Бессменный председатель комитета общественного самоуправления 133-го микрорайона Иван Белоцерковский стоял у самых истоков становления этих общественных формирований в Магнитогорске.
За без малого десять лет он сумел организовать работу общественности таким образом, что КТОС стал центром притяжения, куда люди идут со своими проблемами, заботами, советами, предложениями, будучи уверенными, что будут услышаны и поняты.
Перечислить все добрые дела КТОСа и его председателя за прошедшие годы - задача труднейшая, почти неосуществимая и весьма утомительная. Поскольку это ежедневная хлопотная и творческая работа, участие в судьбах сотен людей, решение тысяч вопросов - от ремонта внутриквартальных дорог до проведения детских и ветеранских праздников, от организации приема врачей в помещении КТОСа для престарелых жителей микрорайона, которым довольно тяжко высиживать долгие очереди в коридорах поликлиники, до проведения "экскурсии" для трудных подростков в следственный изолятор, чтобы показать им, что "ничего там хорошего нет". От отстаивания интересов жителей перед произволом коммунальных чиновников до налаживания контакта с участковыми милиционерами, инспекцией по делам несовершеннолетних. Последнее "дело о заваренных лифтах" Белоцерковский с общественностью практически выиграл. А официальное свидетельство признания КТОСа-133, его авторитета и результативности - десятки Почетных грамот самого различного уровня и благодарственных писем.
А разве не удивительно, что во главе всей этой работы, принимая в ней непосредственное участие, находится человек, который по своему возрасту, казалось бы, давно уже должен "сидеть на лавочке" - не за горами время, когда Иван Григорьевич разменяет девятый десяток лет.
Нередко, когда заходит речь об энергичности, неутомимости, деятельности да и здоровье людей такого возраста, говорят об особой фронтовой закалке старой гвардии. И, надо сказать, жизнь не баловала Ивана Белоцерковского, хотя в его судьбе и было немало счастливых поворотов. Родился он в небедной кубанской станице Приморско-Ахтарской. С детских лет, как и большинство сверстников, работал в колхозе, в рыболовецкой бригаде. Колхоз был зажиточный, люди жили счастливо, весело. На трудодни давали даже мед. Словом, как вспоминает Иван Григорьевич, в известном кинофильме "Кубанские казаки", которому приписывают лукавую лакировку действительности, очень мало было вранья. А уж когда грянула война и все отдавали для фронта, лиха кубанцы хлебнули сполна. Тут уже узнали вкус и лебеды, и крапивы. В колхозе остались только стар, млад да увечные. В июне ушел на фронт отец, а Иван - в рыболовецкую бригаду на его место.
Затем оккупация - тоже не сахар. В феврале 1943-го немца прогнали. Иван после курсов техминимума в 13 лет стал бригадиром рыболовов, руководил почтенными мужиками, в том числе и пришедшими с фронта, которые ему не то что в отцы - в деды годились.
Довелось Ивану и недалеко ушедшему фронту подсоблять, на баркасах по лиманам ночами возить боеприпасы, обратно - раненых. Как живая в глазах по сей день картина: лежат под обрывом раненые, все в крови, перемотанные кто как сумел - ни санитаров, ни медсестер. Умоляют: возьми, сынок, ради бога. И шли баркасы, нередко под обстрелом вражеской авиации, перегруженными, по двадцать пять человек на борт брали…
После войны завербовался Иван Белоцерковский рыбачить на Сахалин. Оттуда попал в армию. А там как-то услышал по радио известных тогда певцов - Бунчикова, Нечаева - и прикинул Иван: ведь и я так могу. И слова многих песен знаю. Пошел в самодеятельность, в Дом офицеров. Там парня приметили, отправили на смотр. А вскоре приказ по округу: освободить от всех занятий, кроме политподготовки, направить в распоряжение Дома офицеров. Служба как таковая закончилась. Сменил Белоцерковский солдатскую робу на чистошерстяную форму с офицерским ремнем и хромовые сапоги, начал поднимать боевой дух воинов-дальневосточников. И очень скоро попал Иван солистом в ансамбль песни и пляски Дальневосточного военного округа.
Когда Белоцерковский вернулся в родную Приморско-Ахтарскую, не стал наступать на горло собственной песне - работал инспектором-организатором в районном Доме культуры. Много выступал на сцене. В репертуаре, кроме песен про "стопудовые урожаи", появились классические произведения - каватина Алеко, "Попутная" Глинки, куплеты тореадора. И - новый поворот в его судьбе: на краевом смотре в Краснодаре "паренька приметили" и пригласили в краевой казачий ансамбль с предложениями и условиями, от которых нельзя было отказаться. С этим знаменитым ансамблем Иван Белоцерковский в 1957 году попал на VI Московский международный фестиваль молодежи и студентов.
Помимо культурных и политических функций, этот фестиваль явился всесоюзной ярмаркой талантов. Между выступлениями Кубанского казачьего хора и Махмуда Эсамбаева к Ивану Белоцерковскому подсел директор и художественный руководитель Магнитогорской капеллы Семен Эйдинов. Пригласил на прослушивание, а затем - в капеллу, с которой Иван Белоцерковский четверть века выступал на заводских и строительных площадках, в целинных совхозах, гастролировал по Союзу и за рубежом. Это, наверное, были самые звездные годы взлета Магнитогорской государственной хоровой капеллы, к успехам которой, несомненно, причастен и Иван Григорьевич, обладавший природным уникальным драматическим баритоном. Это уже при нем впервые хоровая капелла Магнитки начала исполнение сложнейших хоровых и оперных произведений русских и зарубежных авторов. Он работал и жадно впитывал опыт с такими впоследствии знаменитыми дирижерами, музыкантами, как Владислав Чернушенко, Борис Ляшко, Виталий Васильев. Выступал не только с капеллой, но и с сольными концертами и номерами, срывая аплодисменты и в цехах комбината, и в сельских клубах, и на знаменитых союзных и мировых сценах.
После окончания концертной деятельности Иван Белоцерковский постоянно искал применение своим энергии, опыту, таланту. Вместе с Александром Никитиным, впоследствии заслуженным артистом России, профессором МаГК принимал участие в создании мужского хорового коллектива "Магнитка", укрепляя признание за Магнитогорском звания города высокой музыкальной культуры. В 90-х годах он работал со студенческим хором консерватории, и его лучшие воспитанники составили костяк труппы открывшегося театра оперы и балета.
…Немало удивился, увидев однажды Ивана Григорьевича в профессиональной рыболовецкой бригаде на одном из водоемов юга области, где Магнитогорский рыбозавод вел зарыбление озера. Оказывается, не забыл ветеран своей первой профессии. А спустя несколько лет встретил его в иной ипостаси - в качестве общественного инспектора рыбоохраны он гонял браконьеров вместе с легендарным, ныне покойным Михаилом Полетаевым. И вот уже девять лет - Иван Григорьевич председатель первого и, по многим свидетельствам, одного из лучших, деятельных в городе КТОСов.
Его упорство в достижении цели, профессионализм и смелость, готовность ради результата и людей идти "на амбразуру", романтическая натура и частое пренебрежение голым прагматизмом, ставшим столь время распространенным в наше время, роднит Ивана Белоцерковского с героем его любимой арии - мужественным тореадором. А самоуверенных и амбициозных парнокопытных на его век хватит.
Дай бог тебе, Иван Григорьевич, мужества и здоровья.