На прошлой неделе Дом кино в очередной раз подтвердил свою линию на знакомство зрителя с отечественным кино: бессменный магнитогорский "брат Люмьер" - руководитель Дома кино Виталий Старков - привез ленту "Бабло", завоевавшую главный приз Сочинского кинофестиваля, и исполнительницу главной роли - столичную актрису Марию Берсеневу.
"Бабло" - лента о криминальной смычке власти, бизнеса и бандитского мира: миллион евро кочует от предпринимателя к взяточникам, от них к борсеточникам, потом к браткам, ментам, проституткам, причем все - практически одна компания, объединенная совместными делами, общими злачными местами и сходством продажных натур.
Ленту молодого режиссера и сценариста Константина Буслова сравнивают с фильмом о бандитских девяностых "Чужая", год назад тоже представленном в Магнитогорском Доме кино: в обеих картинах главный герой - деньги, а главное действующее лицо - женщина. Только в "Чужой" все предельно жестоко, а в "Бабле" - донельзя смешно. И по замечанию Старкова, навидавшегося разнообразного киноматериала, это образец взрывного жанра, до которого редко дотягиваются кинокомедии, - это сатира. Сатира в самом деле сногсшибательная: оборотень в погонах дает старт антикоррупционной операции, шлюха рядится в светскую львицу, этническая бандитская группировка делит с официальной властью контроль над территорией, гаишник мерзнет на трассе и рискует жизнью ради дани, взимаемой с проезжих, но день не задался - у всех корочки, никто не хочет платить. Есть в фильме вроде бы назидательный и веселый, а по сути страшный эпизод, отчетливо напоминающий историю майора Евсюкова: разоблаченный оборотень в погонах на полной скорости мчится по трассе и от злобы расчищает дорогу выстрелами из ствола. В фильме пуля никого не задела, но это не умалаяет честности ленты - прочие ее персонажи не разоблачены и не наказаны, кутят в ресторане. Но и бабло у них не задерживается: миллион евро продолжает криминальное путешествие.
Единственный персонаж, к которому сценарист и режиссер ленты Константин Буслов явно благоволит, - проститутка Яна. Только ей в фильме прощаются и издержки профессии, и тяга к предательству, и любовь к деньгам: в мире бабла все ведут себя, как шлюхи, но только у нее это выходит красиво.
Обаяние Яны - заслуга актрисы Марии Берсеневой, специально приехавшей на магнитогорскую премьеру. Модель, выпускница ГИТИСа, сыгравшая Анну в "Дочках-матерях" и заглавную роль в "Маргоше", Мария Берсенева играет и в театральной антрепризе. К Дню милиции - или как теперь будет называться День полиции? - выйдет еще один полнометражный фильм с ее участием: "Не укради". Правда, есть в перечне театральных, сериальных и киноработ актрисы одна особенность, отразившаяся и в названии спектакля "Куколка" по пьесе Гарсона Кейнина "Новорожденная", в котором сейчас занята актриса: режиссеры эксплуатируют ее яркую внешность. Было время, в период актерской невостребованности Мария зарабатывала модельной работой. А как же актерские данные, поинтересовался корреспондент "ММ" на пресс-конференции: оценены ли теперь по достоинству?
- У меня достаточно богатый внутренний мир, - рассуждает Мария. - Мне везло: режиссеры если и видят внешность, то и в оценке актерского мастерства не отказывают. Константин Буслов говорит: "Она меня слышит". Это очень важно. Я была свидетелем того, когда режиссер объясняет актрисе, чего от нее ждет. Я со стороны понимаю, а она не совсем. Что до внешности - слава богу, из меня не пытаются сделать синий чулок. Это было бы неорганично.
Тем не менее, признается актриса, самым сложным на съемках было появляться перед съемочной группой в стрингах и лифчике - униформе ее киноперсонажа. Марии нравится Яна: есть в ней бесшабашность и легкость, пусть даже ради своих целей она использует людей. Что до фильма, то в нем актриса советует не искать морали: просто нужно определиться в отношениях с деньгами. На вопрос журналистов об отношении к ним самой Марии актриса ответила:
- Кто их не любит? Но я их люблю не фанатично: через человека не переступлю. К тому же, у меня семья, сын, я не могу поставить свое имя под сомнение. Но деньги надо любить, чтобы они любили тебя. Они расширяют возможности. К сожалению, без денег невозможно помочь кому-то.
"Помочь кому-то" - не пустые слова. Мария занимается благотворительностью: ее подопечные живут в детских домах в Белоруссии, Владимире, Красноярске. Есть среди них лежачие, больные аутизмом…
- Я не больше всех зарабатываю, но считаю: что дается - это необязательно для тебя, нужно делиться. Не можешь помочь деньгами - объедини нуждающихся и помогающих. Я не могу помогать всем сама, не по карману, - признается актриса. - Подтягиваю к этому делу людей, которые могут и хотят заниматься благотворительностью. Мне такая работа жизненно необходима, доставляет радость. У меня плотный рабочий график, по часам расписано все до декабря, а участие в благотворительных программах - это возможность душевного отдыха. Я вижу глаза детей и родителей, которые нуждаются в поддержке: они смотрят с надеждой.
И была еще одна тема, о которой актриса упомянула со вздохом: плотный рабочий график - это еще и нехватка времени на общение с сыном. Да, он в хороших руках: у дедушки с бабушкой, занят учебой и спортом, но их с Марией короткие встречи часто перемежаются многодневными разлуками. Когда может, она возвращает сыну этот долг, беря его с собой на съемки или в отпуск. Но чаще: "...собираясь на гастроли, на бегу, прошу: "Потерпи, мы с тобой потом..."
Сколько женщин живут с этим чувством сожаления, деля себя между семьей, работой и возможностями современного мира. Во всяком случае, эту "обычность", незвездность, роднящую актрису с любой женщиной, почувствовали и зрители. После демонстрации ленты зрительница, не присутствовавшая на пресс-конференции, приподнявшись на цыпочки, чтобы не мешали головы берущих автографы, задала актрисе важный женский вопрос: "У вас сын или дочь?" - "Сын, - улыбнулась Мария. - Никита".
Бабло там или не бабло, а дети - важнее.