Это следующий шаг международной политики театра оперы и балета: чтобы не только магнитогорцы могли слышать со своей сцены зарубежных певцов в рамках проектов "Променады в Магнитке" и "Вива опера!", но и европейцы могли слышать магнитогорских артистов у себя дома.
Если с первой задумкой всё давно решено, то вторую удалось претворить нынешним летом. Впервые в магнитогорской истории два солиста театра - Сергей Муртазин и Игорь Черний - отправились в Италию принять участие в международном проекте - опере Бизе "Кармен". Сергей - в роли Эскамильо, Игорь - Цуниги.
В России лето - оперное затишье. В Италии же, напротив, для оперы, мессы и прочих классических концертов самая страда - сезон туристический. Остров Сицилия, город Сиракузы, островок Ортиджия, крепость и замок Маниаче - древняя крепость, защищающая морской вход в бухту Старых Сиракуз, которая теперь служит открытой сценой для оперных постановок. Заполненный зал в две тысячи мест и всего одна генеральная репетиция перед спектаклем. Конечно, волнение было непередаваемым - несмотря на то, что образы крепко отработаны на магнитогорской сцене, где "Кармен", с которой, напомним, театр оперы и балета начал свою историю, ставится довольно часто.
- Во-первых, конечно, это осознание огромной ответственности, - говорит Сергей Муртазин. - Всё-таки впервые магнитогорцы представлены в таких проектах. Во-вторых, само понимание, что мы поём для итальянцев оперу - жанр, считающийся исконно итальянским, конечно, немного давило.
Когда магнитогорцы приехали в Сиракузы, репетиции оперы уже начались. Ну то есть как репетиции: в нашем понимании это отработка спектакля всеми актёрами - разве что без костюмов и декораций. Там же артисты просто "спевались" вместе под рояль - вот и всё. Массовка, хор, оркестр, декорации и прочее появилось только раз - на генеральном прогоне. Опера по-настоящему массовая, итальянцы на этом не экономят - человек четыреста. И всего за несколько часов спектакль был выстроен. Муртазин и Черний признаются: очень профессионально, к тому же, льстит такое полное доверие к профессионализму певцов, которых не мучают ежедневными репетициями.
История создания оперы "Кармен" завораживает не менее, чем сюжет и музыка. Отец Жоржа Бизе работал судьёй и однажды на семейном ужине рассказал, как рассматривал дело об убийстве жены на почве ревности - в Италии в то время расправа за измену преступлением не считалась. Маленький Жорж был так потрясён историей, что, став композитором, написал оперу, прославившую его на века. Сегодня за убийство жены-изменницы в Италии судят так же, как за другие тяжкие преступления, однако на практике до семидесяти процентов убийств в этой стране по сей день совершается на почве ревности. В Италии даже существует специальный термин: "феминичиди". Этому был посвящён и спектакль: на сцене стул, женские туфельки, окровавленный платочек, платье или любой другой предмет женского туалета - как символ прерванной из-за порочной страсти жизни. Организатор выводит на сцену мужчину и женщину - родителей погибшей от рук ревнивца-мужа молодой девушки, они делятся с собравшимися своим горем и призывают сдерживать свой пыл. Затем наступает тишина, льются звуки известной на весь мир музыки.
- На первом спектакле присутствовал профессиональный критик из Рима, - говорит Игорь Черний. - Он разобрал постановку "по косточкам", дав весьма критический отзыв. Нам с Сергеем "досталось" по паре строчек: я прекрасно фразирую, а Сергей подал роль сурово, но в соответствии с образом. В остальном статьи все были исключительно "мажорными". Зал рукоплескал, нам кричали: "гранде артиста".
Если в России в спектакле участвует иностранец, в частности, итальянец, журналисты, давая рецензию, делают на этом особый акцент. В Италии же, привыкшей к международным оперным проектам, национальность никого не интересует: роль, фамилия, качество исполнения - это всё. Толерантность, спокойствие - назовите как хотите, но это свойственно итальянцам и в бытовых вопросах. Узенькие улочки, в центре которой можно дотянуться от одного дома до другого, население городка не больше 20 тысяч, однако народу - не протолкнуться, самый разгар туристического сезона, а круизные лайнеры на Сицилию приходят десятками ежедневно. И всем хватает места - даже автомобилям, невесть каким образом протискивающимся в самые узкие переулки. Все доброжелательны и все поют - торговцы на рынке, зазывалы в ресторанчиках или просто прохожие, хорошо поставленным голосом, почти профессионально распевают итальянские канцоне, очень любимые в этой стране.
- Выход к морю в городке очень интересный - как бы ступенька из камня вулканического происхождения, - рассказывает Сергей Муртазин. - И на этой ступеньке могут спокойно сидеть и вести дружескую беседу пара бабушек и незнакомая им девушка, просто подошедшая полюбоваться морем.
Словом, почти месяц, проведённый на Сицилии, магнитогорским артистам понравился - и поработать, и отдохнуть успели. Теперь Италия ждёт Сергея Муртазина в декабре: он едет туда с сольным концертом, в котором представит жителям самой поющей страны произведения русских композиторов Чайковского и Рахманинова, а также итальянских творцов Верди и Беллини.
Что поняли за месяц в Италии артисты: не так страшна Европа. На музыкальном Олимпе каждый певец, поющий на должном уровне, найдёт себе место и, если споёт хорошо, ему искренне будет рукоплескать даже самая избалованная публика. И уровень солистов магнитогорского театра оперы и балета, кстати, вполне под этот качественный балл подходит. Так что, надеются Игорь и Сергей, гастроли по Европе для магнитогорского театра оперы и балета только начинаются. А вот жить и работать, полагают певцы, всё-таки надо в России. Дома, как говорится, и стены помогают.