Утреннее совещание у генерального директора ММК началось с приятного. Вручая Александру Моторину букет, Павел Шиляев отметил, что работа у прокатчиков – самая что ни на есть мужская, серьёзная. И далеко не каждый может продержаться в профессии более сорока лет. И не просто продержаться, а состояться, стать профессионалом высочайшего класса.
– У нас есть традиция: провожая на заслуженный отдых, мы вручаем удостоверение почётного пенсионера ММК, – отметил Павел Владимирович – У меня к вам, Александр Евгеньевич, личная просьба. Герой труда – пример для молодёжи. Поэтому мы вас будем на общественных началах привлекать для воспитательно-наставнической работы. Так что скучать вам не дадим.
Про таких, как Александр Моторин, говорят: человек рабочей закалки. Конкретный, несуетливый, трудолюбивый. Не витал в заоблачных далях, не предполагал иной карьеры, кроме как рабочей, не мечтал «о доблестях, о подвигах, о славе». Они сами нашли его в родном четвёртом листопрокатном. Сойтись характерами с горячим производством дано не каждому. Моторину это удалось. Стоит ему заговорить о бригаде и цехе, как сразу становится ясно: так понимать и чувствовать производство может только человек, преданный своей работе всей душой.
Проблема выбора профессии перед Александром Моториным не стояла. Тринадцатое училище, комбинат, четвёртый листопрокатный цех – дорога изначально прямая и понятная. Преддипломную практику проходил в ЛПЦ-4 на стане «2500» горячей прокатки, который в то время считался одним из самых мощных в стране. Шаг за шагом подбирался к профессиональной сути.
– Всю жизнь в одном цехе, на одном стане, но на разных постах, – рассказывает Александр Евгеньевич. – Так потихоньку и двигался: посад, «промежуток», летучие ножницы, черновая группа клетей. До сих пор там и работаю. За это время в цехе много чего произошло: поменяли моталки и черновую группу, поставили реверсивную клеть. Со всего комбината приходили смотреть: как это так, клеть работает, и не слышно, как она захватывает! Потом ещё была реконструкция. На чистовой группе поменяли перевалочные машины, убрали реверсивные клети, поставили клеть с блюминга... А сейчас полностью обновили весь стан.
На ММК Александр Моторин более четырёх десятков лет. Всё, что происходило в цехе и коллективе, пропускал через сердце.
Когда построили ЛПЦ-10, многие нагреватели и операторы перешли туда. Подумывал о переводе в новый современный цех и Моторин, и даже заявление написал. Потом посмотрел на свой цех, который в то время стоял на капитальном ремонте, подумал, а кто это всё будет запускать, отлаживать? И остался. Не изменил он своему цеху и в лихие девяностые, когда судьба не только ЛПЦ-4, но и всего комбината висела на волоске.
– Работу свою уважаю, – подчёркивает Александр Моторин. – Раз пришёл, значит, бери и работай.
Работа оператора поста управления стана «2500» горячей прокатки – напряжённая и, мягко говоря, беспокойная. Проходя клеть за клетью, стальная заготовка стремительно трансформируется в металлопрокат, обретая при обжатии совершенные до миллиметра формы. Бывали смены, когда по несколько часов приходилось стоять на ногах, а рубашку хоть выжимай. Но жаловаться на трудности в цехе не принято: такая работа.
Известие о награждении званием «Герой Труда РФ» для оператора поста управления стана «2500» горячей прокатки Александра Моторина стало неожиданностью. «Подвигов не совершал, работаю как все», – сказал Александр Евгеньевич. А когда получал «Золотую Звезду» из рук президента России, подчеркнул, что это коллективная награда – всего цеха, всего комбината, потому как металл вообще продукт коллективный.
– Правильно говорят: один в поле не воин, тем более, если речь идёт о горячем цехе или о предприятии полного цикла, как ММК, – рассуждает Александр Евгеньевич. – У нас же вся производственная цепочка – от добычи руды и до готовой продукции.
Высокая награда никак не изменила характер, признаётся Моторин, работал на совесть, как и прежде. Не зазвездился, несмотря на «Золотую Звезду», и даже проще стал.
– Всегда говорил: не так трудно стать героем, как при этом остаться человеком, – отмечает Моторин. – У меня ничего не поменялось. Как был обычным человеком, так и остался.
О планах на пенсию говорить рано, улыбается Моторин, надо сначала понять, что это такое – пенсия. Для начала займётся вплотную семьёй и своими увлечениями, на которые в обычной жизни не хватало времени, а там видно будет.
– Собираю модели военной техники, танков наклеил уже на пару батальонов, – рассказывает Александр Евгеньевич. – Последнее время увлёкся сборкой деревянных кораблей. Опять же любимый хард-рок, которым увлекаюсь с юности. Считаю себя счастливым человеком. У меня крепкая надёжная семья, всю жизнь занимался любимым делом. А что ещё рабочему человеку для счастья нужно?