ОН ВО МНОГОМ был первым: первым снял, как принято сейчас говорить, отечественный экшн – фильм-катастрофу «Экипаж», в котором, к тому же, впервые раздел героиню – юную Александру Яковлеву. Именно он открыл для широкого зрителя Алексея Петренко в своем фильме «Как царь Петр арапа женил». Мало кто знает, что и роль, которую впоследствии сыграл Георгий Жженов, Александр Митта писал конкретно под Петренко – но актер в то время был занят в других съемках. Словом, режиссеру, ставшему великим при жизни, исполнилось 75.
Вечер в его честь проходил непосредственно в день рождения режиссера. Много фотографов и прессы, но из телевидения – только канал «Культура»: программу с концерта телевизионщики обещали смонтировать и выдать в эфир к маю. А мы разрывались между двумя юбилеями – 70-летие Ильи Резника в Кремле и 75-летие Александра Митты в Доме кино проходили в один день. Слава богу, успели на оба. В Доме кино аншлаг, зал полон – даже великий тренер фигуристов Татьяна Тарасова сидит на приставном стульчике прямо у выхода. Гости все приезжали и приезжали – программа выступлений, вывешенная перед входом на сцену, давно не выполняется: слишком много желающих поздравить.
Но это не просто славословие: Александр Митта даже из юбилейного вечера решил сделать урок, мастер-класс – называйте, как хотите. Поэтому в перерывах между речами юбиляр называл очередной кинематографический прием, в нескольких словах его суть и отрывок из своих фильмов – в пример его использования. Смотрела и диву давалась: оказывается, добрую половину моих любимых фильмов снял Митта: «Гори, гори, моя звезда», «Москва, любовь моя», «Друг мой, Колька», «Граница. Таежный роман», «Раскаленная суббота». Это только навскидку.
И еще он очень дружит с теми, с кем работал: все, выходящие на сцену, отмечали, что на съемочной площадке Митта – тиран, но ему все прощаешь, потому что за пределами площадки это человек с большой буквы. Впрочем, говорили и о его недостатках: при любой возможности он тут же засыпает, криклив и очень несобран по жизни, забывчив и дотошен до мелочей… Вообще, надо сказать, гости на вечере позволяли себе слишком многое: они говорили о юбиляре в ироничной форме, а вот честь и хвалу воздавали жене Лиле, которая взяла на себя весь груз ответственности за быт гения. А он смеялся и колкие шутки в собственный адрес принимал аплодисментами.
– Мы работали с Сашей в фильме «Граница. Таежный роман», – со смехом рассказывает композитор Максим Дунаевский. – Помню, я пришел показать ему свою музыку. Сел за рояль, начал играть и вдруг увидел, что Саша тут же уснул, из чего я сделал вывод о качестве моей музыки. А потом он сказал: «Максим, я даю тебе полный карт-бланш: смотри отрывки и пиши, что считаешь нужным». Это черта – профессиональное доверие – мне очень нравится в юбиляре. Он делает свое дело с великим мастерством и не лезет в чужие дела.
Олег Табаков тоже работал с Миттой – в фильме «Гори, гори, моя звезда». А потом в небольшом эпизоде фильма «Экипаж» у Митты снимался сын Табакова Антон. Да и вообще, они давние приятели. Он приехал на вечер с огромным букетом из 75 гвоздик:
– Потому что Саша любит эти цветы, к тому же, мы с ним все-таки принадлежим советскому времени, а оно считало гвоздики любимыми цветами.
За сценой курили и беседовали Михаил Ефремов, Гарик Сукачев и Никита Высоцкий – их родители дружили и работали вместе с Александром Миттой, а теперь они сами дружат между собой и доверяют друг другу самое сокровенное. К примеру, Никита Высоцкий стал крестным отцом дочери Михаила Ефремова. Эта девчушка не раз выбегала на сцену – там сын и внуки юбиляра рисовали портрет дедушки, который подарили ему в конце вечера. Михаил Ефремов, опасаясь за срыв вечера, все обращался к жене: «Шура, забирай ребенка: она со сцены, похоже, уходить не собирается». Еще отметили про себя интеллигентность указанной троицы: даже в тихом разговоре между собой – ни единого матерного слова. И даже Гарик, со своим имиджем шпаны, говорил хорошим литературным языком. Держались перед выходом на сцену спокойно – только Никита Высоцкий волновался: «Не мешайте мне – я речь готовлю».
Но вернемся на сцену: один из любимейших кинематографических приемов Александра Митты – метафора. Разумеется, ее тут же связали с фамилией режиссера. Юбиляра поздравил президент Владимир Путин – на вечере зачитали его телеграмму. Вениамин Смехов, поздравляя Александра Митту, сам получил поздравление от юбиляра – дочь актера Алика Смехова недавно родила ему внука. Алексей Гуськов подчеркнул неувядающую внешность режиссера – на самом деле, ему никогда не дашь его возраста. Словом, на сцене с теплыми словами в тот вечер побывал не один десяток известных людей. И все-таки всех желающих рамки вечера не вместили – популярному актеру Анатолию Кузнецову пришлось поздравлять Митту уже под сценой, да что там – директору Дома кино, в котором проходил вечер, Всеволоду Шиловскому, выйдя на сцену в самом конце мероприятия, так и не удалось перекричать хлынувшую к юбиляру толпу.
А юбиляр очень устал: он почти все три часа, которые длился концерт, простоял на ногах. А потом еще час раздавал автографы, получал поздравления и букеты… Интервью никому давать не стал, попросил «пожалеть старика». Мы оказались рядом с сыном режиссера Евгением: «Мы из Магнитогорска приехали, можно хотя бы по телефону завтра переговорить с юбиляром?» – «Минутку», – ответил Евгений, нырнул в толпу вокруг Александр Митты и уверенным движением буквально вытащил его оттуда – подвел к нам. Но предупредил сразу: «У вас две минуты – не больше», – гости уже собрались в ресторане Дома кино.
– Александр Наумович, все получилось так, как вы планировали?
– Да что вы! Минут через 15 после начала концерта я понял, что сценарий полетел ко всем чертям – слава богу, хоть мастер-класс выдал весь. Но, честно говоря, мне по душе импровизация. Получилось, что, как я ни хотел за все отвечать сам, мой вечер получился мне сюрпризом. Это хороший подарок.
– Ваши друзья говорили о вас не в обычном превосходно-лестном тоне, как принято на больших юбилейных вечерах, а в ироничном. Вас это не смутило?
– Я как раз боялся, что будут говорить пафосно, чего я очень не люблю. Я сам человек ироничный. Подшучиваю иногда над актерами, над коллегами, так что этот тон мне очень близок и приятен. На мой взгляд, именно ирония сегодня – наиболее правдивый тон. Остальное звучит фальшиво, мне кажется, а фальши я не люблю.
– Как вы чувствуете себя после этого вечера?
– Я счастлив – это честно. Полно народу, все мои друзья, коллеги, все, с кем я работал, работаю или буду работать… Мне удалось привести сюда студентов, которые сейчас учатся под моим руководством, и даже сегодня сделать вечер полезным, поучительным для них… Моя жена снова, как много лет назад, смотрела на меня глазами молодой влюбленной девочки… Чего еще желать?
– Вы сказали, что здесь были люди, с которыми вы будете работать, – это не обмолвка? Значит, нам стоит надеяться на ваши новые работы?
– ( Смеется ). О-о, на этот вопрос мне еще самому себе нужно дать ответ. Моя работа – это мой наркотик. С одной стороны, тяжело безумно в моем возрасте снимать фильмы. Потому что на съемочной площадке я не просто сижу, а тоже играю, придумываю что-то… И по оврагам вместе со своими героями лазаю, и в воду прыгаю. Бывает, снимаю фильм, говорю себе: «Все, это последний». И жене наобещаю, что теперь вместе будем везде ходить, и внукам – что чаще с ними буду гулять… А потом работа закончится. Мне кино не хватает. Лиля посмотрит, как я места себе не нахожу, и смягчится: «Ну иди – работай». А как сейчас сложится, не знаю. Пока от праздника отдыхать буду да поздравления получать.
– И от нас примите самые искренние пожелания всего самого доброго.
– Спасибо вам.