Директор магнитогорской школы № 56 с углубленным изучением математики и физики Людмила Безмельницына в последние дни находится под пристальным вниманием средств массовой информации. Причин тому много. Школа под ее руководством, всегда пользующаяся успехом у магнитогорцев, в этом году выиграла грант Президента России «за внедрение инновационных технологий» на миллион рублей – это первое. Учитель 56-й школы Галина Измайлова, преподающая русский язык и литературу, став лучшим учителем года в области, получила грант президента на сто тысяч рублей – это второе. А ученик Иван Чернобривец, заработав «бронзу» по истории на Всероссийской олимпиаде, заслужил грант главы государства в 30 тысяч рублей.
На днях Людмила Васильевна вернулась из Москвы, где встречалась с исполняющим обязанности премьер-министра РФ Дмитрием Медведевым и министром образования РФ Алексеем Фурсенко. Особое замечание: весь Уральский регион на встрече представляли только два директора школ, и оба – из Челябинской области: Магнитогорска и Аргаяшского района. Говорили о реализации национального образовательного проекта на местах, о перспективах развития образования, о помощи государства как образовательным учреждениям, так и педагогам. Вывод встречи один: национальный образовательный проект, что называется, «пошел» и даже начал набирать обороты. И Челябинская область, в частности Магнитогорск, показывают лучшие результаты. Подробности – у Людмилы Васильевны Безмельницыной:
– На встрече нас было 28 человек: два региональных министра образования, 11 учителей – обладателей гранта, директора награжденных грантами школ. Свое выступление я постаралась построить таким образом, чтобы как можно короче рассказать о своей школе и как можно больше – о том, как на местах в среднее образование вкладывают деньги, как регионы поддерживают национальный проект. В этом плане наша школа показательна: только за лето пущен информационный блок – электронная библиотека, медиатека и компьютерный класс – уникальное, единственное в городе сооружение. Десять лет этот проект считался долгостроем, и наконец на паях выделены девять миллионов: три с половиной миллиона – городским бюджетом, три миллиона – губернатором и почти столько же комбинатские депутаты Законодательного собрания области «выбили» из территориального бюджета. Сейчас в школе строят уникальный спортивный комплекс стоимостью в 13 миллионов рублей: современный теннисный корт, совмещенная площадка для волейбола и баскетбола, площадка для мини-футбола, гимнастический городок и детский городок для дошколят и первоклашек.
– Вы все это сказали на встрече с Медведевым и Фурсенко. Какое впечатление произвело ваше сообщение?
– Учителя слушали меня в буквальном смысле слова открыв рот. Удивительно это было даже для Дмитрия Медведева. По окончании моего выступления он сказал, что именно в этом и состояла цель внедрения национального проекта «Образование»: разбудить регионы, заставить их обратить внимание на свои школы. Потому что миллион в рамках гранта для школы – капля в море. И Челябинская область, как отметил Дмитрий Медведев, снова показала пример четкой и грамотной работы. По его словам, вторым этапом нацпроекта будет конкурс среди регионов – как местная власть вкладывает деньги в национальные проекты. Лидерам будут направлять дополнительные средства. Другие темы, затронутые на встрече, тоже весьма актуальны для работников образования: по словам Дмитрия Медведева, сейчас пересматривают условия ипотеки для учителей, потому что сегодня она просто недоступна, а значит, проценты будут понижать. Пересматривают ставку директора школы, заработную плату всех работников сферы образования. Знаете, что самое приятное? Дмитрий Медведев произвел впечатление профессионала, человека, знающего проблемы образования не понаслышке: ведь он, окончив Санкт-Петербургский университет, сам работал преподавателем. В следующий раз в Москву мы поедем 22 ноября – на встречу с президентом Путиным, куда приглашены директора всех школ – обладателей гранта, и учителя, получившие его.
– Сколько лет назад, на ваш взгляд, началось финансовое возрождение школьного образования в Магнитогорске, и чьими силами?
– Финансовые потоки идут и от города, и от области, и от градообразующего предприятия. В последние четыре года они стали очень ощутимыми: когда мощным потоком пошло оборудование, спортинвентарь… Школа тоже не стоит на месте, зарабатывает деньги сама. Как говорит Петр Сумин, нам помогают зарабатывать ученики своими блестящими ответами: в школы, которые показали наиболее высокие образовательные результаты, область направляет солидные средства.
– Единственная в городе медиатека, уникальный стадион – чем вы заслужили?
– Мы очень стабильно даем ежегодные высокие результаты: школа, без лишней скромности, пользуется огромным спросом у горожан. И политика городских властей заключается в том, чтобы вкладывать деньги в стабильные учреждения. Мы ведь тоже стараемся: как только где-то появляется что-то новое в образовательном плане, мы тут же пытаемся это апробировать. Наша школа в числе первых начала работу по здоровье-сберегающей технологии. Мы учимся не четвертями, а триместрами: шесть недель учимся – неделю отдыхаем. Каникулярное время у нас такое же, как в остальных школах, но оно более равномерно распределено, и это помогает детям быстро восстанавливаться, контролировать свою учебу, корректировать ее. Выходя на триместры, единственной своей задачей мы ставили контроль за состоянием здоровья детей, процессом утомляемости. Но получили еще один результат, который, честно говоря, даже не просчитывали: сразу за год успеваемость учеников выросла на 15 процентов. Представляете, какие это показатели, если учесть, что бороться приходится за каждую десятую процента? Это первая наша инновация. Дальше мы приняли участие в областном образовательном эксперименте: закупили специализированные дневники – к примеру, у нас есть спортивные дневники начального, среднего и старшего звена для самих учеников, классных руководителей и даже родителей. В них отмечены рост, вес, осанка – все это фиксируют сами школьники. С самого детства мы прививаем интерес, заботу о своем здоровье, потому что, согласитесь, здоровье нации зависит не от количества уроков физкультуры в школе, а от заинтересованности самих людей быть здоровыми. И еще одна инновация, взятая нами из Златоуста после того, как этот город показал лучшие по России результаты ЕГЭ, – работа по особому расписанию с выпускниками 11-х классов. Весь учебный материал мы выдаем им до конца марта, чтобы апрель и май ребята могли готовиться к экзаменам. Мы выставляем предварительные оценки. Дети, видя их, сами составляют расписание своих консультаций: к примеру, физика и химия в расписании 11-а и 11-б стоят по очереди: у одного класса – первым уроком, у другого – вторым, и наоборот. Выпускник, анализируя свою успеваемость по предварительным оценкам, может пропустить урок химии, зато дважды посетить физику, желая выправить результаты. Однако математику, русский язык и литературу посещают все, поскольку эти предметы – обязательные в списке ЕГЭ. Введение этой инновации тоже принесло пользу: у наших 11-классников появилось больше времени для подготовки к тем предметам, которые им необходимы, тогда как остальные выпускники жутко утомляются, посещая в обязательном порядке все уроки – даже те, которые дальше им не пригодятся.
– Когда вы были молоды и работали учителем, наверняка у вас уже были директорские амбиции. Вы видели школу под вашим руководством именно такой, какова сегодня 56-я школа, или сейчас вы сами удивляетесь, «…до чего дошел прогресс…»?
– Могу сказать однозначно: ничего с неба не падает. Я мечтала уж если не об уникальной школе, то об учреждении, которое давало бы добротное образование, чтобы выпускники школы были конкурентоспособными, чтобы они могли выбирать вузы на свое усмотрение. Такая мечта была еще 11 лет назад, когда я, уже будучи директором, училась в открытом британском университете «Линк» на курсах для управленцев. Преподаватели заставляли нас работать на перспективу и однажды предложили создать макет организации, который мы руководим. Тогда я задумалась: что я хочу видеть через десять лет? Поставила себе цель: создать в школе максимальные условия для интеллектуального развития ребенка. И этим мы планомерно занимаемся.
– Тот макет полностью воплотился в жизнь?
– (Смеется). Где-то я еще чего-то не достигла, а где-то даже предположить не могла, что прогресс будет столь значительным. Представляете, еще год назад Петр Сумин говорил: «Я обещаю каждый год ставить по одному автоматизированному месту учителя в школу – ноутбук, мультимедийную установку и экран, благодаря которым мел и тряпка уходят в прошлое». Это казалось недосягаемой мечтой. Уже через год мы запустили целевую программу по компьютеризации школы: сегодня у меня на один компьютер 11 учеников – это очень хороший показатель.
– Последние десятилетия в России была мода на профильное образование: то мы всей страной бросались изучать английский язык, то – юриспруденцию и бухгалтерский учет… Ваша школа математическая. На нее была мода?
– Наша школа стала пользоваться популярностью примерно восемь лет назад, когда стала показывать стабильные результаты по всем предметам. И если в других школах недобор, то у меня – перебор учеников. В августе ко мне приходят родители тех детей, которые пойдут в школу только через год, – хотят быть уверены в том, что попадут в нашу школу. У нас шесть лет работает школа дошкольника, цель которой – не «натаскать» детей на чтении и письме, а развивать их. С ребятками работает психолог, который развивает все виды памяти, концентрацию внимания, коммуникативные навыки… В прошлом году средний балл по сдаваемым предметам у моих выпускников был 4,8 – представляете, почти каждый первый получил «пятерку»! А четыре года назад у нас из 56 выпускников было 11 медалистов. Последние восемь лет у нас стопроцентная поступаемость в вузы – все выпускники успешно сдают туда экзамены – от магнитогорских до МГУ и МГИМО.
– Если ваша школа пользуется спросом, значит, вы имеете возможность выбирать лучших детишек. Может, в этом причина хороших результатов?
– Мы не выбираем лучших, по закону не имеем на это право: берем тех, кто приходит, – пока не заполним свободные места.
– Людмила Васильевна, как вы думаете: вы – хороший руководитель?
– (Смеется) Думаю, нет. Потому что хороший руководитель – это тот, кто умеет планировать свое время. А у меня не получается, все время приходится работать в «пожарном» режиме.
– Вернемся к национальному проекту. В связи с этим, возможно, обидный вопрос: ваша школа и так хорошая – зачем ей помогать? Не лучше ли вкладывать деньги в плохую школу, чтобы дотянуть ее до вашего уровня?
– Позиция правительства определенна: на данном этапе оно поддержало те школы, которые, не имея финансовой поддержки, занимаются инновациями. Работать в инновационной школе, поверьте, очень сложно: нужно постоянно готовиться, нужно учиться самому – причем в рамках той же учительской зарплаты, ведь дополнительно за инновации к ставке ничего не добавляют! Мы заслужили то, что получили. Но, если честно, я до сих пор боюсь, что называется, проснуться, открыть глаза и увидеть, что все это сон.
– Лучших мужчин женят на взлете, талантливейших детей предприятия отмечают для себя еще на школьной скамье…
– Совершенно верно, и на встрече Дмитрий Медведев особо подчеркнул: нужно создать в России такие образовательные условия, которые остановят отток мозгов за границу. Я на своем примере почувствовала это: мои воспитанники учатся в Америке, Канаде, Англии, причем демонстрируют очень неплохие результаты. Конечно, я за них рада, более того, их достижения – реклама моей школы… Но, знаете, за страну обидно. Будем делать все, чтобы нашим детям хотелось учиться и работать в нашей стране.
Рита ДАВЛЕТШИНА. Фото Андрея СЕРЕБРЯКОВА.