Прежде всего эта улыбчивая хрупкая женщина известна в Магнитогорске как уважаемый и весьма ценный преподаватель консерватории, в которой к ней обращаются не иначе как Алёна Николаевна. Алёна Коновальчик – педагог высшей квалификационной категории и ведёт в музыкальном вузе города практически все теоретические предметы: классическое и джазовое сольфеджио, классическая и джазовая гармония, теория музыки, музыкальная литература, народная музыкальная культура, народное музыкальное творчество, полифония, учебные практики...
Тем удивительнее её знакомые восприняли то, что однажды Алёна Николаевна запела сама – причём песни собственного сочинения. Почему удивились? Ну просто обычно «серьёзные» педагоги – а Алёна к тому же ещё и дочка преподавателей-теоретиков консерватории Натальи Алексеевны и Николая Васильевича Скрипниченко – страшно боятся быть неоценёнными, так сказать, потерять авторитет. Тем более, что эстрадная лирика с романсными оттенками, выбранная Алёной Коновальчик для самовыражения, обычно больше всего подвергается критике слушателей. Но – с некоторых пор Алёна Николаевна живёт по принципу: я не человек результата, я – человек процесса. Да и, признаётся, каждый новый шаг в её творчестве делается тогда, когда не сделать его совершенно невозможно.
– В поэзию я пришла, когда встретила своего будущего супруга, поэта, барда Дениса Коновальчика, – рассказывает Алёна. – Новые эмоции, чувства – их было столько, что не начать писать стихи не могла – они рождались сами. А писать музыку к ним стала уже после расставания с мужем, когда в моей жизни начался совершенно новый этап и пришла новая любовь. Но на сцену путь был долгим: я очень самокритична, даже самоед, потому несколько лет писала, что называется, «в стол». Отваживалась показывать разве что семье, потом самым близким друзьям, в чьей искренности не сомневалась… Все отзывались очень благосклонно: профессионально написанная музыка, толковые стихи… Когда кто-то сказал: «Алён, сделай хотя бы квартирник!», я поняла, что не могу не выйти на следующий уровень.
Подошла к делу осознанно, даже в родной консерватории получила второй диплом – эстрадно-джазовой вокалистки. Публика «квартирников» расширялась, выше рангом становились концертные площадки, пусть пока ещё камерные, начинались выездные выступления – в городах области, Уфе, Санкт-Петербурге, появлялись клипы – понятное дело, провинциально-скромные, безыскусные, но зато очень искренние… Так уж случилось, что самый первый из них, снятый восемь лет назад на песню «Качели», которой и того больше – 14 лет, и приглянулся редакторам шоу «Конфетка», которые позвонили Алёне с предложением принять участие в шоу. Звонок тот случился летом прошлого года, съёмки должны были проходить в октябре, эфир намечался на январь уже нового 2025-го. Разумеется, учитывая специфический формат «Конфетки», телевизионщики дали время «на подумать». Посоветовавшись с близкими, Алёна Коновальчик предложение приняла. Тем самым вновь опровергая стереотип о страхе творческих людей быть раскритикованными.
Здесь отметим: может, давая согласие, Алёна Николаевна просто не поняла принципа «Конфетки», будучи окрылённой участием в супер-положительно-эмоциональном проекте телеканала «Россия» (16+)? Напомним, в январе 2023-го в очередном вечернем эфире именной программы Андрея Малахова «Привет, Андрей!» (12+) Алёна Коновальчик исполнила хит 60-х «Август» – в красивой и нежной джазовой обработке, а потом – акустическую версию Пахмутовской «Старый клён» под баян. И все в эфире были улыбчивы и доброжелательны, уважительны и вежливы… В этом отношении проект «Конфетка» можно назвать диаметрально противоположным: во-первых, суть самого телеканала «ТНТ» – не «розовые единороги», здесь всё про динамику, стёб и жёсткость.
«Конфетка» – яркое тому подтверждение: находя на просторах интернета самые слабые, по мнению редакторов проекта, клипы или записи песен, они приглашают их авторов в студию – примерно через пару месяцев после звонка, а сами «полуфабрикат» отдают профессионалу, который за это время делает из… «этого-самого» конфетку. Задача создателя, продюсера и одного из авторов проекта, мэтра комедийного ТВ-продукта Гарика Мартиросяна: обстебав сырьё, максимально увеличить разницу между «дано» и результатом, сотворённым звёздным участником, что даёт максимальные рейтинги. Особенно в грамотной и красивой профессиональной «конфетной» телеобёртке, поддержанной Мариной Кравец. Однако, как оказалось, Алёна Коновальчик все эти подробности прекрасно знала – более того, для объективного знакомства с проектом ей прислали несколько наиболее выразительных его выпусков. Ещё нюанс: в отличие от «Привет, Андрей!», участие в котором Алёне Коновальчик было оплачено программой «от квартиры до квартиры» – такси, авиаперелет, проживание в гостинице и питание, на ТНТ все эти расходы пришлось бы взять на себя. В случае победы приз – 300 тысяч рублей – разве что окупит расходы.
Алёна Николаевна все условия приняла. И решила для себя: если обработка песни окажется хуже, значит, при мне останется авторская версия, уже полюбившаяся слушателям. А если, напротив, получится красиво… – значит, моя достойная песня обретёт звёздных своих исполнителей. А, напомню, львиная доля «конфетных» переработок оказывается в репертуарах их исполнителей – и это отражено в договоре между ТНТ и участниками проекта, в котором права на изначальную версию песни остаются в собственности автора, а концертной – переходят телеканалу. Ещё одно условие – сохранность тайны до выхода записанной в октябре программы в телеэфир, который состоялся 18 января 2025 года. И это было самым сложным – учитывая, кто взялся за обработку песни Алёны Коновальчик.
Итак, Москва, съёмочный павильон, общая гримёрка с остальными авторами – участниками выпуска, и жёсткие условия не выходить из комнаты, чтобы не дай бог не встретиться в коридорах со звёздами и не нарушить тайну съёмок. А, говорят, о том, кто берётся за работу над «сырьём» доморощенных авторов, не знают даже ведущие проекта Марина Кравец и Гарик Мартиросян, а также члены жюри – иначе чем объяснить их яркое удивление во время съёмок? Несколько часов на работу со стилистами, визажистами, потом ожидание, потом съёмки для каждого автора – из суток пребывания в столице львиная их доля прошла в съёмочных ангарах.
Анонсируя накануне выхода «Конфетки» в эфир своё в ней участие, Алёна подчеркнула: её выступление – самое первое из пяти снимающихся номеров выпуска. И уже это в принципе говорило о многом – как минимум о безусловном авторитете исполнителей: не желая тратить время на съёмки с неизбежными форс-мажорами, такие обычно ставят жёсткие временные ограничения, а значит, с ними работают в первую очередь – пока остальные терпеливо ждут окончания съёмок предыдущих слотов.
Сидя перед эфиром, понимаю, что ни первым, ни вторым, ни даже третьим и четвёртым номером Алёна Коновальчик в эфире не появилась – и как человек, освещающий федеральные телепроекты не первый раз, я уже понимала, что грядёт нечто яркое, иначе зачем организаторам ломать очерёдность записи ради драматургии? А финал, как известно, в данном случае должен быть ещё и кодой. И тем не менее, внутренне сжалась, когда, наконец, на экране появилась Алёна Коновальчик: что-то сейчас будет?
И – ничего страшного не случилось: смеялись разве что над наивностью клипа – который, напомним, стал дебютом, да ещё многолетней давности, как для самой Алёны, так и для его автора – магнитогорского фотографа Василия Уринцева. И даже эти смешки были не такими острыми, как обычно. А потом раскрылся занавес – на сцене появились исполнители. И – это был Игорь Крутой и Алсу. И – сам этот факт привёл в восхищение – как и то, что песня, в отличие от обычных «клиентов» «Конфетки», даже не претерпела кардинальных изменений: разве что мелодическая тема на повторном куплетном проходе исполнялась в той же гармонии – но на терцию выше, мелодика была более широка и импровизационно-тесситурна, чуть более свободен ритм… А ещё композитору подарили припев – его сочинил сам Игорь Крутой в своей очень узнаваемой манере, и за это Алёна ему очень благодарна – прекрасно понимает, что именно этой «основы» в её песнях обычно и нет, а – надо бы. Но главное – исполнители бережно сохранили авторское настроение, лишь чуть подчеркнув его оттенками. Словом, в восторге были абсолютно все. Алёна – в том числе. Да что там Алёна – и Алсу, и Игорь Крутой – дебютант в «Конфетке». Ведущие признались: даже не звали, понимая уровень маэстро. А он улыбнулся:
– Дело в том, что жена Гарика Мартиросяна дружит с моей женой, а я подкаблучник, вот и пошёл в проект – даже не зная, что за песня достанется.
– Нам повезло: нам досталась правда хорошая песня, потому что тут всякое-разное бывает, давайте будем честно говорить, – включается в разговор Алсу, уже участвующая в «Конфетке».
Слот Коновальчик был отснят довольно быстро, Алёне было высказано очень много комплиментов, включая пару минут после эфира, когда Алсу и Игорь Яковлевич вновь подчеркнули, что «Качели» Алёны настолько хороши, что достойны самой полноценной жизни в современном российском шоу-бизнесе. Учитывая опыт предыдущих сезонов «Конфетки», так порой и бывает – и песни авторов-самородков становятся хитами благодаря участникам проекта. Кстати, в этом читатели «ММ» (16+) тоже могут помочь: до конца пятницы продолжается зрительское голосование за участников выпуска «Конфетки» от 18 января, в котором участвовала Алёна Коновальчик. Голосуйте за её «Качели» – пусть победит Магнитогорск!
Что же касается нашей героини: кажется, начинается очередной новый, более широкий этап её композиторско-поэтическо-исполнительского творчества. Уже собран для издания сборник стихов, уже подготовлен сборник песен для выпуска альбома… Дело за малым – найти мецената, готового прославить магнитогорские таланты в лице Алёны Коновальчик. И очень хочется надеяться, что проект «Конфетка» в этом поможет.