О концерте Владимира Маркина в Магнитогорске в Левобережном Дворце культуры и техники узнала случайно. Удивило не столько полное отсутствие рекламы на его выступление, сколько информация о том, что посещение "сольника" не будет стоить желающим ни копейки. Зал, между тем, был забит под завязку. Складывалось ощущение, что все собравшиеся - люди не случайные и знакомы друг с другом давно и очень хорошо.
Больше двух с половиной часов продолжался живой концерт, по ходу которого Владимир и на вопросы зрителей отвечал, и конкурс на лучшую частушку объявлял, и победителей оного награждал. Но самое главное - грамотно "продвигал" свой товар в массы. Под "товаром" следует понимать не творчество музыканта, а настоящий цейлонский чай, производством которого Маркин в последнее время активно занимается: по собственному признанию, он самолично ездит на Цейлон отбирать самые лучшие сорта для этого напитка. Интервью с певцом пролежало нерасшифрованным несколько месяцев, пока не приблизился "час икс": сегодня у Владимира Маркина - юбилей. Опять же, не за горами лето, а значит, появится возможность выяснить: сдержит ли он слово и приедет ли вновь, чтобы дать большой концерт под открытым небом. Что касается интервью, то оно проходило в формате классической чайной церемонии: Владимир беседовал и попивал чаек. Естественно, своей марки. И охотно отвечал на все вопросы. Про таких людей говорят: нажмешь на клавишу - сыграет всю мелодию, словом, не собеседник, а мечта для журналиста.
- Владимир, что за странный концерт вы даете в нашем городе? Рекламы не было, вход для всех желающих свободный… Как вообще люди узнали о вашем выступлении?
- Подозрительно как-то, согласитесь. Что за "тайная вечеря" такая? Не пойми что происходит (смеется). Дело в том, что я в своей жизни сделал несколько "заходов" по России. Во время первого тура мы с Сережкой Минаевым объездили всю страну. Со своим сольным проектом - театром "Трудное детство" - я побывал практически во всех уголках. Потом в стране начались всевозможные катаклизмы, которые привели к тому, что билеты на концерты стали неуклонно дорожать. И, тем не менее, даже в эти сложные периоды я ездил на гастроли. Сейчас путешествую в связи с интересностью момента: 8 мая у меня будет юбилей - 50-летие.
-Позвольте комплимент: вы настолько молодо выглядите, что смело можете скостить себе не один десяток…
- Да ладно уж. Я не стесняюсь своего возраста, к тому же во всех интернет-ресурсах он прописан, поэтому на сей счет абсолютно никаких комплексов нет. Нынешний бесплатный концерт объясняется тем, что летом я планирую сделать большой тур по городам страны. Билеты на мои выступления будут бесплатными. Это - обязательное условие. Не хочу делить людей на тех, у кого есть деньги, и тех, у кого их нет.
- Значит, в преддверии круглой даты вы и начали альтруистскую акцию? Но как это возможно в наше время?
- А вот так! Такой я парень - веселый, озорной. Хочу, чтобы бесплатные концерты прошли на максимально большой площади. В вашем городе мне приглянулась площадь Народных гуляний напротив городской администрации, где у вас, как мне рассказали, и проходят обычно выступления артистов. Сейчас я езжу по городам с шоу-программой "Не скучай!", чтобы, во-первых, договориться о летних концертах, а во-вторых, сделать затравку с прицелом на будущее. Сегодня на свой концерт я собрал людей, близких мне по духу. Мы называем себя "нескучайниками". Это такое стартовое выступление для узкого круга, которое я потом спроецирую на большую площадку.
- Вы меня простите, конечно, но кто будет платить гонорар за летний концерт в Магнитогорске?
- А никто не будет платить!
- Я правильно понимаю, что это жест доброй воли?
- Создавая круг единомышленников, я рассчитываю на то, что люди будут покупать мои компакт-диски, ту продукцию, которую я выпускаю: "Маркин-чай", например, или "Маркин-кофе". Я пою свои песни искренне и честно, и про все, чем я занимаюсь, можно сказать то же самое.
- Вы первый раз в Магнитогорске?
- Нет, конечно, ну что вы… Первый раз я был в Магнитогорске, когда ваш город посетил генеральный секретарь Центрального Комитета Социалистической партии Германии Эрих Хонеккер. Было это давно, еще до перестройки. Мы его встречали во дворце, который стоит на берегу Урала… И последние 10 лет мы достаточно часто бывали у вас в городе на частных вечеринках и корпоративных мероприятиях. У меня таких заказов предостаточно. Плановых кассовых концертов я принципиально не делал в последнее время - у меня настолько насыщенный график, что мне трудно высвободить какой-то день ради выступления. Да и необходимости такой до нынешнего тура у меня не было. Сейчас же хочется поддержать народ во время экономического коллапса. А еще всем вместе порадоваться тому факту, что перед юбилеем я начал выпускать новые альбомы.
Кстати, расскажу про одну интересную тенденцию: когда я выпустил свой первый компакт-диск - до этого моя виниловая пластинка ушла тиражом 1 миллион 250 тысяч экземпляров, через два дня произошло ГКЧП. Когда увидел свет второй компакт-диск, случился дефолт 1998 года. Продажи были очень большими, но заработать на этом альбоме смог кто угодно, только не я. Поэтому всякий раз, когда я собирался выпустить очередной альбом, мои друзья - федеральные министры - ласково советовали: "Может, не надо? Может, лучше помолчишь от греха подальше?" Но я же не могу не петь (смеется). Чувствуя, что за этим обязательно возникнет какая-нибудь "катаклизма", тем более что предчувствие кризиса уже витало в воздухе, я все равно рискнул и начал выпускать серию своих избранных альбомов. С разным дизайном их у меня выйдет несколько. Последний - к моему юбилею, к 8 мая. К слову, я серьезно подготовился к защите от пиратства: все компакт-диски - в подарочной упаковке, а внутри еще и пачка чая. Согласитесь, приятно подарить на праздник друзьям такой милый презент…
- А что вас сподвигло… нет, не на выпуск новых альбомов, а на производство чая "имени себя". Для вас это некий отходной путь, в том случае, если музыка перестанет приносить доход? Вы, кстати, сами чай-то любите?
- Люблю. И выпиваю в день от 10 до 15 кружек. Что касается первой части вашего вопроса, то я никогда не рассматривал музыку как источник своего дохода. Музыка для меня - необходимая составляющая души. Самое главное и интересное занятие в моей жизни - выступать перед людьми, записывать новые песни. А если уж говорить о профессиях, то их у меня 27. И всеми ими я мог бы зарабатывать себе на жизнь, включая, например, работу фотокорреспондента.
- А самая нетривиальная из них какая?
- Настройщик фортепиано. Или швея-моторист. Или каменщик пятого разряда. Или монтажер. Мне многие предметы в детстве давались очень легко, в удовольствие. Когда учился академическому вокалу, меня звали петь в хор Большого театра с дальнейшей перспективой роста. Но мне это было не очень интересно, потому что я на эстраде тогда уже вовсю "целовал песок". Я воспринимаю творчество как душевную потребность. Приносит мне музыка деньги или нет, я все равно буду ею заниматься. При этом, я всегда в жизни что-то создавал: начиная от радиоприемников и заканчивая мопедами. В свое время у меня дома был подпольный цех по шитью джинсов. На этом бизнесе я зарабатывал деньги, будучи студентом Московского энергетического института. А вечерами подрабатывал в ресторане. Я всегда знал, что буду петь на сцене, поэтому "делал" себя как певца сам. Подбирал репертуар, искал творческое лицо и… шил джинсы. Мой главный принцип: обязательно должна быть в жизни какая-то опора, позволяющая тебе быть независимым.
- У вас и рекламное агентство есть, и "Продакшн-центр", и агентство по организации праздников. С вами работают свыше 150 человек. По какому принципу вы подбираете людей в свою команду?
- Для меня важно такое понятие, как единомышленники. Это прежде всего те, кто разделяет мои взгляды и мою гражданскую позицию. А значит, априори с такими людьми не возникает вопроса: столько платишь - я работаю, не платишь - до свидания. Мы все идем "ноздря в ноздрю". Меня окружают профессионалы, либо они становятся таковыми в процессе работы. Однако среди всех названных вами направлений есть еще один - самый приятный проект под названием - Дом культуры Московского энергетического института.
- Вы там когда-то были директором…
- Почему был? Я и сейчас директорствую. Все 15 лет, с тех пор, как взял Дом культуры под свое крыло.
- Так вы еще и крепкий хозяйственник ко всему прочему.
- Как раз не хозяйственник, для этого у меня есть штат.
- А вы, стало быть, только идеи генерируете?
- Я контролирую ситуацию, чтобы все происходящее в ДК было на благо студенчества. Я отбиваю рейдеров, которые время от времени появляются, желая отобрать помещение и сделать в этих стенах ночной клуб или магазин.
- Значит, вы именно работаете, а не появляетесь во дворце, как ясное солнышко?
- Получилось очень удачное сочетание. Те коммерческие фирмы, которые на легальных основаниях находятся в Доме культуры, являются структурами, связанными с моими видами деятельности. И все деньги, которые институт зарабатывает благодаря этим коммерческим структурам, я, как директор, трачу именно на студенчество. Поэтому процесс воровства, который так процветает в нашей стране, у нас отсутствует. Я левой рукой зарабатываю, я правой трачу на студентов. Причем, трачу, как правило, гораздо больше, чем зарабатываю. В этом и состоит моя гражданская позиция. У меня отношение ко дворцу как к собственному дому. Помню, как вороватый проректор разрешил отдать первый этаж дворца в частные руки. Я подключил всех наших выпускников, очень влиятельных людей, которые могли помочь, и в результате мы выиграли суды, вернули первый этаж и выгнали рейдеров. И сейчас у нас там располагается студенческий клуб - одно из самых веселых и интересных мест в столице. Все-таки мне больше близка позиция продюсера, а не бизнесмена. Потому что продюсер всегда что-то создает, независимо от того, принесет это доход или нет. А бизнесмен, прежде всего, желает заработать. Мне просто в жизни везет. Потому что те проекты, которыми я занимаюсь, рано или поздно начинают приносить деньги. А если не приносят, значит, так тому и быть.
- Сейчас стало модным записывать дуэты. Как вы считаете, кто из исполнителей наиболее органично смотрелся бы рядом с певцом Маркиным?
- Маркин-продюсер ответил бы, что может спеть с кем угодно. А вот Маркин-музыкант, пожалуй, с этим не согласится. Если честно, то тех людей, с которыми я хотел бы записать дуэты, к сожалению, уже нет на этом свете. Например, кумира моего детства Муслима Магомаева. Неосуществима моя мечта и в отношении Фредди Меркьюри… А вообще я не ставлю перед собой задачи спеть с кем-то дуэтом. Все мои идеи, лежащие в плоскости создания того или иного музыкального продукта, обязательно реализовываются. Спеть с Пугачевой? Так я пел с ней, когда участвовал в ее "Рождественских встречах".
- Правда, что песня "На тот большак, на перекресток" вошла в репертуар Аллы Борисовны с вашей подачи?
- Рассказываю. Как-то я приехал к Алле Борисовне в гости, на тот момент мы с ней плотно общались. Ей со мной было интересно, насколько я понимаю, потому что мне от нее ничего не требовалось. Я не входил в тот двойной круг ее людей, которые и делают ее, к сожалению, в какой-то степени изолированной от общества. Мне она просто была безумно интересна и интересна до сих пор как легендарная личность, поэтому я всякий раз ехал к ней к огромным удовольствием. И обязательно привозил какую-нибудь недавно появившуюся "приблуду". Например, определитель номера или дистанционный автоответчик. Демонстрировал ей эти "штучки" в действии, а Алла Борисовна как ребенок: "Ух ты, такую же хочу". Это сейчас они на каждом углу, а тогда все в диковинку было. Однажды она напела мне песню "Царевна Несмеяна": дескать, ее как будто специально 30 лет назад для меня написали. Я лишь пожал плечами: спою, мол. А в ответ заметил, что есть замечательный шлягер "На тот большак". Алла Борисовна призналась, что знает эту песню, но не уверена, что она ей подойдет. "Да это же будет супер!" - уверил я ее. - "Точно?" - "Точно!" И лет через семь она ее спела.
- Вы действительно занимались организацией юбилейного вечера, посвященного 70-летию Бориса Ельцина?
- А вот это правда. Когда я делал тот вечер для Бориса Ельцина, передо мной стояла непростая задача. На празднике должны были присутствовать только близкие люди, плюс первые лица государства в количестве пяти человек - не буду называть их фамилии, поскольку и так понятно, что за персоны могли быть на юбилее у Ельцина в 2001 году. Я придумал идею с телемостом, по которому Бориса Николаевича должны были поздравлять симпатичные ему люди из числа политиков и актеров. Было много шуток. Например, Андрей Мягков на фоне бани говорил: "У нас есть традиция не ходить каждый год в баню, а праздновать день рождения Ельцина". Многие приготовили свое: Быстрицкая, Хакамада, Россель, Черномырдин, Шойгу. Причем, все они были в хорошем смысле привередливы: ни с какими другими телевизионными режиссерами, кроме меня, работать не хотели. Помню, мне нужно было поймать Чубайса в вип-салоне аэропорта "Шереметьево-2", за пять минут уговорить его спеть на мотив одной детской песенки и получить нужный формат поздравления. Борис Николаевич был страшно растроган. А еще мы ему подарили "ядерный чемоданчик", один в один похожий на настоящий. И потом мне очень долго пришлось объяснять службе безопасности, откуда я знаю, как он выглядит в реальности. Вот такие проекты мне, как продюсеру, особенно интересны.
- Вас часто благодарят за "наивные и искренние песни". Слушаю и понимаю, что назвать вас наивным человеком просто язык не повернется.
- Дело в том, что песни бывают либо хорошие, либо плохие. Я всегда пел и пою только то, что нравится мне, тщательно подбираю репертуар и никогда не гонюсь за количеством. Для меня каждая песня - это переживание. Это мое состояние души. Поэтому кто-то воспринимает их наивно, кто-то - серьезно, кто-то - как пародию, а кто-то - как откровение. Песню "В доме восемь на Тверском бульваре" я делал как псевдодворовую пародию, а когда пел ее в институтском летнем оздоровительном лагере, 16-летние барышни начинали плакать уже на втором куплете. И мне ничего не оставалось, как плакать вместе с ними.
- Как я понимаю, проект "Дискотека 80-х" - это абсолютно ваш формат?
- Мы с Сережей Минаевым стояли у истоков возникновения "Дискотеки 80-х", хотя этот проект де-юро принадлежит "Авторадио". Пять лет мы с Сергеем делали и вели его, однако в этом году "Авторадио" решило изменить формат и обойтись без нас. Я к этому нормально отношусь и прекрасно понимаю людей, которые хотят быть независимыми, в том числе и от артистов, которые являются и ведущими, и шоуменами, и самыми главными на этом проекте. Насколько это удастся "Авторадио", покажет время. Но, по сути, мы можем завтра же назваться, например "Дискотекой двадцатого века", и, уверяю вас, будем в этом плане лидерами. По одной простой причине, что мы реально были первыми, когда двадцать лет назад во Дворце спорта "Олимпийский" организовывали дискотеки с Сергеем Минаевым и Сергеем Лисовским…
- Который сейчас разводит кур?
- Да, это раньше он в шоу-бизнесе был, сейчас успешно занимается сельским хозяйством и политикой. (Лисовский представляет Курганскую областную думу в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации и является заместителем председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике. - Прим. авт.). Кстати, он мой друг с детства. Он даже работал у меня диск-жокеем, когда мы оба были студентами энергетического института. Мне очень понравилось, как в одном интервью Сергей сказал: "Это раньше я, дурак, работал в шоу-бизнесе, раскручивал звезд, вместо того, чтобы сразу начать заниматься сельским хозяйством. А эстетам, которые утверждают, что на ферме дурно пахнет, могу смело парировать: за кулисами любой предвыборной борьбы пахнет гораздо дурнее". Я Серегу уважаю, поскольку он является отечественным производителем. И мы с ним - по одну сторону баррикад, ибо я так же, как и он, борюсь с беспределом федеральных торговых сетей, которые просто загоняют отечественного производителя в угол и заставляют его выпускать солому вместо чая.
- Вы все о своем, о наболевшем…
- Я не иду на поводу у монополистов, и он - тоже. Мы вместе защищаем интересы отечественного потребителя и доносим эту правду через все СМИ.