Алексей Иващенко знаком всем - хотя немногие об этом догадываются. Любители кино знают его по немногочисленным, но очень точным ролям в серьезном полном метре. Знатоки поэзии ценят за стихи, полные лиризма и рассуждений. Почитатели авторской песни обожают как автора-исполнителя еще с 80-х, когда он, студент географического факультета МГУ, вместе с Георгием Васильевым создал дуэт, прозванный в народе "Иваси".
А еще - его голосом говорят Брюс Уиллис в "Пятом элементе", Хью Грант в "Ноттинг Хилле" - фильмов десятки, и даже герой Дмитрия Харатьяна в "Королеве Марго". Кстати, Джинн из мультфильма "Аладдин", кролик Роджер и сам Дональд Дак тоже во многом обязаны популярностью голосу Алексея Игоревича. Ну и напоследок. Иващенко - один из создателей легендарного "Норд-Оста" - правда, трагическая судьба мюзикла более известна, чем его содержание, но в том нет вины автора.
Так что не воспользоваться случаем поговорить с Иващенко было просто невозможно. Профессиональные вехи: окончил МГУ, затем ВГИК в мастерской Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой, после - аспирантуру под руководством Алексея Баталова.
- Алексей Игоревич, музыке вы учились всего пять лет. А пишут о вас: впечатление, что не Иващенко творит искусство, а само искусство сотворило его.
- (Смеется). Это возвышенно. В мире много выдающихся музыкантов, которые вообще не занимались музыкой. Недавно с Ириной Богушевской сделали проект, посвященный бразильской музыке середине прошлого века - босанове. Так вот один из основателей ее Антонио Карлос Жобим был пианистом-самоучкой: сам подбирал созвучия и так создал новую музыку. Я после музыкальной школы много читал, занимался сам… Но отсутствие полного образования, говоря по совести, сказывается: не умею читать партитуру, не играю с листа на фортепиано…
- Судя по всему, мюзиклами вы увлеклись раньше, чем самый известный продюсер в стране Екатерина фон Гечмен-Вальдек…
- Одновременно. В 97-м году хотели с Гошей Васильевым поставить на русском языке и по сию пору самый знаменитый в мире мюзикл "Отверженные" - 27 лет, не прерываясь ни на один день, он идет в Лондоне при полных залах. Из-за кризиса 98 года сделать это не удалось. Екатерина и компания "Метро интертеймент" предпочли более простой и дешевый проект "Метро". И у них получилось.
- Почему сделали ставку на мюзикл: ведь это не совсем русский жанр?..
- Как раз один из самых российских видов искусства.
- Имеете в виду оперетту?
- Нет, именно мюзикл! Откуда взялся фильм "Веселые ребята"? Утесов со товарищи создал в Питере театр, в котором с бешеным успехом играли мюзикл "Музыкальный магазин". Решили перенести на пленку этот успех, но не получилось - сюжет не позволял. Тогда был призван Николай Эрдман, который написал новую пьесу, оставив от старого мюзикла только имя главного героя Кости Потехина. Так начался грандиозный успех мюзиклов. Понятное дело, Бродвей начал ставить их раньше, там давно поняли: чтобы иметь коммерческий успех, спектакль надо играть каждый день. В России первым ежедневным спектаклем стал "Норд-Ост". До сих пор ни один отечественный мюзикл - а прошло уже 11 лет - не отработал на сцене в ежедневном режиме хотя бы год.
- Все помнят историю о том, как Кобзон "выпросил" у террористов женщину и двух ее дочек, и та в честь певца назвала сына Иосифом. Так вот, после теракта она опять пошла на "Норд-Ост", говоря: "Почему из-за каких-то ублюдков я не должна досмотреть такую красивую постановку?"…
- Спектакль был действительно хороший. После теракта его восстанавливали дважды: сначала в том же помещении, а через год отправились с гастролями - правда, отыграли только в Нижнем Новгороде и Тюмени. Больше, по не зависящим от нас обстоятельствам, не стали его показывать.
- Почему же опять не возродить? Георгий Васильев, насколько знаю, теперь - богатый и влиятельный человек…
- (Смеется). Деньги - это важно, но это не самое главное. Найти их можно. Может, и до этого руки дойдут. Пока же много других дел.
- В своем блоге вы написали, что люди в провинции более добры и открыты. Хочу уточнить - это реверанс провинции?
- Нет, у меня действительно ощущение, что здесь люди живут в состоянии меньшего стресса. Есть, конечно, свои проблемы - меньший доход, конфликты с местным начальством - как говорится, Бог высоко, а царь далеко. Но нет стресса от большого скопления людей и информации. В МГУ, например, на предмете экологии приводили интересный пример. Устойчивая экологическая среда находится в динамическом равновесии: становится меньше травы - зайцам нечего есть, они умирают. Стало больше волков - и снова бедные зайцы умирают. Но знаете ли вы, что зайцы умирают и тогда, когда их становится много? Оттого, что слишком часто видят себе подобных и сердце не выдерживает. Так же в Москве: время от времени нужно уезжать, давать себе возможность побыть одному.
- О своем умении делать много чего вы говорите: это хорошо тем, что, когда надоедает одно, берешься за другое. Смена занятия - это и есть отдых?
- Не всегда. Я люблю полежать на диване, лениво играя на гитаре, под кино, по возможности никчемное - стрелялку, например. Но вы правы - в таком режиме меня хватает всего на пару часов.
- Своего зрителя вы видите "…умным, интеллигентным, дружелюбным, веселым и трудолюбивым"… Но, если верить классикам, российской интеллигенции свойственна лень. С другой стороны, когда много работаешь, на радость не остается ни сил, ни времени …
- (Смеется). Не согласен. Знаю сотни трудолюбивых, умных, веселых и целеустремленных людей. К примеру, мой друг Георгий Леонардович, которого вообще ничто не способно сломить, а я видел его в весьма тяжелых ситуациях.
- Это Васильев из "Иваси"?
- Кстати. Мы никогда не называли себя этим словом и уж тем более не печатали в афише название "Иваси". Его придумали и всячески насаждали нам зрители, которым оно почему-то очень понравилось. Сначала пытались с этим бороться, а потом махнули рукой.
- Не хочу вас обидеть, но вы профессионал, что называется, широко известный в узких кругах: хороший актер, но не Сергей Безруков. Все знают ваш голос - но вторым Копеляном не стали. Автор и продюсер "Норд-Оста" - но славы той же фон Гечмен-Вальдек не добились… Опять же, уважаемый бард, но не звезда, как тот же Олег Митяев…
- (Улыбается). Да. Что касается кино, мне сильно не повезло: когда окончили институт в середине 80-х, фильмов почти не было. Из одногруппников мало кто снимается по сию пору. Насчет остального… Мнения нескольких людей, которые я ценю, мне достаточно. Поверьте, увеличить количество зрителей могу легко за полгода - тот же "Норд-Ост" посмотрело свыше 300 тысяч человек. Мы писали его не разгибаясь три года - история любви, страны, эпохи, глубокая разработка темы... Тем не менее, в пресс-релизе дали: "На сцену садится настоящий самолет" - и три восклицательных знака. И были умные люди, которые из-за этого не пошли - мол, дешевый аттракцион не для нас. Спасибо, они пришли позже - когда узнали, что, помимо самолета, там есть нечто более глубокое. Но, как вы говорите, мы привлекли широкую публику, так что усилий для этого много не надо.
Раз в год бываю на концертах Сергея Никитина. Кафе, человек 45, которые, как и я, понимают, что по художественности, музыкальности и содержательности этот концерт достоин больших залов Европы. Но Сергею Яковлевичу Никитину этого вполне достаточно. И это прекрасно. Ну, право, не Стаса же Михайлова я пойду слушать! А люди кредит берут, чтобы купить билеты на его концерт. Иными словами - не всегда качество определяется количеством. Есть святое правило: делай что должно - и будь что будет. Я учился у Сергея Федоровича Бондарчука и Ирины Константиновны Скобцевой. Планка, которую они ставили, до сих пор чрезвычайно высока. Ирине Константиновне - 85, она в отличной форме, остром уме и прекрасном осознании того, что сегодня происходит в искусстве. Больше 30 лет назад мы, студенты, не понимали, что так бесило их в наших неумелых, ленивых и порой вычурных этюдах. Сейчас понимаем: драматическое искусство, искусство волшебства, которое происходит между людьми на пустой сцене, практически исчезло, а предпосылки этому были уже тогда.