"Я не согласен с вашим мнением, но готов жизнь отдать за то, чтобы вы смогли его высказать".
Слова великого Вольтера стали девизом "круглого стола" на тему "Толерантность как фактор стабильности современного общества", который прошел в рамках Европейской недели местной демократии в магнитогорском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Неделя - ежегодный проект, который проходит под эгидой Совета Европы. Цель мероприятия - содействовать идее демократического участия электората в управлении обществом через местные органы власти. На дебатах, форумах, "круглых столах", конференциях, обсуждают события как общенационального, так и местного масштабов. Организуют дебаты местные органы власти всех государств - членов Совета Европы. Время проведения приурочено ко Дню принятия Европейской хартии местного самоуправления - 15 октября 1985 года.
За "круглым столом" собрались ученые РАНХиГС, МаГУ, представители администрации города, двух конфессий, студенты вузов. Открывая мероприятие, директор филиала профессор Василий Петров разъяснил понятие "толерантность". В русском языке есть аналог - терпимость, которое почему-то забыли, предпочтя именовать уважительное отношение к инакомыслию иностранным словом. Василий Борисович говорил об актуальности проблемы для нашего времени. Обратился к библейскому сюжету - печальному примеру непонимания в социуме - Вавилонской башне. Вернее, причине недостроя - смешению языков. Задача "круглого стола" - обсудить проблему толерантности, высказать точку зрения на принятие инакомыслия, определить, в каких случаях терпимость порождает вседозволенность.
Заведующий кафедрой естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин Дмитрий Яковлев обозначил пути достижения толерантности - научиться договариваться мирно, не считать личное мнение по любому из спорных вопросов истиной в последней инстанции. Терпимости надо учиться, личностное психологическое качество необходимо развивать, совершенствовать, поскольку это основа существования гражданского демократического общества. Достижение высокой степени толерантности - идеал и человека, и общества. Однако, усваивая уроки взаимоуважения и терпимости, можно перегнуть палку и стать смиренным. Вспомним заповеди Нового Завета - ударят по одной щеке, подставь другую. Терпимость и смирение не есть синонимичное поведение и социума, и личности, в противном случае станем потворствовать злу.
Выступление Дмитрия Яковлева породило дискуссию, как расценивать философию Махатма Ганди и в какой степени можно быть толерантным в нетолерантном обществе?
Иллюстрацией толерантности или отсутствии таковой в российском обществе стало обсуждение уже набившей оскомину дела панк-группы Pussy Riot.
Слово взял иерей отец Андрей. Он гневно осудил хулиганскую выходку девиц, осквернивших чувства верующих. На орехи досталось и нашей газете, которая опубликовала интервью с известным религиоведом Эллой Комиссаровой. Ее точка зрения на панк-молебен как "проявление религиозной карнавальной культуры", оценка выходки как "невежественной и некультурной формы общественного протеста" были раскритикованы иереем. Отец Андрей считает, что это демонстрирует саботаж СМИ по отношению к религии и оскорбленным чувствам верующих.
Странная позиция, поскольку в отзывах на статью "Далай-лама был прав" один из читателей написал: "Для полноты освещения вопроса предлагаю редакции "ММ" побеседовать на страницах газеты с юристом, имеющим авторитет в профессиональном сообществе и не ангажированным РПЦ". Считаю это высокой оценкой: позиция атеиста Эллы Комиссаровой отличалась столь высокой степенью толерантности, что ее причислили к защитникам РПЦ. Отец Андрей осуждал и газету, и Эллу Комиссарову с горячностью, не терпящей возражений. Его позиция явно диссонировала с высказыванием Вольтера - плакат с цитатой о толерантности "Я не согласен с вашим мнением…" висел как раз над головой иерея.
Студенты-юристы МГТУ внесли свою лепту в работу "круглого стола", дав юридическую оценку проступка Pussy Riot. С Уголовным кодексом в руках доказывали, что действия певческой группы не подпадают под квалификацию статьи "Хулиганство". Они полагают, что приговор неправосуден. Безнравственный поступок девиц ограничивается рамками Административного кодекса.
Поутихший в последнее время скандал вокруг панк-группы был вновь реанимирован за "круглым столом" в Магнитке. Все его участники, без сомнения, прекрасно знают, как он набирал обороты, не раз слышали оценку известных юристов и осуждающие слова патриарха Кирилла. Казалось, суд поставил все точки над "и": вынес приговор и уже успел освободить одну из участниц. У нас зачем-то случился периферийный ремейк. Помнится, тема Европейской недели обещала разговор о местной демократии. Как общероссийский скандал способствует развитию магнитогорской демократии, мы так и не узнали.
Дорога на нары
Хулиганки из панк-группы Pussy Riot, судя по всему, сменили место жительства. Как сообщили адвокаты осужденных, Марию Алехину спецрейсом отправили отбывать наказание в одну из колоний Пермского края, а Надежду Толоконникову - в мордовские лагеря.
Всего в России 35 женских колоний (в них свыше 50 тысяч арестантов), из которых чуть ли не половина находится в регионах намного дальше, чем Мордовия - от Тюменской и Иркутской областей до Красноярского края и Дальнего Востока. Так что девушек отправили не так уж далеко.
Едва появилась информация о дальнейшей судьбе женщин, их сторонники дружно принялись вычислять, в какие именно колонии попадут их кумиры и какими традициями сильны эти зоны. "Надя Толоконникова этапирована в Мордовию. В самый лагерный ад", - пугали они друг друга в соцсетях, предположив, что, скорее всего, она попадет в ИК-14, в которой сидит Евгения Хасис, осужденная за соучастие в убийстве адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой. Здесь же были высказаны предположения, что Алехина оказалась в пермской ИК-32, где отбывают срок впервые осужденные.