Магнитогорску есть кем похвастаться перед планетой весёлых и находчивых, ведь чемпионом высшей лиги КВН-2002 стал наш «УЕздный город». Сергей Писаренко – брутальный прямолинейный уральский мужик, Александр Журин – рубаха-парень, Аркадий Лапухин – школьник-инфантил и Евгений Никишин – полноватый ботаник со своим извечным «…в НИИ цитологии и генетики» – вот она, золотая четвёрка Магнитки, покорившая страну и почти всю постсоветскую территорию.
Был ещё челябинец Стас Ярушин – его образ продвинутого подростка оказался в составе «УЕ», когда челябинские «Земляки» и магнитогорские «УЕздники» объединились для совместного штурма столицы. И хоть наши парни всячески отвергали некую второстепенность малочисленных представителей региональной столицы в своём составе – напротив, говорили, что с ними «УЕ» получил дополнительных великолепных авторов, да и Стас – красавчик на сцене, – но мы-то понимали, что с Челябинском в команду пришли деньги на участие в столичном КВН. Потому что до 1999 сборную тогда ещё Магнитогорского пединститута (МГПИ) спонсировали вуз и группа компаний «Кредо». Но давайте сначала – и проводником в мир КВН будет, пожалуй, самый яркий представитель команды – Евгений Никишин. Сам Женя, кстати, с этим не согласен – считает, что на сцене каждый образ ярок, никто не тянул на себя одеяло, и в этом фишка «УЕ». А безусловный лидер – Сергей Писаренко. Парирую: именно Евгений играл конкурсы капитанов.
– Лишь однажды с сочинцами – и только чтобы «обмануть» их, готовившихся на Сергея, – «отбивает мяч» Евгений.
Впрочем, тематически разговор наш оказался гораздо шире мира КВН.
Официальная статистика: за всё время участия в КВН федерального уровня «УЕздный город» не выиграл ни одного полуфинала.
– Абсолютная правда, – кивает Евгений Никишин. – Вот смотри: в 98-м в Воронеже проиграли – нас дальше «не пустили», 99-й – Казань – проиграли, но взяли добором – и мы выиграли финал. Дальше – три сезона в высшей лиге на Первом канале: в 2000 проиграли «Утомлённым солнцем» и дальше «не пошли», в 2001 – то же самое, в полуфинале 2002-го проигрываем уже сборной Питера. Казалось бы, финита ля комедия, но личным решением Александра Маслякова проходим в финал добором – и становимся чемпионом высшей лиги.
Есть и другая статистика: за это же время «УЕздники» выиграли все до одной разминки – на минуточку, самый сложный этап КВН, потому что импровизационный, а значит, юморить приходилось без подготовки, «здесь и сейчас». Этот факт у кавээнщиков сродни пробе на золоте, подтверждающей качество металла. Но вернёмся к нашему герою.
Судьба могла повести Евгения Никишина разными путями: он мог стать футболистом, поскольку занимался этим видом спорта, мог быть футбольным судьёй и какое-то время был им и даже подавал большие надежды... Мог бы стать математиком или физиком, потому что, окончив школу почти на «отлично» – всего с двумя «четвёрками», пошёл подавать документы именно на этот факультет МГПИ. Но заморочился конкурсом – семеро на одно место. А рядом стол факультета педагогики и методики начального образования – и там недобор. Недолго думая, Женя подал документы туда – но не стал ни учителем, ни валеологом и логопедом. Стал он кавээнщиком – а благодаря этому, теперь и шоуменом, и актёром – Евгений вместе с однокомандниками снялся не в одном фильме, и далеко не только в комедиях, а также играет в спектаклях и гастролирует с несколькими антрепризами. Самый частый партнёр, разумеется, Серёга Писаренко – он, собственно, и сбил когда-то Евгения с пути истинного. Правда, тогда для четверокурсника Жени Никишина он был Сергеем Николаевичем – капитаном сборной КВН МГПИ и преподавателем психологии. Сергей, кстати, кандидат психологических наук, если кто не знал, и преподавал в вузах всегда – даже в самый пик гастрольной деятельности.
– Это было на четвёртом курсе, я жил футболом и с пар бежал на стадион, – загораются глаза у нашего героя. – Мой сокурсник и друг – кстати, до сих пор – Паша Уржумцев, тогда игравший в КВН за педфак, попросил подождать его с репетиции, чтобы потом вместе прогуляться. Сижу в актовом зале, смотрю. И вдруг мне – со сцены: «Слушай, у нас заболел один, а выступление уже завтра – подмени, а?» А «подменить» – это всего лишь в танце с пододеяльниками руками помахать – ну, согласился. То выступление, несмотря на мою малозначительность, очень торкнуло – и я влился в КВН, играл за педфак, получил приз за «лучшую мужскую роль»… И вот тогда ко мне подошёл Серёга – сорри, тогда ещё Сергей Николаевич: «Ты что завтра делаешь? Командная репетиция будет – приходи». А у меня – судейство, ещё какие-то дела. Но промямлил: «Ладно» – и я пришёл. И больше уже не ушёл. Вскоре, понимая, что на двух стульях – КВН и футбольном судействе – усидеть всё труднее, сделал выбор. И нисколько о нём не жалею.
Кстати, футбольное мастерство ему однажды пригодилось и в КВН – помните, на фестивале в Юрмале Женя ловко набивал ногами мяч, а потом эффектно подкинул его и поймал за головой плечами, за что был щедро искупан в овациях? Это тоже получилось случайно.
– Для полноценного выступления нам не хватало ещё одной миниатюры, мы что-то придумывали и в какой-то момент решили отдохнуть – сыграть в футбол, – вспоминает Женя. – Начал набивать мяч и поймал его «спиной» – парни опешили: «Всё, используем это на сцене!» Порепетировал – получился неплохой номер.
До чемпионства в высшей лиге они прошли долгий изматывающий путь: ездили на гастроли на старом «уазике», пересчитав своими копчиками все неровности российских дорог 90-х.
«Уазик» тот постоянно ломался, и, пока его чинили, ребята на моторе грели себе на обед тушёнку. Костюмы шили сами или знакомые девчонки – благо поклонниц было хоть отбавляй. Шутки писали сами или сокурсники – в их числе, кстати, пожалуй, самый известный в Магнитогорске тележурналист Игорь Гурьянов. Спонсор – пединститут, ребят лично пестовал Валентин Фёдорович Романов, благодаря которому, кстати, команда и сохранилась на первых этапах – и в том, что без него ничего бы не состоялось, парни уверены.
– Потому что КВН – это деньги: поездки, выступления, наконец, время для репетиций… – рассуждает Евгений. – Сколько примеров, когда команды распадались – да те же наши магнитогорские «наследники»: талантливые ребята, но – парни растут, появляются девушки, заводятся семьи, и вот – один ушёл работать и не смог совмещать, другой… А нас Валентин Фёдорович оставил при себе, устроил в студенческий профком, что-то там «специалист по воспитанию» – лишь бы в одном месте работали и репетировали, репетировали… Зарплата малюсенькая, конечно, но мы жили другим, о деньгах вообще не думали – лишь бы поездки, победы, выступления, эмоции…
Однажды после выступления в Челябинске к ним подошёл Константин Матвийчук – руководитель группы компаний «Кредо», большой предприниматель Магнитогорска на заре рыночных времён: «Долго ещё местные ДК топтать будете? Валентин Фёдорович, пора пацанов в полёт отправлять». Романов, разумеется, был не против – так и началась главная история в жизни «УЕздников»: Воронеж, Сочи, Казань, Москва... Правда, сам Матвийчук большого успеха «УЕ» не увидел – погиб в 98-м, когда парни покоряли Воронеж. Но – главное для них сделал. А потом подключился и Челябинск.
Первый «укол» славой Евгений Никишин, собственно, как и остальные участники «УЕздного города», помнит очень чётко: на следующее утро после первого телеэфира он ехал в институт в трамвае. К нему подошла женщина: «Это ведь вы, вас вчера показывали?» В эйфории он заходит в институт – а там в фойе на экране ретранслируется их выступление, все, столпившись, смотрят – и он идёт сквозь расступающуюся в благоговении студенческую братию. Слава обрушилась как-то сразу: искренних магнитогорцев так полюбила страна, что они реально стали топ-звёздами. И при этом – спасибо им от поклонников – остались скромными и простыми в общении людьми и даже, как сами называют себя, провинциалами, немного наивными и прямыми. Даже стёкла своих автомобилей не тонировали – так и ездили, даже в Магнитогорске, доступные всем взорам, и охотно улыбались в ответ, если их узнавали. И автографы давали, и фотографировались – даже если плохо выглядели после, например, долгого и трудного перелёта.
У каждого поколения КВН есть поклонники, и все утверждают, что их время – самое лучшее: клуб, мол, нынче уже не тот.
Женя улыбается: да, КВН меняется, реагируя на веяние времени, – в том числе «Камеди-клаб», набравший популярность и влияющий на умы молодёжи. Кстати, быть актёрами «Камеди» могли бы и «УЕздники» – ребят приглашали в телепроект.
– Сразу сказали: костюмы придётся снять и разделиться на пары – максимум трио, – рассказывает Евгений Никишин. – Посидели мы, подумали: а надо ли расставаться, когда есть органичная и классная команда? К тому же, «переодеваться» мы уже пробовали – не получилось.
Было это в сезоне-2002 – чемпионском для нашей команды. Это была первая игра – одна восьмая финала, готовясь к которой, парни услышали от редакторов «АМиК» (компания Александра Маслякова, аббревиатура расшифровывается: «Александр Масляков и компания» – Прим. авт.) совет выйти из образов – мол, слишком яркие, а значит, липучие, зритель от них устал, надо бы поменяться. Почему они не поспорили, а согласились? Женя, честно говоря, подзабыл: может, авторитет мастеров подействовал, а может, они согласились со специалистами. Словом, на игру вышли в новых костюмах и не совсем привычных амплуа. Да и не было амплуа – в каждой сценке были новые образы, которые ребята отыгрывали, надо сказать, мастерски. По итогу игры они заняли второе место и вышли в четвертьфинал – но сами были недовольны: чувствовали, что получилось всё вялым и неинтересным.
– И тут к нам подходит Юлий Соломонович Гусман: «Ребята, вы что – совсем ку-ку?» – улыбается Евгений. – «Вы зачем из образов вышли?» Начинаем мямлить – мол, народ устал, подумали, надо что-то новое… Он – со злостью: «Не надо думать: есть образы, которые запомнились и полюбились, есть узнаваемые характеры и костюмы – не надо ничего менять!» На следующую игру мы вышли в родных «условиях» и, чувствуя себя легко, прекрасно отыграли, сказав потом Юлию Соломоновичу огромное спасибо. Я это к чему: как бы КВН ни менялся, как бы ни трансформировался под влиянием новых веяний и программ на телевидении, есть гуру, которые в этой игре почти с самого начала и чувствуют её так, что их профессионализма хватает на десятилетия, несмотря на смену поколений.
Приложил руку к успеху магнитогорцев и челябинцев и сам Александр Масляков. Нет, он, конечно, не раз соприкасался в работе с «УЕздниками», но то были рабочие моменты – а вот однажды он буквально «указал им путь»:
– Это был наш чемпионский, как мы узнали потом, финал-2002: на сцене Москва, Санкт-Петербург и «УЕздный город» – это само по себе символично: две столицы и вся остальная Россия в нашем лице, – вспоминает Женя Никишин. – Мы подготовили для конкурса «Блиц» диалог Аркадия и Саши в стиле Михаила Жванецкого: игра слов, в которой одно цепляло за другое и выстраивало очень тонкую смешную смысловую цепочку, но настолько тонкую, что её нужно было понять, домыслить… Решили: не подходит – идём к Маслякову: «Александр Васильевич, это не смешно – будем менять». Он в ответ был категоричен: «Это прекрасно – раз, у нас в зале далеко не глупая публика – два, поверьте, менять ничего не нужно». Не скажу, что выходили на сцену с полной уверенностью – но зал действительно взорвался. Вот что такое – мудрость гуру и профессионализм человека.
Наконец, близок ли образ ботаника самому Евгению Никишину и насколько он повлиял на дальнейшую его карьеру, не сломал ли, сделав заложником этой роли? Но это ко дню рождения КВН уже не относится – потому перенесём разговор на страницы следующего номера «ММ».