За восемнадцать лет своего существования (и это только в форме «А-студио», до этого была «Алма-Ата-студио») эта группа в Магнитогорск приехала впервые и практически случайно, точнее, на замену не сумевшему добраться до России шведскому трио Da Buzz, которое вместе с другими иноземцами – итальянским проектом The BIZ – Benny Benassi live show было приглашено на празднование 76-летия Магнитогорска.
Итак, сначала о том, почему не приехали Da Buzz. У одного из музыкантов так истрепался паспорт, что необходимый для оформления визы текст просто не читался, поэтому посольство отказало Da Buzz во въезде в Россию.
В срочном порядке пришлось искать замену шведам. Единственной группой, которую удалось застать дома, а не на гастролях, оказалась «А-студио». И циничные замечания вроде «Ну конечно, кому же они нужны!» не уместны: ребята никогда не сидели без работы, а после хита «Улетаю» гастрольный график ребят заметно уплотнился. А то, что они оказались в Москве – совпадение, приятное для ценителей качественной музыки. Потому что в дешевизне произведений «А-студио» обвинить уж точно нельзя. Возьмите хотя бы фразу из пресс-релиза о музыкальном направлении, исповедуемом «А-студио»: «…группа придерживается романтически-танцевального соул-фанка, стараясь обогащать его современными элементами эсид-джаза и рэйва» – не слабо, да?
Изначально группу заметила сама Примадонна: услышав песню «Джулия», она в конце 80-х предложила ребятам работать в ее Театре песни и провести совместные гастроли. Дальше были хиты «Солдат любви», «Стоп, ночь» и прочие, потом «развод» с солистом Батырханом Шукеновым и скептические прогнозы критиков, утверждавших, что после его тембра группе нужно здорово постараться, чтобы снова занять свое место на небосводе шоу-бизнеса.
Шукенов начал заниматься сольным творчеством, даже работал с продюсерами группы Hi-Fi и даже спел дуэтом с группой (песня «Брат»). Но, видимо, что-то не срослось – во всяком случае, сегодня, по слухам, Батырхан Шукенов живет и работает в Казахстане. Говорят, выпустил два неплохих альбома и пользуется успехом. Ну и слава богу – пусть у него все будет хорошо, только теперь речь уже не о нем.
Новый этап – сотрудничество с именитой джазовой певицей Полиной Гриффис – блондинкой с волнующими губами и сексуальным вокалом, которая к тому времени весьма успешно работала в ночных клубах Америки и других западных стран. «А-студио» перешла на англоязычный материал, а танцевальный ремикс на их песню SOS несколько недель подряд занимал лидирующие позиции в заморских чартах. Но Полина встретила свою любовь – музыканта по имени Tomas N’Evergreen, вышла за него замуж и решила работать с мужем.
И наконец, третий этап – приобретение новой солистки – длинноволосой Кэти, которую страна лицезрела в клипе «Улетаю». В ожидании встречи с группой в баре отеля «Европа» неожиданно для себя узнала, что Кэти всего-навсего 18 лет. Вот уж точно не скажешь, помня весьма сформировавшуюся во всех смыслах слова героиню клипа. Но воочию еще раз убедилась, что искусство макияжа творит чудеса. Поскольку на встречу ко мне пришел в прямом смысле ребенок: длинноволосая девочка с мягким грузинским акцентом, детским задорным взглядом и полным отсутствием кокетства. Вместе с ней за столик для интервью подсели гитарист и вокалист Баглан Садвакасов (для своих – Бага), бас-гитарист Владимир Миклошич и директор группы Евгений.
– Ребята, позвольте сначала задать вам вопрос по праву старшинства: как вы, умудренные опытом мужчины, знающие все неприглядные стороны шоу-бизнеса, позволили маленькой Кэти ступить на эту дорогу? Не стыдно ребенка портить?
– Бага: Вот поэтому, наверное, и позволили. Кэти с раннего детства занимается музыкой и вокалом, мечтала стать певицей, так что мы ее судьбу не поменяли, а скорее, подтолкнули. Мы люди интеллигентные, взрослые, как вы правильно отметили, знаем всю изнанку шоу-бизнеса и сможем уберечь Кэти от наиболее распространенных ошибок, которые совершают молодые певицы.
– Как-то получилось, что с каждым новым солистом группа меняет свое музыкальное направление. Батырхан – это мягкая лирика, Полина – танцевальная англоязычная музыка, теперь вот Кэти внесла свою волну.
Бага: У нас и Кэти поет песни на английском языке. Мы ведь плотно сотрудничаем с английской компанией «Арт-рекордз».
– Я имела в виду другое: почему меняется музыка с приходом новых солистов?
Владимир: Песня – это ведь не только сочиненные текст, музыка и аранжировка. Очень многое зависит от того, как ее исполнил солист. Присуща Полине легкость и динамичность – мы писали такую музыку. Кэти другая. Например, ту же песню «Улетаю» впервые спела Полина, но успеха она не имела. Да мы и сами думали, что так себе песня – проходной вариант. В исполнении Кэти она получилась совсем другой и стала популярной. Значит, для Кэти она более близка.
– Теперь вопрос к Кэти непосредственно: где тебя «откопали» ребята?
– В Тбилиси. Я там жила, училась петь. Однажды к нам в город на гастроли приехала группа «А-студио», а организатором выступления была моя знакомая. Она и позвонила мне, чтобы сообщить, что ребята ищут новую солистку. Взяла мои фото, кассеты и показала ребятам. Меня утвердили.
– Пока ждала ответа, не волновалась?
– Да как сказать… Я самоуверенный человек. Даже если бы меня не взяли, я молода, все сложилось бы в другой раз – в общем, как сейчас говорят, я не парилась по этому вопросу.
– В основном состав поклонников «А-студио» сложился с самого начала творчества группы, то есть сегодня им как минимум около 30 лет. Не странно было тебе, молоденькой девчонке, петь для таких взрослых людей?
– Я сама всегда обожала «А-студио», подруги мои теперь слушают все наши песни. Это стереотип – мол, молодежь не слушает хорошую музыку, все она слушает, если со вкусом все в порядке.
– Кстати, вопрос о вкусе. Не хочу вас обидеть, но вашими песнями эфиры всех радиостанций, мягко говоря, не забиты – слишком специфический формат, я бы даже сказала, слишком профессиональная музыка для широких масс.
Владимир: Это верно.
– Многие музыканты и у нас, и на Западе начинают с качественной музыки, а потом, через пару альбомов, работают на потребу публике и постепенно приходят к попсе. Как удалось вам в течение 18 лет не опустить музыкальной планки? Это принцип, это достаточное количество денег или просто малые запросы к жизни?
Владимир: И принцип, и потребности, да и во вкусе дело. Мы всегда были единомышленниками, 18 лет слушали одну музыку, стремились к качеству… Знаете, если у вас есть «мерседес», вы вряд ли согласитесь пересесть на «Запорожец», верно?
– Ну почему же: если мне предложат за это большие деньги, я подумаю.
Владимир: Поверьте, есть такие, кто не пересядет даже за огромные деньги. Мы вот не пересели, и гордимся этим.
– В таком случае, сегодня сцена группы «А-студио», я так понимаю, не стадионы. Что же это: ночные клубы, гастроли?
Бага: В основном гастроли и клубы – сейчас вообще жизнь в клубы переехала – время такое: вечеринки и так далее. К сожалению, закончилась эпоха филармонических гастролей.
– Ага, и Пугачева что-то не продюсирует, да?
Бага: Она и так для нас много сделала на заре нашей карьеры. Сегодня у нас с ней очень теплые отношения, только вот встречаться удается не часто.
– Кого из исполнителей вы ставите на один профессиональный уровень с собой? Или вы сейчас дипломатично начнете отвечать, что уважаете всех, кто честно работает и так далее?
– Владимир: Почти – всех тех, кто делает то, что им нравится. И это не зависит от стиля. Например, группа «Руки вверх» вряд ли относится хуже к творчеству, чем мы, просто они любят другую музыку, но делают ее по-своему хорошо.
– То есть вы утверждаете, что «Руки вверх» – это качественный продукт?
Владимир: Я говорю про искренность. Ребята это делают искренне, поэтому они имеют успех, как и «Звери», и все остальные. Наверное, искренность – это один из показателей качества.
– Бага: Хотя, если честно, «Руки вверх» я отнес бы скорее к бизнесменам, чем к творцам.
– Кэти, ты в группе около полугода. Что-то поменялось за это время в твоем характере?
– Конечно! Во-первых, я постоянно хочу спать. А если серьезно… Знаешь, я никогда в жизни не подумала бы, что стану одиночкой. Раньше я ни на минуту не могла оставаться одна: то сама в гостях, то у меня гости, то по телефону болтаю с кем-нибудь. А теперь компании меня утомляют – хочется побыть одной, поспать, подумать, настроиться.
– Значит, утверждение о том, что творцу необходимо одиночество, верно?
Все вместе: Абсолютно!
– Кроме Кэти, насколько я понимаю, состав группы «устаканившийся»?
– Да, мы вместе 18 лет.
– Это команда, это друзья, это просто коллеги?
Владимир: Это и команда, и друзья – все вместе. Мы заметили интересную вещь: приезжаем на гастроли, берем отдельные номера для каждого, а вечером все равно собираемся где-нибудь все вместе – чай пьем, смеемся.
– Глупо спрашивать у профессионалов: под фонограмму или в живую проходят их концерты?
Бага: У нас бывает по-разному – это честно. Стараемся, конечно, работать живьем, потому что мы умеем это делать, и людям это нравится. Мы ведь работали еще в те времена, когда даже понятия «фонограмма» не существовало. Просто иногда организаторы не могут обеспечить аппаратуру нужного качества: деньги экономят или связываться не хотят…
– Ну, сегодня организаторы не подвели?
Бага: Нет, сегодня все в порядке – час живой музыки магнитогорцам обеспечен.
– О-о, вы даже помните название города, в который приехали?
Владимир: Мы даже мельком осмотреть Магнитогорск успели. Видели комбинат издалека, гору, которую спилили уже совсем. Интересно очень – советский монстр, благодаря которому мы победили в Великой Отечественной. Каждый третий снаряд, каждый второй танк – так, кажется? Впечатляет.
– Я понимаю, что подобные вопросы вам задают практически все провинциальные журналисты, но все же: с чем еще у вас ассоциируется Магнитогорск?
Евгений: У меня «УЕздный город» – любимая команда КВН, честное слово!
– Концерты, подобные сегодняшнему – на Днях города и так далее: это выступление для всех, а по сути – ни для кого, поскольку истинно вашей публики там не будет. Это вас не смущает?
Бага: Мы поэтому привезли ремиксованную программу – в основном танцевальная музыка. Праздник есть праздник, люди хотят расслабиться.
– А кто ваш идеальный поклонник? Тот, что читает Ницше, пьет коньяк и курит сигары? Или вы сейчас дипломатично скажете, что идеальных поклонников не бывает?
Владимир: А так оно и есть. Плохо, когда в зал приходят случайные люди. Захотел поесть, к примеру, а тут мы выступаем. Остальные, кто пришел послушать нас, нам приятны. А идеальные поклонники в том смысле, который вы вложили в ваш вопрос, – их просто нет. Думаю, вряд ли Вагнер предполагал, что станет любимым композитором Гитлера и тем самым на многие годы лишится широкой аудитории, потому что многие оркестры, особенно тех стран, которые были оккупированы фашистами, просто отказались исполнять его музыку.
– С Батырханом Шукеновым сотрудничества у вас уже не будет?
Бага: Нет, он занялся сольным творчеством. Если только когда-нибудь мы соберем юбилейный концерт, как группа «Браво»… Но для этого нам еще пару-тройку солистов поменять придется (смеется – прим. авт.).
– Как вам, столичным жителям, у нас в провинции?
Владимир: Для нас это слово вообще относительное, потому что мы сами из провинции. Да, Алма-Ата – центр Казахстана, но во время Советского Союза настоящей столицей была Москва, а столицы союзных республик таковыми и не считались. А после распада СССР, если вы помните, столицу Казахстана перенесли из Алма-Аты в Астану. Так что, как ни крути, мы провинциалы.
Бага: И потом, Москва – это понятие, к России имеющее все меньшее отношение. Такой мегаполис, который уже приравнивается к государству. Зато в провинции люди искренние. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас было так же, как скажем, во Франции: в провинции гораздо уютнее и чище, чем в Париже, а в остальном отличий нет – то же благосостояние, тот же образовательный уровень. У нас – наоборот: чем глубже в провинцию, тем беднее живет народ. Это неприятно. И нам невыгодно работать, кстати.
P.S. И, если позволите, напоследок – несколько слов о празднике, который, собственно, и стал поводом приезда звезд шоу-бизнеса. Наконец-то нам был устроен настоящий праздник, который, кстати, в денежном эквиваленте обошелся бюджету в два с половиной раза дешевле, чем прошлогодние торжества, гораздо более скромные. Фейерверк в нынешнем году тоже стал самым ярким за последние несколько лет, хотя и его стоимость оказалась почти в три раза меньшей, чем в юбилейный для Магнитки год. Вот что значит – не воровать, хотя этим вопросом, как говорится, пусть занимаются соответствующие органы. Нас интересует другое: раньше, если помните, власти города считали, что заезжих гастролеров нам не нужно – своих звезд, мол, хватает. Не хочу обижать ни нашу самодеятельность, ни профессиональные коллективы, но… Кто это сказал? Лично убедилась: горожане с восторгом встретили карнавальное шествие, а потом чуть заскучали под затянувшуюся официальную часть и выступление местных коллективов. Всеобщее оживление вернулось лишь с выходом на сцену группы «А-студио», а потом и проекта Бенни Бенасси.
И самое, пожалуй, грустное: не умеем мы веселиться, дорогие мои. Пьяные крики из толпы, драки и кучи мусора – это далеко не все сюрпризы от наших земляков своему городу. В воздухе возле сцены летали пустые пивные банки и бутылки, и только чудом от них не пострадали ни телеоператоры, снимавшие праздник, ни сами артисты на сцене. Апогеем же всеобщего веселья стал слом ограждения перед сценой. И произошло это как раз в тот момент, когда на ней пели итальянцы. Но милиция в тот вечер была просто великолепна – на самом деле. И спасибо ей за это.