Чтобы стать королевой сцены, иногда приходится театральную карьеру начинать не с принцессы, а с Бабы-яги и прочих возрастных персонажей. Но потом время словно оборачивается вспять. И когда Снегурочки и Джульетты с ужасом видят в зеркале первые морщинки, актриса, смолоду игравшая бабушек, отбрасывает в сторону клюку и преображается в леди, у которой нет возраста. Только возраст её персонажей.
Такова актриса Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина Марина Яковлева (Крюкова), которую мы, зрители, знаем прежде всего по девичьей фамилии, под которой она покорила – и продолжает покорять – наши сердца острохарактерными ролями.
«Изобретательная влюблённая» (12+), Белиса
Марина Павловна в числе первых получила введённое в этом году звание «Заслуженная артистка Челябинской области». Но есть у неё не менее значимое звание, неофициальное – любимица публики. Марине Крюковой рукоплещут так, что потом горят ладони. После того, как я в стольких ролях видела Марину Павловну на сцене, мне было трудно поверить, что путь её в мир Мельпомены был полон испытаний. И тем не менее, это именно так. Но того, кто верен своему призванию, не сломить трудностями.
Театр пришёл в её жизнь задолго до школьного драмкружка – с детскими играми, требующими фантазии и перевоплощения. Кто из девочек не мечтает стать актрисой? Но чьих-то амбиций хватает на пару любительских постановок, кто-то после первой неудачной попытки поступить в театральный перестаёт мечтать об огнях рампы. Но только не сибирячка Марина Крюкова.
«Бег» (16+), Мария Валерьяновна Хлудова
– С чего начался театр в моей жизни? С детства, это естественно. Наверное, какая-то предрасположенность была, харизма, эмоциональность, восприимчивость. Я это чувствовала. В театр я не случайно попала. Да, в Новосибирске, где я жила, были в школе кружки, я стихи читала, мы какие-то спектакли делали. В старших классах был у меня очень хороший педагог Таисия Фёдоровна Посохова – актриса, которая по состоянию здоровья не могла служить в театре и работала с детьми. Она оказалась для меня не просто педагогом – очень нужным человеком. Мой первый Пушкин на подмостках – «Барышня-крестьянка». Многие из нашего театра юношеского творчества – ТЮТ – при городском Дворце пионеров стали артистами в итоге. После десятого класса я сразу полетела в Москву в Щукинское училище: выпускной – машина – самолёт. Но мне было сложно поступить, потому что у меня сложная природа актёрская, фактура. Так часто случается. В итоге я поступала в театральные учебные заведения пять лет и поступила в 22 года.
Удивительные параллели проводит судьба: история Марины Крюковой схожа с историей второй обладательницы звания «Заслуженная артистка Челябинской области» из Магнитогорска, Зинаиды Бондаревской (Ждановой) из театра куклы и актёра «Буратино». «Зина – это такой самородок от природы!» – с восхищением говорит Марина Павловна о коллеге. Но эти слова справедливы по отношению к ним обеим. И в том и в другом случае талант и целеустремлённость обернулись сбывшейся мечтой. Так бывает, когда театр – не минутный каприз, а дело всей жизни, и человек не мыслит себя вне сцены. И если веришь в себя, удача непременно тебе улыбнётся.
«Тёмные аллеи» (16+), новелла «Холодная осень»
– После школы я поработала в физической лаборатории Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова, закончила библиотечный техникум, некоторое время была библиотекарем. А потом – это уже был последний шанс – в Новосибирск с гастролями приехал Красноярский драматический театр. У них была хорошая практика – они прослушивали будущих абитуриентов Красноярского театрального училища. Мне было 22 года, и я уже, честно говоря, смирилась. Думала: ну буду книжки читать и выдавать, мне это нравилось. И вдруг я увидела объявление и пошла на консультацию. Там объяснили, чего мне не хватает: в будущем предполагается синтетический театр, там нужно петь-танцевать. Я в школе занималась спортом и была тяжеловата, вот они и сказали: «Может быть, вам попробовать в филармонию на чтецкий факультет? В театре нужно быть лёгким. Кувыркаться, петь и делать это всё одновременно». Но я была очень упорная. Пошла заниматься в студию пантомимы и через полгода поступила в Красноярский институт искусств. Для девушки и 20 лет – уже поздновато. Но меня взяли, потому что я совместила свою фактуру и свой репертуар, который предъявила комиссии. Леонид Владимирович Калиновский набирал большой курс, меня взяли.
– Неужели в театре востребованы только юные-тонкие-звонкие? – не могу не отреагировать на самокритичность Марины Павловны. – Острохарактерные актёры с разным типажом тоже нужны!
– Театр – это же производство, – возражает она. – Из героини потом может вырасти характерная актриса. Берут молоденьких, красивых, лёгких, талантливых. Они потом взрослеют, обучаются. А такая фактура как я – мы Снегурочек никогда не играли, а театру это нужно.
Марине Крюковой доставались не принцессы – героини постарше. При этом её персонажи – несомненное украшение каждого спектакля. А самые яркие роли у неё появились уже после сорока.
«Ханума» (12+), сваха Кабато
В драмтеатре имени А. С. Пушкина Марина Крюкова служит с 9 августа 1992 года.
– В Магнитогорск я приехала с частью своих однокурсников, нам не хотелось расставаться. Мы хотели год поработать здесь, но они в основном разъехались, а я задержалась – да так и осталась. Очень было интересно работать с Валерием Ахадовым. Он режиссер амбициозный, в хорошем смысле слова, он хотел построить авторский театр. Мы тогда были молодые. Много общались, к нам приезжала Анн Сельер, дружили, была такая семейственность. Душанбинцы – лёгкость в общении! Это было хорошо. Но востребованной артисткой я стала позже. У Ахадова я сыграла Полину Андреевну в «Чайке», он мне эту серьёзную возрастную роль доверил, мы работали в паре с Татьяной Александрович. Мне было 27-28 лет. Очень хороший спектакль, тепло его вспоминаю. Потом мы ещё с ним работали в спектакле «Медовый месяц». А после был период затишья.
– Какая роль изменила ситуацию?
– Вы знаете, тех ролей, которые я ждала, – потому что мы, актёры, всё-таки дерзкие люди – я так и не получила. Я переиграла бабушек очень много, вспоминаю эти роли с нежностью. Сорокалетняя актриса не может мечтать сыграть Ариадну во «Времени женщин» (16+) – но когда читаешь литературу, то начинаешь любить, болеть – и уже не роль важна, а важно, с кем ты работаешь, партнёры – это вдохновляет.
«Время женщин» (16+), бабушка Ариадна
«Время женщин» нечасто сейчас показывают. Но он идёт, зритель его любит, его играть и играть. Причём бабушку в любом возрасте можно играть, но чем дальше, тем правдивее (смеётся). Или «Гроза» (16+) – я же не мечтала сыграть слепую Матрёну. Но я заразилась, мне захотелось быть в команде, когда приехал Лев Эренбург. Делали этюды – он создавал такие условия, пробуждая энергию актёрскую.
«Гроза» (16+), Матрёна
– Наверное, и о «Золотой маске» не мечтали?
– Это был шок для нас! Яркое событие в жизни, ещё тут Кубок наши хоккеисты взяли. Потом связанные с этим поездки, общение, новые люди, страны. Это был фейерверк, невероятное приключение, это подарил театр! Чили, Корея, Франция, Прибалтика, Польша… Работали мы с удовольствием. Нас любили, подходили к нам…
– Языковой барьер мешал?
– Там же были титры – и технические накладки случались, может, где-то они запаздывали. Но судя по реакции – народ хорошо смотрел. Везде были пресс-конференции, полные залы.
– А что ещё стало самым запоминающимся за годы работы в Магнитке?
– Эпоха фестиваля «Театр без границ». Конечно, если бы это вернулось…
– Думаете, это возможно?
– Нам же и про академический театр намекали-намекали – и сбылось. И в минувшем году Магнитогорску уже посчастливилось с Фестивалем театров малых городов России. Мы ездили на него многократно в другие города, а чтобы к нам – впервые. Жаль, что ФТМГР совместили с фестивалем уличных театров – я бы очень хотела побывать и там и там.
– В последние годы одна из жемчужин репертуара – гениальный (именно так, не спорьте!) моноспектакль «С неба упали три яблока» (16+). Калейдоскоп персонажей!
«С неба упали три яблока», моноспектакль
– Актриса МДТ им. А.С. Пушкина, автор инсценировки и режиссер спектакля Елена Лукманова прочитала эту вещь Наринэ Абгарян – и говорит: «Я просто увидела, что это играет Марина Павловна!» А мы даже немного внешне похожи с Абгарян. И у Елены возникла идея. Возможно, её бы не было, если бы не было у нас «Ханумы» (12+) – я там сваха Кабато. И как-то всё сложилось.
– Что интересно, в «Хануме» вы говорите с грузинским акцентом, а в «Яблоках» – с армянским, это ведь разные интонации.
– Я над этим трудилась – скорее мелодику языка считала.
Конечно, мы с Мариной Павловной вспоминаем о ковре-книге, созданном художником драмтеатра Александром Яковлевым для спектакля «С неба упали три яблока», – это оригинальное и очень удачное решение.
Переходим к звёздной роли Марины Крюковой – графине в мистическом квесте «Пиковая дама» (16+), поставленном петербуржцем Ильёй Архиповым и его командой в начале этого театрального сезона.
«Пиковая дама» (16+), Графиня
Когда режиссёр приехал знакомиться с труппой и смотрел легендарную «Грозу», увидел графиню в Матрёне. Он понял, насколько широк творческий диапазон этой актрисы. Что интересно, режиссёр «Грозы» Лев Эренбург просил Марину Павловну «играть поменьше» – чтобы было больше сценической правды, а не фарсовых «кривлялок», а Илья Архипов в «Пиковой даме», наоборот, дал полный карт-бланш на гротеск – «играйте побольше». Работа с каждым режиссёром привносит что-то новое, помогает актёру понять себя.
Илья Архипов не мог не пригласить Марину Крюкову, талантом которой восхищается, во второй спектакль, который поставил в Магнитке, – как вы помните, дорогие читатели, «Каштанка» (6+) по Чехову в цирковом антураже стала возможна благодаря гранту главы города «Вдохновение».
– Совершенно другой спектакль, – рассказывает Марина Крюкова. – Тоже театр-шоу, но это Чехов – и всё равно театр Ильи Архипова. Новое прочтение. Я участник этого представления – немножко говорю чеховского текста, присутствую, наблюдаю. Как в «Грозе» Матрёна. Не выхожу на первый план, просто присутствую. Я не рассказываю историю – это делают персонажи.
«Каштанка» (6+), Она
Но именно женщина в белом связывает воедино разные пласты реальности, – явь и сон, бытовой план и мистический.
О жизни вне театра Марина Павловна говорит:
– Люблю море. Люблю читать. Люблю путешествовать. Писала когда-то стихи – в девяносто каком-то году Валера Геращенко познакомил меня с Риммой Дышаленковой, была публикация в одной из городских газет…
Завлит МАДТ имени А. С. Пушкина Наталия Климова цитирует по памяти полюбившуюся ей строку: «Птица в небе остаётся, коль птицей мама родила». Так и летящий талант Марины Крюковой, к радости ценителей театрального искусства, остаётся на сцене.