аглоцеха № 2, а в 1997 он назначен начальником техотдела фирмы «Маглин». Работал до начала нулевых и, увольняясь, был уверен: насовсем. Но в 2002 вновь призван на «службу»: горно-обогатительному производству требовалась помощь в реализации мероприятий по охлаждению и сортировке агломерата на аглофабриках № 2 и 3. Николаю Гостеву было поручено подготовить техническое задание Магнитогорскому Гипромезу на разработку рабочей документации.
К 2012 году, когда Николай Константинович отошёл от дел на ММК, его трудовой стаж составлял 58 лет, к которым можно смело прибавить ещё двенадцать – столько продолжалось активное сотрудничество с горно-обогатительным производством на общественных началах. В числе наград передовика, ударника пятилетки, неоднократного победителя соцсоревнований, человека-эпохи – орден Трудового Красного Знамени, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».