Юрий Башмет - достаточно произнести это имя, чтобы сказать главное о состоявшемся в Магнитогорске концерте. Человек-легенда, мировая знаменитость, гениальный музыкант, доказавший: альт - инструмент, который может не только аккомпанировать, но и солировать. В Магнитке Юрий Абрамович и возглавляемый им коллектив виртуозов "Солисты Москвы" побывали во второй раз, но впервые - в рамках уникального события в культурной жизни региона.
При поддержке губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и областного министерства культуры состоялся первый международный фестиваль Юрия Башмета на Южном Урале. Надо сказать, что в России под именем Башмета проходит немало культурных форумов, но маэстро ставит задачу не возить один и тот же творческий продукт по стране, а каждый раз предлагать публике нечто особенное. Важно, чтобы у каждого фестиваля сформировался собственный облик. Южноуральцы могут быть уверены: у их фестиваля есть своё лицо. Убедительное подтверждение тому - исполнение редких произведений. Так, впервые в Магнитогорске прозвучали "Картины с Востока" Роберта Шумана в авторской версии для струнного оркестра и "Пять отражений на тему 24-го Каприса Паганини" Кузьмы Бодрова. Ценители высокого музыкального искусства наградили бурными овациями скрипичные соло Андрея Поскробко, Михаила Ашурова, Арины Шевляковой, Ольги Колгатиной, Кирилла Кравцова - каждому была предоставлена возможность блеснуть мастерством.
- Кузьма Бодров - талантливый современный композитор, который написал для меня альтовый концерт, а также красивую музыку к спектаклю "Маленький принц". "Пять отражений на тему 24-го Каприса" он сочинил специально для одного из фестивалей с нашим участием, - рассказал Юрий Башмет на послеконцертной пресс-конференции.
Кроме того, прозвучали адажио си минор сочинение 115 для альта и струнных Иоганнеса Брамса и симфония соль мажор для струнных Франца Шуберта в переложении струнного квартета № 15 В. Киссина. Эти произведения также можно отнести к числу редко исполняемых. Сам маэстро после солирования на альте приступил к дирижированию - и это было не менее гениально, чем его виртуозная игра.
Пожалуй, самым мощным впечатлением от поистине божественной музыки в исполнении великого Башмета и его виртуозов стал "Венецианский карнавал" для домры и струнных. Партия домры была блестяще представлена Екатериной Мочаловой, давно и плодотворно сотрудничающей с "Солистами Москвы". Шедевр Никколо Паганини великолепно передаёт удивительную атмосферу Венеции, её старинных улочек и знаменитых каналов, мелодичные песни её гондольеров и настроение венецианцев во время карнавала.
Слушая "Солистов Москвы", нипочём не догадаешься, насколько плотен их гастрольный график. Директор Магнитогорского концертного объединения Роман Синицких рассказал, что у музыкантов практически не было времени на передышку, а условия переездов были спартанскими. Для сравнения Роман Анатольевич упомянул о гастрольном графике недавно приезжавшего к нам Московского государственного симфонического оркестра под управлением Павла Когана, где хотя бы один день у оркестрантов был свободным от выступлений.
Знаменитый струнный ансамбль "Солисты Москвы" и его художественный руководитель Юрий Башмет прибыли в Магнитогорск из Челябинска, - можно сказать, с корабля на бал.
Чтобы у горожан не возникало вопроса, почему один-единственный концерт назвали фестивалем, поясню: в других городах была более развёрнутая программа. К сожалению, к нам не смог приехать Константин Хабенский, говорят, что-то не срослось с графиком, а вот челябинцам повезло больше. Для "Солистов Москвы" привычно работать в содружестве с выдающимися драматическими актёрами - так рождается сплав классической музыки и художественного слова. Константин Хабенский в Челябинске прочёл отрывки пьесы Альбера Камю "Калигула" в оригинальном переводе Дмитрия Быкова, а музыканты исполнили популярную сюиту Камиля Сен-Санса "Карнавал животных".
Челябинцам довелось услышать и дочь Юрия Башмета Ксению. Талантливая пианистка, лауреат международных конкурсов, она не часто получает возможность выступить вместе с отцом в российской глубинке - в столице у неё подрастают двое детей. Но магнитогорцам не стоит считать себя обделёнными - ведь им, как и челябинцам, была представлена поистине уникальная концертная программа.
На пресс-конференции была заметна усталость Юрия Башмета после выступления - ещё бы, музыканты выложились по полной. Но когда заходила речь о музыке, Юрий Абрамович говорил оживлённо и экспрессивно:
- Кто из ваших зрителей слышал Шумана в оркестровой версии? Думаю, никто. Квартет Шуберта вообще мало кто так играет, как наши музыканты, несмотря на наличие виртуозных камерных оркестров. Чтобы исполнители с утра до ночи разучивали партитуру в течение месяца - на Западе этого не позволят профсоюзы... Даже позднее произведение Брамса, сыгранное мною на альте, думаю, для ваших слушателей прозвучало впервые. Могу сказать, что программа для магнитогорского и челябинского концертов определённо отличается смелостью.
Юрий Башмет, умеющий потрясти до глубины души самых требовательных и придирчивых меломанов, многое делает и для того, чтобы заразить любовью к классике неискушённую публику. "Солисты Москвы" могут за вечер сыграть шесть бранденбургских концертов Баха - это поистине мощно, вершина профессионализма. И в то же время они создают синтетическое искусство - на стыке музыки, живописи, литературы, кинематографа, театра... Маэстро и его коллектив сотрудничают не только с Константином Хабенским, но и с другими яркими актёрами, например, Михаил Пореченков блистательно читает поэму Владимира Маяковского "Облако в штанах", а Евгений Миронов - письма Ван Гога.
Юрий Башмет с воодушевлением говорит о новом жанре - фьюжн:
- Синтез искусств мне близок с далёкой юности. Я ведь тогда играл на гитаре, это было время "Битлз", а всё, что талантливо, меня сразу привлекает. Так вот, если первый раз человек приходит на оперу, он получает точный шедевр - оригинальный текст, лучшие арии. Что-то приходится выбрасывать, но вместо речитативов оригинальный текст читают прекрасные драматические актёры. И всё становится на свои места.
В репертуаре "Солистов Москвы" - "адаптированные" "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Кармен"...
Разговор с прессой после концерта происходит прямо на сцене Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе. Вдруг маэстро бросает взгляд на пол:
- О, у вас есть круг? - восклицает он. - Мы могли бы когда-нибудь привезти к вам спектакль "Маленький принц"!
Ещё один город, охваченный первым международным фестивалем Юрия Башмета на Южном Урале, - Снежинск. Там не только состоялся концерт, но и ведётся работа с юными дарованиями - открыта образовательная академия. Это значит, что в течение сезона будут проводить мастер-классы московские профессора, впоследствии к ним могут присоединиться и зарубежные коллеги Юрия Башмета. Конечно, Магнитка хотела бы также быть включённой в такую программу.
Говоря о планах на следующий год, Юрий Башмет пообещал большое разнообразие инструментов и жанров - на фестивале зазвучат джаз и народная музыка. Например, можно привлечь к сотрудничеству двух китаянок, мастерски играющих на народном инструменте пипа - нечто вроде лютни с длинным грифом.
Художественный руководитель Магнитогорской капеллы имени Семёна Эйдинова Надежда Иванова предложила на будущем фестивале обратить внимание на редко исполняемые произведения Джованни Перголези. Начальник управления культуры городской администрации Татьяна Данилова и директор концертного объединения Роман Синицких поговорили с Юрием Башметом о будущих совместных проектах - как гастрольных, так и образовательных.
После концерта и разговора с маэстро остались приятное послевкусие и надежда на будущие встречи с прекрасным.