Для встречи с Юлией Кривошапко поводов несколько, и это не только включение её в список лауреатов премии областного Законодательного собрания в сфере культуры и искусства. Жизнь в возглавляемом ею учреждении культуры кипит, есть о чём рассказать. А о самом приятном поводе я узнаю едва ли не на пороге её кабинета от сотрудников галереи: «У Юлии Петровны сегодня золотой юбилей!» Мне же накануне беседы она сказала по телефону: «Я сейчас в отпуске, но на открытие выставки приду, давайте встретимся накануне».
Личные праздники и достижения директор МКГ не афиширует, о своём пути к должности, где нужно быть человеком искусства и в то же время твёрдым руководителем, она рассказывает с удивительной скромностью:
– Родилась и живу в Магнитогорске. Рисовала с детства, даже в пионерский лагерь брала с собой альбомы, карандаши, краски. В лагере «Звёздный» была звеньевой, наше звено ставило сказку, где я сама рисовала персонажей и декорации. Одновременно с общеобразовательной школой я училась в Детской художественной школе, где прошла дополнительный годичный курс у Андрея Петровича Крючкова – он готовил желающих к поступлению на художественно-графический факультет Магнитогорского государственного педагогического института. Более того, итоговые экзамены – живопись, композиции, рисунок – были зачтены как вступительные на худграф, нам оставалось только написать сочинение. МГПИ я окончила в 1995-м – и с тех пор не было серьёзных попыток рисовать. Я поняла: чтобы быть художником, кроме желания творить и профессионального образования нужен огромный талант.
Возможно, Юлия Петровна слишком самокритична, но она всегда ставит себе высокую планку. Не видит в себе художника – значит, можно учить детей! Её специальность в дипломе – «Учитель ИЗО, черчения и руководитель кружка ДПИ». Но устроиться учителем не удалось. Молодая, замужняя – она же в декрет уйдёт! И тогда Юлии помог совет её первой учительницы обратиться в картинную галерею. Конечно же, место было знакомое: сюда она ещё школьницей и студенткой ходила на выставки. Но и помыслить не могла, что сможет стать музейным работником – здесь же особая специфика. Не сведущий в музейном деле человек и не подозревает, какой это великий и самоотверженный труд. Итак, Юлии Кривошапко предложили стать младшим научным сотрудником и потом перейти в фонд хранения скульптуры.
– Я проработала полгода, поняла специфику деятельности музея. Ознакомилась с инструкцией по учёту и хранению музейных предметов – тоже особый большой пласт знаний, требуемых для хранителя музейных предметов. И когда я прошла аттестацию, приняла фонд скульптуры.
Когда мы приходим в картинную галерею, видим интеллигентных женщин, воодушевлённых своей работой.
И немного завидуем: хорошо им, в такой-то красоте, ходи да любуйся. Ах если бы. Их огромный труд видят только коллеги, а зрители приходят и наслаждаются выставкой.
– Даже музейные смотрители не всегда знают, как выставка появляется. И кстати, им тоже необходимо быть профессионалами – знать, как правильно вести себя с посетителями. А когда на их глазах рождается выставка, они признаются, что многого не знали. Открываюстя глаза, и многие даже наши сотрудники признаются, что не знали многого. Прежде чем выставка состоится, нужно её придумать. Либо идея появляется у нас, либо ищем автора. Бывает, художник сам на нас выходит – но мы смотрим, чтобы и уровень работ был достойный, и концепция интересная. Что радует, в наши залы просятся профессиональные художники. В прошлом году к нам приезжали Николай Устюжанин и Сергей Устюжанин, отец и сын, из Ханты-Мансийска. Николай Павлович – основатель Кыштымской художественной школы, а Сергей Николаевич в 1983 году окончил худграф МГПИ, поэтому они и знают наш город. В начале года состоялась выставка их земляка Владимира Колова, который тоже начинал учиться в Магнитогорске, – «Январский вечер». Люди очень талантливые!
В 1997 году у Юлии Петровны родился сын. После декретного отпуска она некоторое время работала в сфере дизайна – это был ценный опыт. К слову, она, как, вероятно, все выпускники худграфа, ремонты дома делает сама – вкус превосходный. «Свободное плавание» завершилось у причала картинной галереи, которая вновь притянула к себе. Юлия Кривошапко стала документоведом.
Но если вы, дорогие читатели, думаете, что документовед МКГ ничего тяжелее папки с бумагами не поднимает, вы ошибаетесь. Монтаж и демонтаж выставок – дело всего коллектива. Да, в штате есть рабочий и инженер, самое тяжёлое – их задача. Но и женщинам – руководству, научным сотрудникам – порой приходится крутиться как белки в колесе.
– Мужчины появились в МКГ с недавних пор. Коллектив женский. Это женщины, которые, наверное, могут делать всё, – в голосе Юлии Петровны неприкрытая гордость за самоотверженных и дружных коллег. – Они пишут статьи, аннотации к выставкам. Надо будет – и гвоздь забьём. А по-другому никак. Не всегда получается объяснить неопытному в нашей сфере человеку, что и как сделать.
Юлия Кривошапко делится «кухней» организации выставок. Сначала нужно договориться с автором, понять концепцию либо помочь автору её определить. Что это будет – ретроспектива или работы определённого творческого периода? Как представить выставку зрителю?
Непростая задача – доставка работ. Если автор местный, сотрудники галереи сами отбирают картины в его мастерской. Если издалека – присылает фото. А потом встаёт вопрос транспортировки.
– Колов привёз картины в прицепе – для меня это маленький подвиг! – восклицает директор МКГ, а я возражаю: не больший, чем труд женщин из МКГ, ох не больший. Словом, общими усилиями можно создать достойную экспозицию, только так и никак иначе. Когда идёт подготовка экспозиции грандиозного триеннале «Лабиринт» с сотнями участников, большую помощь оказывает местное отделение Союза художников России.
Важно и искусство составления экспозиции.
– Смотрим, какая работа с какой будет хорошо смотреться, чтобы каждая картина, каждый графический лист смотрелись индивидуально, не перебивая друг друга, а поддерживая. И, конечно, информацию о выставке нужно донести до зрителя – это анонсы в СМИ, на сайте m-k-g.ru и в группе в соцсети «ВКонтакте» vk.com/mkgalleru.
Возвращаемся к пути Юлии Петровны в профессии. Документоведом МКГ она работала с 2003 по 2006 год. Капитальный ремонт здания стал поворотным моментом в истории учреждения: картинная галерея открылась уже с новой структурой – с виртуальным филиалом Русского музея. Заведующей информационно-образовательного центра стала Юлия Кривошапко. Тогда это был прорыв! А сегодня в лучших музеях мира есть программы, которые позволяют виртуально погулять по залам. Однако кредо картинной галереи – уметь удивить зрителя, заинтересовать его. Так появились проекты, обретающие всё большую популярность у горожан.
«Ночь в музее» (0+) и «Ночь искусств» (0+) – ежегодные всероссийские акции. Это любимые широким кругом горожан праздники. А на постоянной основе реализуются проекты «Арт-выходные» (0+) по субботам и воскресеньям и «Среда обитания – музей» (0+) по средам. Их изюминка – бесплатные лекции, экскурсии, мастер-классы. Многие приходят семьями и планируют посещение сразу на несколько часов, чтобы охватить два-три таких события.
Юлия Кривошапко стала директором МКГ в 2011 году. Её мечта – чтобы в картинную галерею выстраивались очереди, как это бывало в СССР, когда в Магнитке выставлялись Русский музей и Третьяковская галерея. Но Магнитогорская картинная галерея обретает всё большую популярность. В дни открытия выставок здесь всегда людно.
МКГ участвует в городском проекте «Купол», что значит культурное поколение.
Это возможность для определённых категорий школьников хотя бы раз в году бесплатно посетить знаковое культурное учреждение.
Зрителей привлекает разноплановость экспозиций, да и талантливые любители могут стать их участниками.
– Мы показываем зрителям и непрофессиональных художников, тех, кто занимается изобразительным и декоративно-прикладным искусством в свободное от основной работы время, тех, для кого это хобби.
А какие хобби у Юлии Кривошапко?
– Шью, вяжу. Создаю женские мастеровые вещи – они и в быту пригодятся, и эстетически привлекательны. Подушки, интерьерный текстиль – всё делаю я сама. Одежду тоже.
На вопрос, что порадует во время отдыха, она отвечает:
– Общение с родными. И чтобы на работе всё удавалось, чтобы у моих сотрудников всё получалось – это самое главное и радостное событие.
В день юбилея, ещё и будучи в отпуске, оказаться в директорском кабинете, а потом – в выставочном зале? Ещё и в такой напряжённый день, как открытие выставки? Для неё это естественно.
– Просто я не подумала о том, что свой день рождения надо провести вне работы, – улыбается Юлия Петровна. – Это моя жизнь, как и для многих руководителей. И когда же, если не сейчас, я получу столько поздравлений?
Премия в сфере культуры и искусства
Законодательное собрание Челябинской области определило лауреатов премии в сфере культуры и искусства, которая ежегодно присуждается за добросовестный и безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, создание благоприятных условий для развития личности. Среди них – восемь магнитогорцев.
Премией ЗСО отмечены два представителя Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе – старший менеджер отдела по развитию самодеятельного искусства и народного творчества, хормейстер Елена Ихсанова и звукорежиссёр Денис Шамсутдинов. Магнитогорский театр оперы и балета также поздравляет двух своих победителей – заместителя директора Наталью Буданову и артиста-вокалиста (солиста) Никиту Федотова. Также в числе лауреатов премии – преподаватель по классу баяна и аккордеона детской школы искусств № 6 Галина Иовик, аккомпаниатор Дома дружбы народов Сергей Криницкий, и методист центральной городской библиотеки имени Б. А. Ручьёва Виктория Осокина и героиня сегодняшнего материала «ММ» – директор Магнитогорской картинной галереи Юлия Кривошапко.