На днях на телеканале "Культура" известные российские литераторы, драматурги и сценаристы сетовали на то, что, дескать, нет сегодня героев, достойных их пера.
И как-то сразу подумалось, что уж "слишком далеки они от народа", разучились распознавать черное и белое. Что их Пегас, вспоенный за последние два десятилетия безнравственным пойлом, все дальше уносит своих седоков в облака, отрывая их от матушки-земли, богатой национальными героями.
Взять, к примеру, беспримерный героизм людей науки при освоении космоса. Почему бы к золотому юбилею первого полета в космос не написать книги, пьесы, не создать сценарии и фильмы о космонавтах? Ко всеобщему стыду, молодые люди сегодня не могут назвать фамилии даже двух-трех наших космонавтов. Как же так получилось, что сместились главные акценты ценностей общества?
Каждый космонавт - это, прежде всего, личность с большой буквы. К тому же, большинство из них - выходцы из простых крестьянских и рабочих семей. К примеру, отец Юрия Гагарина - плотник, отец Валентины Терешковой - тракторист, а мать - работница молочной фермы, отец Виталия Севостьянова - таксист. И они гордились своим простым происхождением. Однажды на пресс-конференции Юрий Гагарин на вопрос иностранного журналиста о том, не является ли он потомком рода князей Гагариных, ныне живущих в США, ответил: "Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал".
С Юрием Гагариным мы были избраны в Президиум XV съезда ВЛКСМ в мае 1966 года. Помню, как в перерывах между заседаниями съезда к нему подходили делегаты, чтобы получить автограф. Он просил оставить книги, блокноты, открытки, пионерские галстуки у него на столе, говорил: "Я обязательно оставлю автограф, так как умею одновременно и слушать речи ораторов, и подписывать". В очередной перерыв эти горы разбирались, а на их месте появлялись новые.
Неоднократно доводилось встречаться с нашим земляком Павлом Поповичем. В августе 1970 года сопровождал его во время посещения пионерского лагеря "Горное ущелье" и базы отдыха учащихся профтехобразования. Вечером того же дня у нового здания Дворца культуры металлургов имени Орджоникидзе в его присутствии был открыт памятный куб в честь выплавки 200-миллионной тонны магнитогорской стали. А по пути в аэропорт он попросил остановиться у кукурузного поля, с каким-то особым наслаждением прошелся по междурядьям посевов, выросших высотою в человеческий рост. Было видно, что из-за недостатка времени и постоянной занятости он скучает по земле. А как он хотел посидеть с удочкой! Но не сложилось. Опять же по причине все той же занятости.
С Владимиром Джанибековым удалось побеседовать всего лишь полчаса, когда провожал его из Андижана в Ташкент. В короткой откровенной беседе он прямо сказал, что его пятый полет не намечался, но надо было опередить американцев по количеству полетов в космос одним космонавтом. Кстати, этот 115-суточный полет считается самым сложным с технической точки зрения. "Реанимация" отказавшего оборудования корабля, решение вопросов стыковки его со станцией выявили новую принципиальную возможность взаимодействия корабля с любым космическим объектом.
А вот с космонавтом Виталием Севостьяновым посчастливилось пообщаться в узком семейном кругу. Встретились мы в обкоме партии. Ко мне - тогда второму секретарю обкома - он зашел, чтобы воспользоваться телефоном правительственной связи для переговора с Москвой. Я был очень удивлен. Удивлен неожиданностью его появления. Никто не знал о его визите в область… Поговорив по телефону, он объяснил, что приехал неофициально, и пригласил вечером к одному из андижанцев, у которого собственно гостил. Вечером в беседе выяснилось, что хозяин дома в начале 70-х годов отдыхал в одном из сочинских санаториев. В аэропорту взял такси, водителем которого был отец Виталия Ивановича. По дороге разговорились. Время было далеко заполночь, и водитель предложил переночевать у него дома, а утром отвез гостя из Узбекистана в санаторий. С тех пор они сдружились, вместе отмечали семейные торжества, юбилеи. Когда Виталий Иванович в 1975 году слетал в космос второй раз, его наградили автомобилем "Волга", который он подарил узбекскому другу. А в этот раз Виталий Иванович приехал в Андижан навестить приболевшего аксакала.
Да и не только космонавты достойны пера литераторов и сценаристов. Взять, к примеру, жизнь замечательной летчицы Марины Попович, бывшей жены нашего земляка Павла Поповича. Она установила 101 мировой рекорд на различных типах самолетов! Общий налет на 40 типах летательных аппаратов составил более 6000 часов! Первой из летчиков-испытателей женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила в иностранных СМИ прозвище "мадам МиГ". Десять мировых рекордов завоевано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта "Антей" - Ан-22. Она, кстати, принимала участие в первом отборе кандидатов в космонавты в феврале-марте 1962 года…
В апреле отмечают полувековой юбилей со дня первого полета человека в космос. Гагарин является почетным гражданином и обладателем золотых ключей от ворот более двух десятков российских и зарубежных городов. Его имя носят не десятки, а сотни улиц, площадей и проспектов, парков, дворцов, школ. Проводятся спортивные соревнования, выпускаются памятные медали, знаки, монеты. И вот фильма о нем и его коллегах по космосу - фильма полноценного! - пока нет. А жаль. Так кто же настоящий герой нашего времени?