С Александром Леонидовичем мы встретились после ночной смены. На вопрос «Как отработали?» Гурьев устало махнул рукой: «Нормально». Лишённый всякого пафоса, он явно смущался нового статуса и внимания к себе. Но общение всё-таки состоялось. Говорили не о званиях, а о том, как удивительно иногда складывается жизнь.
В Магнитке Александр Гурьев оказался случайно, за компанию с другом. В удмуртской деревне Игра, где он родился и вырос, работы не было. Вот и решили парни попытать счастья на чужбине. Ткнули пальцем в карту и попали в самое сердце уральской чёрной металлургии – в город Магнитогорск. Ехали с конкретной целью – освоить профессию каменщика-огнеупорщика, но опоздали – приём в училище к тому времени был окончен. Зато приём на ММК – открыт. Решили трудоустроиться в автотранспортный цех, благо ещё до армии получили права.
– Это был 1988 год, – вспоминает начало трудовой биографии Александр Леонидович. – Друг вскоре уволился, а я остался. Так всю жизнь и работаю в одном подразделении. За это время успел поездить на многих машинах. Начинал с «площадки» – технологического автомобиля по перевозке кирпича, ферросплавов и прочих грузов. В 1992 пересел на «бочку». Сейчас перевожу газовый конденсат, который закачиваю из водоотводчика газового цеха. Для этого машина оборудована вакуумным насосом. Груз доставляю на коксохим для дальнейшей переработки.
Поначалу приходилось непросто, признаётся Александр Гурьев. Объёмы работ были такие, что только успевай вывози.
За смену приходилось делать по десять–двенадцать «ходарей».
– Во время отпаривания газопровода конденсат становится горячим, но не весь, – разъясняет тонкости рабочего процесса водитель Гурьев. – Доменный конденсат холодный, коксовый – горячий. Соответственно, нагреваются бочка и кабина. Выручает кондиционер.
Сейчас Александр Гурьев работает на новом «КАМАЗе». По сравнению с теми, на которых начинал тридцать лет назад, – это земля и небо, признаётся Александр Леонидович. Последнее время конструкторы, учитывая потребности водителей, уделяют большое внимание эргономике кабины. Это ёмкое слово подразумевает более удобные кресла, панели приборов, наличие кондиционера, который спасает в жару, и «фенов», которые здорово выручают в холод.
– Зимой не мерзнем в кабине, как раньше, – констатирует Гурьев. – Да и в целом всё стало удобнее, комфортнее.
Водительский стаж Александра Гурьева около сорока лет, 35 из них он проработал в цехе перевозок № 4.
О выборе профессии, сделанном пусть и спонтанно, не жалеет. Работа непростая, ответственная, но коллектив хороший, а это много значит, подчёркивает Александр Леонидович.
– Вадим Валавин, Игорь Бессолов, Виктор Васильев, – перечисляет Гурьев имена товарищей по цеху. – Поддерживаем друг друга, помогаем, а как иначе? Один пробил колесо – все собираемся и быстро делаем.
Приехав в Магнитогорск за компанию с другом, Александр Гурьев и не предполагал, что задержится в столице чёрной металлургии на долгие 37 лет. Первые годы тянуло на малую родину, где остались родители, братья–сёстры. Время от времени возникала мысль вернуться в Удмуртию, но постепенно заботы закрутили или сработало знаменитое магнитогорское притяжение. В Магнитке Александр Гурьев нашёл не только работу, но и жену. Вместе они родили и воспитали троих сыновей.
– Знаю его лет двадцать, – отмечает начальник цеха перевозок № 4 Сергей Сухарев. – Опытный водитель, в коллективе пользуется заслуженным уважением. По работе замечаний нет. Машина всегда ухоженная, чистая. Заказчики его работой довольны. Собрал вокруг себя молодых, воспитывает, наставляет, делится секретами мастерства. Если видит, что кто-то сломался, всегда остановится, поможет. Человек слова и дела.
О награждении почётным званием «Заслуженный работник транспорта РФ» Александр Гурьев говорит сдержанно:
«Приятно, что заметили и оценили мой труд».
Сожалеет он только о том, что супруга не дожила до этого часа и не может разделить с ним радости.
– Дети поздравили, сказали: «Молодец, пап!» – смущаясь, признаётся Александр Леонидович. – Ребята из бригады, кто знает про награждение, подходили, руку пожимали.
Сейчас Александр Леонидович всё свободное время посвящает маленькому внуку. На вопрос о мечтах и планах отвечает коротко: дождаться внуков от остальных сыновей, ну и работать, пока есть силы и здоровье.


