Работники улыбаются: сколько форм собственности сменили, а по сути так и остались партнёром комбината: для него и предприятий Группы ММК печатают графики дежурств, товарно-транспортные накладные, бланки, ведомости, инструкции, журналы, документы по охране труда, книги по приёмке-сдаче смен, путёвки в детские загородные лагеря, инструкции, Почётные грамоты и сотни других документов.
Но началось всё с газеты «Магнитогорский металл», ради которой, собственно, и было создано большое печатное подразделение 15 февраля 1936 года, когда директор ММК Авраамий Завенягин подписал приказ об организации издательства и типографии комбината при административно-хозяйственном управлении предприятия. Первое своё помещение новая структура получила под мартеном – буквально.
Родом из-под мартена
Почему типография для «Магнитогорского металла» появилась через год после рождения самой газеты? Всё просто: первые выпуски «Металла» были, по сути, стенгазетой: делали её вручную, по одному экземпляру для каждого цеха и вывешивали на доске для чтения рабочими. Тираж стали наращивать как раз с появлением у комбината собственной типографии. Сначала под крылом административно-хозяйственного управления, потом – в составе цеха технологической диспетчеризации и лишь с середины 90-х – в свободном плаванье в качестве самостоятельной коммерческой организации. Тогда же «Полиграфия» перестала печатать «ММ».
Первые печатные станки – тигельные машины XIX века и ручной набор свинцовых букв. Работа тяжёлая, вредная, на пенсию наборщики выходили в 50 лет и после «общения» со свинцом, в основном, с подорванным здоровьем. Работники «Полиграфии» знают это не понаслышке: почти каждый здесь – представитель «типографской» династии, пришедший в Полиграфию после матери, отца, тёти... 50-е годы XX века – это уже строкоотливные машины, текст на них выводили целыми строчками, а по буквам приходилось складывать только заголовки. Сегодняшняя эра «Полиграфии» – цифровые технологии и полноцветная печать.
Коридор заставлен огромными рулонами бумаги весом с полтонны. В отделении резки рулон «цепляют» к бумагорезательной машине – сегодня ею управляет Светлана Кузьмина. Машина загудела, рулон завертелся на валке, развёртывая бумагу по агрегату, разрезая в финале на ровные листы формата А-0. Они нужны для печати графиков работы бригады для цехов промплощадки. Печатают их в ротопринтном отделении на агрегате «Зетаконт», и это чуть ли не единственная машина в городе, работающая с такими большими листами. Формат А-3 печатают машины Ramayor, и разницу с улыбкой объясняет печатник плоской печати Лариса Фокина. В день на одной машине она выдаёт до 15 тысяч листов печатной продукции. Сейчас в работе – ярлыки на готовую продукцию ОАО «ММК-Метиз», они один к одному выводятся на большом листе, а дальше на специальной бумагорезательной машине, которой управляет Надежда Орлова, их разрежут по контуру. Отработав в «Полиграфии» 34 года, Лариса Фокина привела сюда свою дочку Юлю, здесь же работает её сноха Ирина.
Коллектив хороший, плюс стабильность – полный соцпакет, своевременная достойная заработная плата, льготы профкома Группы ПАО «ММК», – перечисляет Лариса Фокина. – А главное, идеальный график для женщин: с 7.30 до 16.30, вечер для детей и мужа свободен.
Технология плюс социалка
Всю прелесть такой стабильности прочувствовала Екатерина Сапожникова: в «Полиграфии» она второй год, а до этого работала в салоне красоты и работу свою любила. Но когда родилась дочка, поняла: график «до последнего клиента» её теперь не устраивает. После декрета пришла в «Полиграфию», постигает профессию переплётчика и ни о чём не жалеет.
Земфира Шаехова числится в отделе переплёта, но за 13 лет работы постигла все полиграфические профессии. Сейчас она переплетает производственные журналы: сшитые разлинованные листы помещает на бумвиниловую обложку, промазанную клеем ПВА, загибает края, лопаткой резко проводит по загибам, идеально проклеенную книжицу отправляет под пресс, чтобы, когда та отлежится, закончить клеевые работы. В день переплетает 25–30 книжек. Работа трудоёмкая, кропотливая, от неё зависит конечная красота продукта.
Профсоюзный активист «Полиграфии», контролёр готовой продукции Людмила Гриднева – именно она водит нас с экскурсией по производственным площадкам – указывает на огромные архивные подшивки «Магнитогорского рабочего» 1931 года, переданные для реставрации библиотекой ММК. Картина грустная: пожелтевшие и потрескавшиеся от времени рваные листы, измахраченные края…
– Ольга Петрова, бригадир переплётного отделения, «излечит» каждый листик, – улыбается Людмила Гриднева. – Потом сами посмотрите, какая конфетка получится. Ей всецело доверяют реставрацию архивов.
Ольга Петрова смеётся: пришла в «Полиграфию» девочкой, сходила в декреты, отсюда же и на пенсию. Спрашиваю: застали и стабильность начала 80-х, и голод конца 80-х, и лихие 90-е – как выдержали?
– Лучше многих, – отвечает Ольга Алексеевна. – Как раз под крылом комбината тогда и была стабильность: да, денег не было – но в счёт зарплаты выдавали продукты, одежду, технику, детей летом отправляли в лагеря, сами отдыхали в домах отдыха. Наоборот, это нам все завидовали.
В те годы освоили новую продукцию – канцелярию высокого класса. Кожаными ежедневниками, сделанными «Полиграфией», топ-менеджеры пользовались даже на переговорах с иностранцами, удостоверения первых лиц комбината делались здесь же, как и тубусы, в которых носили чертежи в проектно-конструкторский отдел.
Хочешь жить – умей работать
С середины 90-х «Полиграфия» как непрофильное предприятие комбината стала самостоятельной экономической и производственной структурой. Коллектив не скрывает: было трудно. Особенно, когда ввели тендеры, который однажды «Полиграфия», нацеленная на работу для комбината, не выиграла. Тот год стал самым сложным, но и самым стимулирующим: оставшись без заказов ММК, желая сохранить коллектив, начали активно искать заказы на стороне. Тогда-то и пригодились художественные способности: шикарные открытки, вымпелы, ежедневники, семейные и свадебные фотоальбомы, визитки, тиснённые по последней моде золотыми и серебряными буквами, – чего только ни приходилось придумывать! На следующий год тендер «Полиграфия» выиграла, но и сегодня процентов десять заказов – творческие, за которые берутся с удовольствием, даже если просят сделать всего один экземпляр.
К эксклюзивности не привыкать: вот к приближающимся Дням защитника Отечества и 8 Марта печатают сотни тысяч поздравительных открыток – от ММК, профкома, депутатов. И всё же заказ индивидуальный, ведь каждая открытка именная, подписана для конкретного человека. Производственный отдел – это мозг, помогающий даже единичные заказы сделать выгодными и привлечь клиентов. Мастер отдела Татьяна Голушкова уверена: нет почти ничего, что ООО «Полиграфия» не сможет сделать.
– У нас и прекрасные дизайнеры, их идеи приводят клиентов в восторг, и печатники, заставляющие технику работать на все «150» процентов, – говорит Татьяна Николаевна.
Вера Мозуль – ветеран «Полиграфии», работает здесь 42 года. Начинала наборщиком «Магнитогорского металла», теперь корректор.
– Понабирайте десятилетиями вручную газетные тексты, да ещё в зеркальном отображении, вот грамотности и наберётесь! – смеётся Вера Николаевна.
Директор ООО «Полиграфия» Мурат Масгутович Галимов, его заместитель Анна Николаевна Яковлева и главный бухгалтер предприятия Галина Валентиновна Костюченко – верховные стратеги: разрабатывают программу развития, просчитывают риски и главной целью считают – сохранение коллектива. Признаются: в условиях жёстких тендеров, когда буквально из-за двух копеек разницы в цене клиент уходит к конкурентам, зарабатывать трудно. Но тем интереснее работать и генерировать креативные идеи, новые задачи и нестандартные решения. А профессионализм коллектива – гарант того, что всё задуманное сбывается.