Куратор школы журналистов - Елена Николаевна Пономарева, замдиректора по маркетингу ЧУ ОАО ММК "Детский оздоровительно-образовательный комплекс", попросила нас написать о городском мероприятии "Наука - воистину область чудес!", приуроченном к Всемирному дню информации и проводимом Дворцом детского творчества. Там мы выясняли, что за праздник Всемирный день информации и почему наука для школьников города - "воистину область чудес". Ниже - фоторепортаж Нино Каландадзе, а также статьи и интервью об этом событии участников школы журналистов.
Городское мероприятие "Наука воистину область чудес" было довольно интересным. Мы сами школьницы, и были бы не против принять в нем участие в следующем году. Организаторы постарались на славу, сделали все, чтобы юные ученые - делегаты почти из всех школ города - остались довольны: проводили интересные конкурсы, ставили опыты, дарили подарки…
Скажем о нескольких секциях, на которых нам удалось побывать. В секции "Медицина" говорили о пользе русской бани. Участники слушали внимательно, постепенно вовлекаясь в дискуссию о гигиене. Поклонники геральдики участвовали в работе одноименной секции, с увлечением и знанием дела разбирали истории гербов города Челябинской области в формате интеллектуальной игры. Участники секции "Робототехника" строили высокую башню так, слово они настоящие конструкторы. Нам показалось, что это одна из самых сложных и интеллектуальных творческих групп марафона, ведь для подобной конструкторской работы нужна и развитая логика, и сноровка, и терпеливость, и образованность. Секция "Мудроречие" порадовала гуманитариев, которых на марафоне было не так уж много. Дети составляли предложения из определенных слов, цель этой игры - творчество: необходимо было создать предложения одновременно осмысленные, философские и поэтические.
В секции "Экологический детектив" ученики различных школ решали тестовые и индивидуальные задания, поделившись на команды, а после подводили итоги и разбирали ошибки с наставником Н.В. Рябовой. Нам удалось взять небольшое интервью у одного из участников этой секции - юного эколога Миши.
- Какое отношение ты имеешь к экологии как науке?
- Я сам ей занимаюсь. Экология меня давно привлекает.
- Какую проблему ты поставил для себя, когда начинал свои экологические исследования?
- Проблему загрязнения окружающей среды. Все мы живем на этой замечательной планете. Естественно, что ее чистота касается каждого из нас. С 4 класса, то есть уже 4 года я занимаюсь экологическими исследованиями.
- Серьезный срок! Кстати, а от этой конференции ты чего ждёшь?
- Только положительных эмоций! Новых знаний, новых знакомств. Общения с единомышленниками. Осознания, что иду в верном направлении.
- Спасибо большое за разговор, удачи!
В секции "Веселый журналист" ребята делали творческие работы и в режиме реального времени создавали свою газетную колонку из разных журналов. Поначалу все растерялись от сложности и ответственности задания, но после того, как участники привыкли и присмотрелись друг к другу, нашли общий язык, они довольно таки быстро принялись за работу, и у них получился довольно не плохой коллаж. Правда, нас немного удивило, что колонка была посвящена хоккею, а писали о нем в основном одни девочки. Тем не менее, процесс кипел слово в настоящей редакции, все бурно обсуждали название, расположение статей, то, кто чем займётся. За время, пока ребята совершали групповую работу, они очень сплотились и не хотели уходить, долго общались, делились мнениями.
А в секции " Чудеса науки" ученики наблюдали за проводимыми опытами. Дети были довольно заинтересованы, с первых же минут начали улыбаться, потому что руководитель-наставник О.А. Шалтина постаралась и внесла в группу позитивную атмосферу. Все началось с надувания пакета. У девочек это получалось быстро и ловко, а мальчики очень робко пытались обогнать их в этом довольно странном, но веселом конкурсе. Было понятно, что опыты нравятся всем учащимся, глаза ребят были полны интереса, они внимательно наблюдали за происходящим. Вот что значит вовлеченность в процесс, личное в нем участие! В общем, марафон удался!
Полина Емельянова, Татьяна Лыгина, 8 класс, школа журналистов лицея при МаГУ.
Информация - для всех
26 ноября - особенная дата в календаре для любого современного человека - Всемирный день информации. К этому празднику и был приурочен городской интеллектуально-творческий марафон "Наука - воистину область чудес", который состоялся на базе МОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодёжи". Такие научные марафоны проводятся уже более 10 лет, но каждый год это событие посвящено новой теме. В этом году в мероприятии приняли участие более 200 ребят из 25 школ города. Среди них были не только ученики старших и средних классов, но и совсем малыши-пятиклассники, которые, однако, отнеслись к заданиям с не меньшей серьёзностью и любопытством. Удивительно, насколько интересные и непохожие люди собрались здесь: на этом, скажу без преувеличения, празднике можно было встретить и юных физиков, математиков, и конструкторов, и начинающих робототехников, и будущих музыкантов, дизайнеров, художников. Удалось познакомиться даже с начинающим микробиологом! Здесь были и дети, всерьёз занимающиеся наукой, были и творческие люди, тоже не менее увлечённые, а были и ребята, заинтересовавшиеся тем, что будет происходить в этот день и тоже принявшие участие в марафоне. Что же такое для них информация и почему они решили заняться наукой? Пока участники готовились, мы расспросили их об этом. Вот что ребята рассказали:
"Информация - то, что ежедневно нас окружает, то, что остаётся в памяти. Наука - как увлекательная книга, которую можно долго и с интересом читать" Мария, 14 лет.
"Информация - это то, что передаётся от одного человека другому." Соня, 13 лет.
"Информация - это знания, которые помогают сделать то, что хочется," - так ответила Полина, ученица 6 класса. Она умеет видеть науку во всём, в том числе и в уже привычных нам вещах: "Ещё в начальной школе нас учили делать открытки. Мы сделали небольшие поздравления на День матери, а сейчас это стало темой моей научно-исследовательской работы - "открытки". Два года назад мы ездили с ней на научную конференцию в Челябинск, где я заняла 2 место. Просто очень интересно знать об открытке, откуда она появилась. И дома сохранились старые открытки, их люблю рассматривать, ещё советские."
А вот что рассказала об увлечённости детей наукой одна из преподавательниц 36 школы: "Дети всё больше занимаются сейчас наукой, потому что это востребованно среди учащихся, они занимают этим свой досуг, тогда как старшие классы больше готовятся к сдаче ЕГЭ. А у младших (6, 7, 8 классов) есть время и возможность попробовать разные виды деятельности и решить, чем они хотят заниматься. Они участвуют в конкурсах, олимпиадах, и, главное, им условия предоставляют для таких интересных занятий наукой, творчеством. У нас очень много гуманитариев - увлекаются русским, литературой, обществознанием. Все дети очень разные, и у каждого свои мечты, свои цели".
Марафон в этом году был похож на своеобразный лабиринт. После Ломоносовских чтений, где доктор исторических наук Марина Николаевна Потёмкина очень доступно и занятно рассказала об искажённых исторических фактах, претендующих на научность ("фолк-хистори"), всех ребят разделили на девять команд, каждая из которых прошла по одному из трёх "дорожек" марафона. На каждой дорожке, в свою очередь, было по три площадки-испытания. Мы вместе с участниками побывали на каждой из них.
На каждое из испытаний отводилось только 15 минут, потому детям приходилось работать очень быстро. Надо сказать, они показали, что умеют ориентироваться в мире информации, и потому отлично справились с заданиями. На первой площадке юным естествоиспытателям предложили провести несложные, но необычные эксперименты с предметами, которые их окружают. Они узнали, что пустота может быть вовсе не пустой и что остановленное движение не всегда прекращается. На второй площадке юных пользователей интернета познакомили со способами проверки достоверности информации в сети - знания, необходимые в повседневной жизни любому современному человеку. Третий же конкурс был творческим: юные редакторы должны были из газетных и журнальных вырезок создать новую, свою газету. Следует сказать, что здесь за происходящим уследить было уже невозможно - настолько быстрым, ярким и непредсказуемым был творческий процесс! Ребята работали так слаженно, что меньше чем за 15 минут у них уже была готова газета, яркая, созданная с чувством юмора. После конкурсов все команды собрали из полученных ими букв-бонусов высказывание М. Ломоносова. На память о марафоне все ребята получили дипломы за участие и небольшие подарки.
Для многих это мероприятие было действительно похоже на праздник. Большинству участников больше понравились именно практические, творческие занятия, такие, как постройка из пластиковых бутылок, стаканчиков и трубочек какого-либо предмета, символизирующего информацию. Одна команда построила телевизионную башню, другая - монитор компьютера. А третья команда создала совершенно новый предмет - "труботелефон". На вопрос о том, что это за предмет и для чего он нужен, одна из участниц команды ответила: "Это телефон, где много-много трубочек. Он нужен, чтобы все были вместе. Потому что информация - для всех!".
Мария Лебедева, школа журналистов лицея при МаГУ.