-Ситуация все-таки изменилась к лучшему, - говорит проректор по учебной работе МГТУ Елена Разинкина. - Учтены минусы проведения прошлого мониторинга, по результатам которого были выявлены неэффективные вузы. Тогда в одном списке оказались все учебные заведения - без разделения на категории и учета специфики. Нареканий оказалось много. В этом году проверка университетов уже осуществлялась в зависимости от направленности их образовательных программ. Появились такие категории, как силовая, творческая, аграрная, транспортная. Большая часть вузов - 88 процентов - отнесена к заведениям, которые не имеют специфики. В этой самой многочисленной группе оказался и МГТУ.
Елена Михайловна констатирует, что образовательная деятельность по-прежнему оценивается по показателю, к которому вуз не имеет отношения. Речь о едином государственном экзамене. Все-таки более логично по ЕГЭ оценивать деятельность школ.
- И еще есть один момент, - добавляет Елена Разинкина. - Проверка идет по результатам 2012 года, когда детей было меньше. Вдобавок, и процент школьников, сдавших успешно физику, оказался очень низким, практически провальным. А этот предмет - обязательный для поступления в технические университеты. И, конечно, сложно конкурировать с гуманитарными вузами, у которых третьим экзаменом идет обществознание. У их абитуриентов балл оказался выше. С другой стороны, представители крупных предприятий, расположенных в ближайших к Магнитке районах и в Башкортостане, говорят, что к ним на работу выпускники с высокими баллами не поедут. Да и физика на их производстве не важна.
Низкий уровень изучения физики стал проблемой областного уровня. С каждым годом все меньше школьников могут похвастаться знаниями в этой области. В 2011 году ее освоили около 35 процентов школьников-выпускников. В прошлом году - чуть более 24,2 процента. Есть еще анализ глубины изучения. Тут реальная картина становится еще более удручающей.
- Впрочем, это касается и информатики, и химии, - досадует Елена Михайловна. - Для исправления ситуации в прошлом году открыли бесплатную физико-математическую школу. Ее работу финансируем из внебюджетных средств, заработанных МГТУ от деятельности, приносящей доход. Привлекаем детей, обучаем, но этого недостаточно. Войти же в школьный процесс мы не можем. Если раньше положение можно было немного поправить на подготовительных курсах, то сейчас в вуз на эти курсы приходит все меньше ребят. Теперь каждая школа может вести такую деятельность. Конкуренция, так сказать. А качество на многих подготовительных курсах, увы, не высокого уровня. В результате, с первого курса приходится организовывать дополнительные занятия. В этом году детей больше, конкурс выше - смогли набрать более сильных студентов.
Несмотря на все переживания, МГТУ занимает по образовательной деятельности далеко не последнюю позицию среди российских вузов.
- Да, у нас хороший запас прочности, - комментирует ректор вуза Валерий Колокольцев. - Хочу лишь пояснить один показатель - средний балл ЕГЭ, равный 60. - Для инженерно-технических вузов это практически недостижимо. Почему? Давайте проведем простенький расчет. Сумма трех экзаменов - 180 баллов. Для технических вузов, как правило, третий экзамен - физика. Средний балл ЕГЭ по физике по России за последние три года ниже 50. Вычитаем, остается 130 баллов на математику и русский, в среднем по 65 баллов на предмет. А средние баллы ЕГЭ по этим предметам также за последние три года ниже 60. Поэтому нужного количества выпускников школ со средним баллом ЕГЭ 180 и выше для технических вузов фактически просто нет. А средний балл ЕГЭ влияет на количество бюджетных мест, которое государство выделяет вузу, и оно может быть уменьшено на основе этого показателя. Риторический вопрос: кто будет поднимать промышленный потенциал России в будущем? Пора всем вместе подумать, как будем выходить из такой ситуации.
Работу МГТУ проанализировала независимая сторонняя организация "Национальный фонд поддержки инноваций в образовании", которая находится в городе Йошкар-Ола. Это одна из ведущих организаций в России по мониторингу жизнедеятельности образовательных организаций. Ее специалисты исследовали работу порядка пятисот вузов России.
По научной деятельности МГТУ входит в первую группу вузов, оказавшись примерно на 50-й позиции. А среди вузов УрФО - на первом месте!
- Важный показатель - международная деятельность, - рассказывает Елена Разинкина. - МГТУ не столичный вуз, и по этому направлению есть некоторые проблемы. Из Европы к нам ездят единицы. Выручают абитуриенты из Казахстана, Киргизии, Белоруссии. Причем выпускники школ из этих стран имеют привилегии. Они поступают не по результатам ЕГЭ, а по среднему баллу в аттестате. Принимаем их на бюджетные места, которые выделяет Российская Федерация. А наши студенты поступают на общих основаниях. И для них мест остается меньше. Вуз поставлен в такие условия, что выгоднее учить выпускника из Казахстана, чем из России. По этому показателю МГТУ среди российских вузов примерно на 170 месте, в УрФО - в первой пятерке.
По результатам финансово-экономической деятельности МГТУ примерно на 75-м месте в России и в пятерке лидеров в УрФО. Результаты официального мониторинга станут известны совсем скоро. Возможно, по некоторым пунктам в нем будут расхождения с анализом работы МГТУ, проведенным независимым национальным фондом. Хотя вряд ли они окажутся значительными. И МГТУ наверняка по-прежнему окажется среди ста лучших вузов страны, которые станут основой образования и будут поддерживаться правительством. Министр образования РФ Дмитрий Ливанов уже обозначил статус ведущих вузов России: федеральные, национально-исследовательские и реализующие программы стратегического развития. Их всего 95, в том числе и МГТУ. А в ректорате МГТУ уже есть не просто идея, но и проработанный план по преобразованию вуза в национально-исследовательский университет, который одобрили и поддержали руководители ОАО "ММК", города, области.