Двадцать второго декабря ушла из жизни кандидат филологических наук, заслуженный работник высшей школы России Инна Моисеевна Полякова. Полвека преподавала она в МГПИ, затем - МаГУ, а уйдя на заслуженный отдых, оставалась признанным экспертом в области лингвистики.
Учиться на литфаке в эпоху Поляковой было счастьем. Она покоряла сердца учеников сразу и навсегда. Мы её обожали, но только повзрослев, осознали, как немыслимо много она давала нам сверх "обязательной" программы - и как преподаватель, и как учёный, и как наставник, и как личность.
Первую лекцию у нашего курса литфака Инна Моисеевна начала с просьбы:
- Пожалуйста, поднимите руки, кто из вас пришёл на факультет русского языка и литературы ради литературы.
Лес рук.
- А теперь - кто пришёл ради русского языка?
Откликнулись лишь несколько человек на огромную "поточную" аудиторию - не исключено, что из вежливости. И тогда она начала рассказывать, как это на самом деле увлекательно - изучать родной язык. Школьная программа даёт свод правил, и кажется, что язык - статичная, застывшая система. Но в действительности это не так...
Инна Моисеевна любила говорить:
- Нормы русского языка устойчивы, но изменчивы.
И приводила примеры из истории:
- Лев Толстой считал сокращения "электричка" и "открытка" уродующими русскую речь…
А ещё рассказывала забавные случаи из окружающей действительности:
- Сегодня по радио услышала…
Она и сама, с её безупречным владением живым русским языком, красивым звучным голосом, искромётным чувством юмора и невероятным личным обаянием, могла бы стать не вузовским преподавателем, но теле- или радиоведущей. И, к слову, стала, - много лет вела просветительские передачи на магнитогорском радио, разбирая курьёзные ошибки и доходчиво объясняя сложные правила.
Наше студенчество пришлось на девяностые годы - время стремительных перемен в жизни, а стало быть, и в языке. Потом пришло новое тысячелетие. Отстаивая традиции великого русского языка, Инна Моисеевна чувствовала и дыхание речевой стихии. Именно у неё в спорных случаях спрашивали совета редакторы, журналисты и корректоры - никогда не отказывала в консультации. Однажды я спросила, что она думает обо всех этих ужасных англицизмах, засоривших нашу речь, а она с обезоруживающей улыбкой ответила:
- Лексика - самый подвижный пласт языка, она первой откликается на меняющуюся реальность. Нам не нравится слово "мерчендайзер" - но мы же не станем говорить "специалист по продвижению товара…" и так далее. Существует закон экономии языковых средств.
При этом Инна Моисеевна сетовала, что некоторые правила неоправданно осложнены и давно назрела реформа:
- Сколько времени уходит у школьников на отработку навыка написания одной и двух букв "н" в причастиях и отглагольных прилагательных: "жареНый, поджареННый, жареННый в масле". Писали бы уже везде две "н", а высвободившееся драгоценное время потратили на изучение стилистики.
И с юмором говорила о сложных правилах написания наречий:
- "В обнимку" хочется написать слитно!
Наша последняя встреча состоялась в конце апреля. Я пришла в гости к Инне Моисеевне с диктофоном - и 15 мая в рамках проекта "Город, который я люблю" вышло интервью с ней "Меня создала Магнитка".
- Принести материал на вычитку?
- Не надо, я тебе доверяю.
Мне практически не пришлось править текст, настолько увлекательно, точно, ёмко она умела рассказывать. Спасибо профессору МаГУ Элле Яковлевне Комиссаровой за идею поговорить с Поляковой - кладезем истории Магнитогорска. И низкий поклон Инне Моисеевне, что согласилась меня принять, хотя уже не вставала и боролась с болью…
У неё было золотое сердце. Как часто юношеский максимализм студентов "помогает" создать конфликтную ситуацию с самолюбивым преподавателем, а влюблённость отодвигает на второй план конспекты. За защитой шли к Поляковой - знали, что выслушает, поймёт, возможно, поругает, но постарается помочь. Благодаря ей многие получили шанс подтянуть "хвосты", пересдать экзамен, закончить вуз.
Инна Моисеевна прожила 83 года - вроде бы немало, но любимые преподаватели всегда уходят слишком рано. Выпускники литфака и филфака разных лет созваниваются, передавая друг другу скорбную весть, и говорят: "Любимая преподавательница… Самое яркое воспоминание институтских лет - общение с ней… Человек-легенда… Как больно, когда уходят мэтры…"
Большой учёный, учитель от бога, вторая мама для своих порой непутёвых студентов, человек-эпоха, хранительница русского языка - красивого, грамотного, живого, Инна Моисеевна Полякова при жизни стала легендой Магнитки, что дано избранным. И останется в сердцах всех, кто её знал.
Прощание состоится сегодня, 24 декабря, с 11.00 до 12.00 в траурном зале ритуального агентства "Долг" по адресу: улица Советская, 94, рядом с городской больницей № 3.
Коллектив редакции "Магнитогорского металла" выражает глубокие и искренние соболезнования родным и близким Инны Моисеевны. Скорбим вместе с вами.