С горем пополам управляющие компании Магнитогорска выводят свой бизнес из тени в соответствии с требованиями федерального правительства. Но наряду с теми, кто под давлением общественности вступил на путь повышения прозрачности, существуют предприниматели от ЖКХ, которым не хватило девяти месяцев, чтобы выполнить элементарные требования. Как ни странно, косвенно в такой нерасторопности повинны сами жильцы.
По-хорошему о постановлении Правительства РФ № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" стоило давно забыть. Но не дали этого сделать управляющие компании, которым надлежало еще в декабре прошлого года сдернуть занавес со своей деятельности, в том числе финансовой. Первая проверка, организованная объединением по защите прав потребителей еще в марте, выявила неприятную тенденцию: исполнять постановление Правительства РФ магнитогорские акулы жилищного бизнеса не спешат. Тогда к вопросу подключилось местное отделение партии "Единая Россия", взявшее процесс раскрытия информации под свой контроль.
На ликвидацию пробелов в деле информирования населения долго раскачивающимся УК предоставили еще два месяца, после чего повторной ревизии были подвергнуты десять наиболее крупных управляющих компаний. Результаты свидетельствуют: тотальное игнорирование федерального постановления осталось в прошлом. Тем не менее, на призыв выйти из сумрака отреагировали не все.
- Мы не скрывали, что в конце апреля начнем повторный мониторинг соблюдения норм федерального законодательства в части раскрытия информации, - рассказывает председатель ОЗПП, руководитель сети общественных приемных "Единой России" Владимир Зяблицев. - Для всесторонней оценки подключили к проверке "молодогвардейцев". Стоит признать: большая часть управляющих компаний недостатки устранили, и пусть где-то в вольной интерпретации, но данные обнародовали. Но есть и те, кто отнесся к нашим февральским рекомендациям наплевательски.
Хуже всего с прозрачностью дела в ООО "ЖЭУ-1" и ООО "ЖРЭУ-4". Хозяйства Константина Щепеткина и Ларисы Рябиченко посчитали не обязательным в полном объеме раскрыть карты. Как заверил Владимир Зяблицев, это без последствий для руководителей не останется:
- В отношении нерадивых компаний подготовлены и направлены материалы в Роспотребнадзор и прокуратуру. У нас нет полномочий по принятию мер административного реагирования и обеспечению надзора за соблюдением законодательства, а вышеназванные органы такими возможностями наделены. Нужно понимать, что всецелое информирование населения является одной из ключевых задач жилищной реформы. Горожане имеют право отслеживать, на какие цели направлены их платежи.
Справедливости ради, отметим: магнитогорцы не особо стремятся реализовывать свое право. Далеко не каждый житель сможет сходу назвать управляющую компанию, обслуживающую его многоквартирный дом. Что уж говорить о деталях? При этом проблема до последнего времени имела обратную сторону. Недавние муниципалы, вмиг ставшие частниками, неохотно идут на контакт со своими нанимателями. Добиться от руководства управляющей компании разъяснений по вопросу распределения денежных потоков очень сложно. В данных бухгалтерского учета разобраться под силу только специалисту, а детализированных отчетов, понятных каждому, УК стараются избежать. Сказать, что на плановый ремонт парадной потрачена энная сумма, и обосновать траты - разные вещи. Вот и получается, что даже в рамках одной управляющей организации стоимость идентичных работ разнится на порядок, а на выходе по итогам года подавляющее большинство УК срабатывают в ноль.
Мы уже не раз писали о том, что эффективное распределение средств сегодня - залог благополучия завтра, когда Фонд содействия реформированию ЖКХ свернет программу финансовой поддержки. Вот тогда компании, не откладывающие на "черный день", в случае форс-мажора всю нагрузку будут перекладывать на плечи жильцов. Но пока отсутствует внятный регламент выбора поставщика и подрядчика, отследить, насколько реальные траты отличаются от тех, что на бумаге, - не представляется возможным. К примеру, стоимость приобретения и установки общедомовых приборов учета тепловой энергии в разных управляющих компаниях оценивают по-разному. Наверняка организация тендера и вовлечение в процесс жильцов существенно снизили бы расходы собственников квадратных метров.
Специалисты близкие к теме ЖКХ однозначно заявляют: главная проблема населения - низкая правовая грамотность. Люди не знают, куда обращаться с конкретным вопросом и кто уполномочен его решить. Но с недавнего времени процедура упростилась благодаря работе "телефона доверия" "Единой России" по проблемам ЖКХ. На номер общественной приемной партии власти 25-00-41 ежедневно поступают звонки с жалобами на нерасторопность управляющих компаний.
- Поначалу мы передавали жалобы по цепочке: общественная приемная - управление ЖКХ администрации города - управляющая компания и обратно, - делится механизмом обработки обращения горожан заместитель секретаря политсовета местного отделения "ЕР" Владимир Киржацких. - Но сейчас от бюрократии отказались и работаем напрямую с предпринимателями жилищного сектора, а в мэрию отправляем копию жалобы. Реальные результаты такой работы уже есть.
Партийный функционер не лукавит: телефон доверия помогает горожанам пробить неприступную стену управляющих компаний. Так, Галина Середа смогла добиться включения своего дома на Панькова, 8 в городскую целевую программу "Кровля-2012". По ее жалобе общественная приемная инициировала проведение обследования состояния дома, которое установило, что крыша находится в неудовлетворительном состоянии. Начальник управления ЖКХ администрации Магнитогорска Радик Галеев пообещал обеспечить капитальный ремонт крыши не позднее следующего года.
И таких положительных примеров с каждым днем больше. Очевидно, пока самостоятельно жильцам многоквартирных домов кардинально изменить взаимоотношения со своими управляющими компаниями непросто. Но, при поддержке извне, процесс пошел, и контроль общественных организаций над жилищниками будет только нарастать.
- К сожалению, это вынужденная мера, - говорит Владимир Зяблицев. - Только так можно держать в тонусе руководителей УК. В ближайшее время ОЗПП совместно с "ЕР" готовит еще одну волну проверок соблюдения правил предоставления коммунальных услуг. В числе прочего мы будем давать оценку суммам, указанным в квитанциях на оплату. Население, кстати, должно подключиться к этому анализу: у каждого жильца есть право запросить документальное обоснование каждой цифре в платежках.
Право есть, но пока пользуются им единицы. И в этом главная беда отечественной коммуналки, которая на руку руководителям управляющих компаний. Впрочем, хочется надеяться, что всем миром жилищников удастся подвести к мысли, пропагандируемой идеологами реформы ЖКХ: они всего лишь исполнители, которым всегда можно найти замену. Может быть, тогда проблема жилищно-коммунального хозяйства покинет вторую строчку барометра социальной напряженности.