Сорок лет из своих восьмидесяти Анатолий Митрофанович отработал на комбинате. Пришёл на предприятие из ремесленного училища № 1, которое было открыто на базе ММК.
Анатолий был третьим из шестерых детей Дугиных. Отец - участковый милиционер, мама - домохозяйка. В таких семьях не принято было сидеть на шее родителей, работать шли рано. Поэтому семь классов, училище - и в цех.
- Хотел стать токарем, но не взяли - ростом маленький: чтобы нормально работать на станке, потребуется подмостки сооружать, - вспоминает Анатолий Митрофанович. - Поэтому предложили: иди в слесари. В пятнадцать лет получил трудовую книжку, как только пришёл в куст-мартен.
Работа для подростка была ещё та: ремонт кранов, редукторов, тросов. А порой что-то делали летом в жару, да наверху, где под восемьдесят градусов... Но Анатолий был не робкого десятка, трудной работы не чурался. До армии сумел зарекомендовать себя ответственным, настырным до работы парнем. И несмотря на большой перерыв - армейская служба заняла три года пять месяцев - по возвращении в родной цех взяли, как говорится, с руками и ногами. Практически сразу молодого специалиста отправили учиться в высшую школу мастеров - посчитали, что рабочего опыта, полученного до службы, и армейской закалки достаточно, чтобы доверить парню ответственный участок. Назначили мастером участка в ЦРМО № 1, объединённом из котельно-ремонтного цеха и куст-мартена. Когда открыли депо ремонта подвижного состава, предназначенного для шлаковозов и чугуновозов, стал заниматься ремонтом платформ - колёс, пружин.
- Там я был и царь и бог. Дадцать лет отработал мастером, - смеётся Анатолий Дугин. - Выпало мне и очень непростое хозрасчётное время, восьмидесятые годы. Раньше как было? Мастер отвечал за работу подчинённых, а тут к этому ещё куча обязанностей: и запчасти сам найди, и купи, и заработную плату начисли, - и завхоз, и производственник. На работе не успевал - наряды дома выписывал.
Благодаря Анатолию Митрофановичу мой словарный запас пополнился некоторыми доселе неизвестными мне терминами. Ковш под металл может "закозлиться": если не обработать его перед разливкой в копровом цехе на "брызгале" - известью. Плохо обработают - пристанет, прикипит шлак. Тогда на отвалах чашу кантуют и бьют "бабой". Порой не без ущерба, который потом и ликвидируют ремонтники.
- На одном чугуновозе 32 пружины, а вагон 80 тонн, - вспоминает Анатолий Дугин. - На стыке "пум-пум", пружина хрусть и полетела. Закупать со стороны было дорого. Что только не придумывали, чтобы ситуацию исправить.
Анатолий Дугин неспроста имел славу рационализатора: сам придумывал, как процесс облегчить, трудозатраты снизить, ускорить ремонт. И подчинённых на это мотивировал. Поэтому его бригада всегда была в передовиках по рационализаторской деятельности.
В школе № 9, над которой шефствовал цех ремонта металлургического оборудования № 1, у каждой бригады был свой класс. Дугин не ограничивался материальной помощью в ремонтах помещения, концертами и подарками - по полной занимался профориентационной работой среди школьников, водил их на комбинат. Показывал ребятам, как работают на домне, на мартене, в ремонтных цехах. Чтобы ценили своих отцов и матерей, понимали, что им нужно дома отдыхать, что они нуждаются в поддержке и помощи своих отпрысков.
Двадцать лет семья Дугиных занималась садоводством - пока здоровье позволяло. Всё лето жили на даче, в город заезжали только за продуктами. Но три года назад решили, что пора завязывать с земледелием. Теперь больше времени уделяют внукам и правнуку. Ездят отдыхать на природу, на озеро, в лес. В свои 80 лет Анатолий Митрофанович хорошо водит машину, так что просить детей, чтобы свозили куда-то, необходимости нет.
У Анатолия Дугина немало знаков отличия, демонстрирующих его профессионализм и любовь к работе: орден Трудовой Славы третьей степени, звание почётного пенсионера, ветерана ММК. Сегодня династию продолжает младший сын Анатолия Дугина Владимир. Он бригадир сварщиков, выбрал тот же цех, который стал родным для отца. В "дочке" комбината трудится внук. Стальной характер, металлургическая закалка в семьях магнитогорцев передаются по наследству. Работать с полной отдачей, на совесть у представителей семьи Дугиных в крови. А значит, краснеть за своих детей и внуков Анатолию Митрофановичу никогда не придётся.