Первое апреля не только День смеха. Свой профессиональный праздник также отмечают те, кто без труда лавирует среди обыкновенных и десятичных дробей, дискриминантов, синусов и логарифмов, – математики. В их числе уроженец Магнитогорска, строитель, инженер, преподаватель и видеоблогер Евгений Копытов.
Свой путь в постижении тайн «царицы наук» Женя начал в школе № 56, попав под крыло к замечательному учителю Ирине Колышкиной. Именно благодаря ей Копытов освоился в вычислениях и решении логических задачек, тех самых, по-детски наивных: про землекопов, бассейны с водой, велосипедистов и так далее.
– Начальная школа играет основополагающую роль в понимании учеником математики, – говорит он. – И там, где этот процесс поставлен лучше, у ребят не будет проблем с предметом в старших классах. Не считаю, что такие понятия, как математический или гуманитарный склад ума, действительно имеют место. На мой взгляд, всё зависит от учителей и желания самого школьника учиться. Успех – это десять процентов таланта и девяносто процентов усердия.
Далее – семь лет учебы под зорким глазом Светланы Резник, которая была у Евгения и классным руководителем, и преподавателем математики. В её работе Копытова поразили нестандартные методы. Например, Светлана Викторовна составляла задания для самостоятельных и контрольных практически индивидуально, в зависимости от уровня конкретного ученика. Благодаря этому у «слабеньких» ребят не пропадало желание учиться, они получали хорошие оценки, начинали больше стараться и в итоге достойно справлялись с экзаменами.
– Она всё объясняла на примерах из жизни, – продолжает Евгений. – Допустим, ученик не понимал, какой результат будет, если из двух вычесть пять. Светлана Викторовна подходила к окну и говорила: «Было два градуса, похолодало на пять. Сколько в итоге сейчас?» И после таких моментов дети всегда всё понимали. Подобные методы помогали ориентироваться и давать правильные ответы.
Надёжным «помощником» в освоении точных наук для него стали шахматы.
По словам Копытова, это лучшее занятие для развития логического мышления. К тому же баталии на чёрно-белой доске – прекрасный шанс подружиться с геометрией.
– И там, и там нужно продумывать стратегию на несколько шагов вперёд, – объясняет Евгений. – Вдобавок геометрия – предмет, требующий постоянного внимания. Если ученик пропустил несколько тем в седьмом классе, то навёрстывать потом будет очень тяжело.
Помимо математики Евгений показывал превосходные результаты в химии и физике. А после школы решил пойти по стопам отца, дяди и старшего брата: поступил в МГТУ и начал изучать строительное дело. Выбрал одну из самых востребованных специальностей – «Промышленное и гражданское строительство», однако уже тогда у Копытова возникли мысли о карьере преподавателя. А в первые два года студенчества, когда ему время от времени приходилось объяснять что-то из математики одногруппникам, желание стать учителем лишь усилилось. И на четвёртом курсе Евгений рискнул.
– Разместил объявление в интернете. Полтора месяца была тишина, потом позвонила мама восьмиклассника, попросила подтянуть его, – рассказывает Копытов. – Первый опыт был необычен: я видел простые примеры и не мог поверить, что мальчик их не понимает. Тогда стало понятно, что копать надо глубже – те темы, которые проходят в пятом–шестом классе. Так и поступили, после чего мой первый ученик начал потихоньку выправляться. Честно говоря, он тоже многому меня научил и сам оказался очень старательным, схватывал всё на лету. Звали его Данил, и, думаю, если бы работа с ним не заладилась, я бы завязал с преподаванием.
Дальше Евгений набрал группу ребят и занимался с ними, пока учился в МГТУ. Совмещать репетиторство и учёбу в вузе было несложно. Если делаешь всё вовремя, то проблем не возникает. Также Копытов дважды прошёл «курс молодого бойца» – практику на стройке: познакомился и с перфоратором, и с другим строительным инструментарием. Как сам говорит, условия были жёсткие, но понравилось. А главное – Евгений приобрёл практический опыт и для написания диплома, и для дальнейшей работы.
После учёбы он отправился в Екатеринбург. Прекрасно понимая, что никому там не нужен, Копытов заблаговременно разместил объявления о преподавании, а также устроился помощником мастера на возведение монолитного здания.
– Искать учеников в Екатеринбурге оказалось гораздо сложнее, конкуренция на порядок выше, – признаётся Евгений. – Вдобавок у меня не было отзывов. В итоге на меня не обращали внимания вплоть до декабря, и лишь потом предложили взять ученицу девятого класса для подготовки к экзаменам.
Дальше – больше. Копытов готовил ребят, те показывали результаты, и его репутация росла. Он не отказывался ни от одного предложения, при этом продолжая работу на стройке. Совмещать оба вида деятельности удавалось благодаря графику два через два.
Не обходилось и без курьёзных случаев. Например, выехав к новому ученику, Евгений обнаружил, что будет заниматься с сыном главного инженера строительной фирмы, в которой трудился. Другая ситуация – вообще из разряда «нарочно не придумаешь».
– Купил в Магнитогорске машину, приехал на ней в Екатеринбург, – вспоминает Копытов. – И буквально через несколько дней её угоняют. Полиция три недели искала – без толку. В это время мне поступает новая заявка на преподавание. Еду по адресу и у нужного дома вижу свой автомобиль. Разумеется, с другими номерами, но узнал по салону и десяти копейкам на приборной панели.
Время шло, количество учеников увеличивалось, и в итоге занятиями «забились» все выходные Евгения.
Совмещать два дела в таких условиях стало тяжело, Копытов опасался, что рано или поздно не найдёт сил выкладываться по максимуму и на стройке, и с ребятами. В общем, пришло время выбирать.
– Здесь, как ни странно, мне помог Дмитрий Кирьянов, главный прораб нашей строительной фирмы, – делится Евгений. – Он и сам потрясающий специалист, и его дочь Анна, с которой я занимался математикой, тоже уникальный человек. Очень старательная, вдобавок обладала талантом находить нестандартные решения. Так что мне тоже было чему у неё поучиться. В итоге девочка сдала ЕГЭ по математике на сто баллов. Дмитрий Александрович видел, что в этом есть и моя заслуга, и посоветовал посвятить себя преподаванию полностью, поскольку здесь для меня открывалось больше перспектив.
При этом как строителя Евгения очень ценили, а в 2017 году даже отметили грамотой «За активное участие в строительстве города Екатеринбург». Да и интерес к возведению домов в Копытове не угасал, а сама работа напоминала шахматную партию.
– Многое нужно было просчитывать на несколько шагов вперёд. Погодные условия, обеспечение материалами, – перечисляет Евгений. – Иной раз приходилось задерживаться после смены, поскольку случались моменты, когда тот или иной этап ни в коем случае нельзя было откладывать на завтра.
Однако желание преподавать перевесило, спустя пять лет Копытов завершил карьеру строителя и нашёл время для нового дела – блогерства.
– Это всегда было мне интересно. Много раз пробовал начинать снимать, однако забрасывал, – вспоминает Евгений. – Но три года назад пообщался со школьным другом Николаем Велижаниным, который сейчас занимается развитием ютуб-каналов для бизнеса. Он предложил помощь и сказал главное: если начал, то продолжай несмотря ни на что.
И Копытов взялся за дело. Записывал ролики, ребята Николая их монтировали. Два месяца это вообще не приносило никакого результата, но весной 2021 года, с приближением экзаменов, на канал Евгения подписались сразу девять человек. Даже такой маленький успех воодушевил, тем более что после этого количество подписчиков только росло и уже через месяц увеличилось в тысячу раз. Вдобавок ребята начали писать комментарии, просили разобрать то или иное задание.
Тогда-то Евгений и убедился, что старался не зря. Сегодня на его канале почти семьдесят две тысячи подписчиков и двести сорок видеороликов. Есть короткие, не более пяти минут, есть длинные – до получаса. И названия довольно интригующие: «Лайфхак «Оливье», «Теперь можно выдохнуть», «Сыграешь в кальмара?»…
Сейчас его цель – достичь сотни тысяч подписчиков и получить «Серебряную кнопку» Youtube. Ну и, разумеется, продолжать учить детей, раз за разом демонстрируя, что математику может освоить каждый.