Даже сегодня интерактивных проектов на отечественном телевидении - раз-два и обчёлся. А в начале века таким критериям отвечала лишь одна программа - "Времечко". Кроме федерального "Времечка" успешно работали региональные её филиалы. Но то были столицы областные и краевые, а тут - Магнитогорск. Но Намятов решил твёрдо: проекту быть.
Трудностей, связанных с масштабом города и телекомпании, было много. В столице над проектом работала огромная команда, где каждый занимался конкретной задачей: телеведущие не ездили снимать сюжеты, корреспонденты не работали в эфире, даже чашку чаю приносили, что называется, специально обученные люди. Здесь же сразу было понятно, что журналистам придётся быть универсалами. И всё же решили рискнуть.
Почти год вели переговоры со столичной телекомпанией "АТВ" - хозяйкой "Времечка". Требования выдвигались серьёзные: полностью оборудованная студия, специальная аппаратура для прямого эфира. Но главное - отдельная редакция, в штате которой и телеведущие, и операторы, и даже водитель с автомобилем. Одновременно проводили кастинг ведущих и корреспондентов.
- Желающих работать в новом проекте было много, - с улыбкой вспоминает ветеран "Времечка" Евгений Наумов. - Талантливые и не очень, смелые и робкие, каждый день общались с сотнями разных претендентов. Был даже настоящий индус, почти не говорящий по-русски.
В первый прямой эфир, сопровождаемый для верности московскими телевизионщиками, вышли Алексей Сальников, Лариса Копытова (ныне Анисимова) и Дина Столярова (сейчас Наумова). Говорят, эмоций было выше головы.
- Сценарий расписан посекундно, - делится секретами телекухни первый руководитель программы, а сейчас заместитель директора телекомпании "ТВ-ИН" Алексей Сальников. - К примеру, на разговор со зрителем в прямом эфире выделено 30 секунд - ни больше, ни меньше. И за это время нужно не просто "разыграть" разговор композиционно - начало, развитие и концовка - но и дать ответ, которого ждет от тебя телезритель.
- Представь себе, - присоединяется Евгений Наумов. - Ты в интерактивных наушниках, в одном ухе говорит зритель, которого через пару секунд нужно "выводить" в прямой эфир, в другом режиссер и оператор дают поправки, рядом телеведущая, с которой готовишься к диалогу, да ещё краем глаза смотришь сюжет, чтобы по окончании было о чём говорить. Первое время, конечно, голова шла кругом.
Прямые эфиры стали настолько отточенными, что по сей день горожане, не веря в интерактивность "Времечка", набирают номер программы. И лишь услышав голос ведущего: "Времечко, что будем обсуждать в прямом эфире?" - с ошарашенным возгласом: "О, и впрямь прямой эфир!" - бросают трубку. Нет, бывают, конечно, казусы - то микрофон вовремя не "уведут", то оговорка, то ещё что-нибудь. Такие "ляпы" "времечковцы" бережно собирают - чтобы использовать, к примеру, в первоапрельском выпуске. Но вернемся к истории.
Вскоре голова пошла кругом от количества звонков и тем, которые пришлось перелопачивать в поисках правды. Известность к "Времечку" пришла сразу - рейтинги подскочили. Вместе с этим в геометрической прогрессии росли количество работы и ответственность. Ведь за каждым звонком стояла судьба конкретного человека.
- Каждый день мог "бросить" тебя в самую неожиданную точку съёмки, например, на колокольню храма или на заброшенную свалку, - улыбается Дина Наумова. - Бывало и такое, что машина не могла пробраться к месту съёмки сквозь сугробы или грязь - приходилось добираться пешком.
К "времечковцам" шли даже с личными проблемами: сын спивается, муж после развода имущество делить отказывается. В общем, обращались как к последней инстанции - и они помогали: рылись в законах, выстраивая алгоритм похода по инстанциям в попытке разрешить проблему, звонили власть имущим - просили, ругались… Когда острые сюжеты выходили в эфир, многие проблемы действительно решались в считанные дни: здесь яму, которую раскопали полгода назад, наконец, закопают, там детскую площадку начнут монтировать. "Времечковцы" стали настоящими народными героями - их узнавали не просто как "человека из телевизора":
- В очереди к доктору, в магазине или на остановке люди запросто подходили и, поздоровавшись, начинали: "Нам нужна ваша помощь", - рассказывает Лариса Анисимова.
По словам Алексея Сальникова, подходят в основном представители старшего поколения - с мизерной пенсией и неразберихой в законодательстве они первыми попали под удар новой жизни. Потому корреспонденты не отказывают никогда: внимательно выслушают, дадут контакты. Кстати - и это особая гордость журналистов программы - не всегда даже злободневные сюжеты попадали в эфир: увидев съёмочную группу на "неблагополучном" объекте, ответственные службы тут же брались за работу, так что проблема отпадала сама собой. С чиновниками и руководителями коммунальных подразделений "времечковцы" работают постоянно - со многими установились практически приятельские отношения, и порою проблемы решаются одним телефонным звонком. Казалось бы, чему радоваться, ведь сюжет для показа в телеэфире не сделан? Зато горожане скажут искреннее спасибо.
А иной раз случается, что, приехав помочь кому-то, журналисты помогают сами себе:
- Как-то в пору бесчинств управляющих компаний поехала делать очередной сюжет на эту тему, - рассказывает корреспондент "Времечка" Мария Хищенко. - Суть такова: чтобы снять с себя оплату общедомовых нужд, управляющая компания составляет документ о якобы проведённом собрании, на котором жильцы якобы отказались от услуг управляющей компании. И что вы думаете? В одном из документов обнаружила подпись свою и мужа, хотя на собрании этом, как вы понимаете, нас не было.
Так из рабочей поездки в эфир вышел сюжет, а в прокуратуру - заявление.
На вопрос, что больше всего поразило журналистов за десять лет существования программы, отвечают почти в один голос: люди. До сих пор не могут привыкнуть к людской черствости - когда 80-летние старики оказываются брошены собственными детьми и годами живут в квартирах, где нет света и газа. А с другой стороны, можно только восхищаться людским милосердием - когда всем миром помогают беззащитным и слабым.
- "Времечко" проводит и социальные акции, - говорит Алексей Сальников. - Мы бросали клич помочь детским домам, приютам, семьям погорельцев. И получали мощную помощь: люди везли мебель, стройматериалы, муку, крупы и другие продукты. Приходили сухонькие старушки, приносившие тысячу руб-лей, а у самих пенсия - три тысячи. Приходили успешные предприниматели, большая часть которых, кстати, помогала анонимно - и наотрез отказывались афишировать своё имя.
Очень кстати пришлась рубрика "Стол находок "Магнитогорского "Времечка" - её тут же подхватили некоторые городские интернет-сайты.
За десять лет существования "Времечка" статистика программы впечатляет: более тысячи трёхсот выпусков программы, более шести тысяч сюжетов. Журналисты "Времечка" даже составили определённый рейтинг проблем - в зависимости от района проживания горожан. Так, жители поселковой части города чаще всего жалуются на отсутствие дорог и вывоз мусора. Левобережье обеспокоено социализацией своей территории - строительством детских площадок, культурных, спортивных и развлекательных учреждений. Новые районы не устраивают перекопанные дворы, отсутствие ремонтов и грязь в подъездах. В Правобережном районе проблема - узкие дворы и отсутствие парковок… Наиболее эстетичен Ленинский район: жители самой красивой территории города озабочены сохранением её исторического облика - а потому жалуются, в основном, на архитектурный вандализм, неухоженность парков и вездесущую рекламу, портящую вид города.
Несмотря на строгие рамки проекта, журналисты магнитогорского "Времечка" нередко привносят в свою программу новые рубрики. К примеру, осваивая в эфире новую профессию, журналисты открывали её для других горожан - они и пары в загсе регистрировали, и автобус водили, и снег на тракторе чистили, и котлеты в детском саду лепили, и даже в постановке кукольного театра участвовали. "Времечковцев" не пугают ни изматывающий рабочий график, ни поздние эфиры, особенно, если "Времечко" выходит после хоккейных баталий "Металлурга".
Итак, за плечами десять лет - солидный возраст для телепроекта. И все эти годы главная задача, поставленная перед журналистами, не меняется: программа говорит в прямом эфире с рядовыми горожанами, высвечивая их жизнь, проблемы, заботы. И конечно, помогает их решать.