Сколько ни набирал телефон Валентины Салдаевой, всякий раз на другом конце провода меня вычисляли с полуслова.
Определитель номера или телепатия тут ни при чем. Хотя при личном знакомстве предположение о сверхспособностях Валентины Михайловны только укрепилось.
- Как же иначе, я ведь с инфака! - запросто она раскрыла свой секрет распознания голоса. - У лингвистов уши воспринимают любой звук. Даже на дальних расстояниях.
Это умение пришло к моей собеседнице за многие годы преподавательской деятельности на кафедре иностранных языков. С французским и английским Валентина Михайловна обращается, пожалуй, столь же легко, как ясновидящая с шаром судьбы.
- Надеяться только на себя - к этому меня приучила жизнь. Сама я из Харькова. Мама рассказывала об условиях, в которых я родилась за год до окончания Великой Отечественной: в полуразрушенном роддоме - три стены, четвертую заменяла простыня, да еще немец мимо пролетал, - говорит Салдаева. - Вот и скажите, могла ли я иметь другой характер?
Когда Вале исполнилось три года, ее родителей притянула Магнитка. С тех пор одна из первых выпускниц инфака овладела удивительным навыком - собирает вокруг себя людей интересных и разносторонних. И несмотря на то что уже десять лет на пенсии, все равно занимается с учениками. Они находят Валентину Михайловну сами - народная молва работает лучше любой рекламы. Наверняка воспитанников привлекает ее оригинальный подход к учебному процессу.
- Помню, как однажды предложила студентам зачет в необычной форме: с ведущим и отдельным сценарием на языке. Уже под занавес они вытащили две коробки с тортами - одна перевязана розовой лентой, другая - голубой. Спрашивают, какую коробку выбираю. Подстрекатели знали, что я очень хотела сына. Хвать за голубую ленту, а там внутри коробки зачетки, - улыбается Салдаева.
За 37 лет преподавательского стажа с ней случались и не такие курьезы. Например, приехавшие в город на "калибровку" вьетнамцы, которых Валентина Михайловна обучала языку 36 часов в неделю, норовили… упасть в обморок. Правда, не от спартанского режима обучения - настолько опасными в сравнении с национальной кухней им показались русские рецепты приготовления пищи. Возможность узнать особенности менталитета "чужаков" не раз выпадала ей. Пусть однажды сорвалась ее работа в качестве переводчика в странах Азии, Африки и Латинской Америки, зато здесь она работала с шотландцем без "захода" на русский - то есть французский язык преподавала гостю с туманного Альбиона, общаясь на английском. А за последние два года посетила Турцию и Египет, совместив приятное с полезным, - туризм и отличную языковую практику.
Любой разговорный язык - живой организм, который постоянно изменяется. Ее стремление - быть в курсе перемен. В этом отношении ее можно назвать продвинутой: учеников обучает написанию смс-сообщений на иностранном, за год самостоятельно освоила компьютер - того требует время. А в день нашей беседы в дом Салдаевой "пришел" Интернет, который послужит хозяйке для международной переписки. Кажется, эксперимент у нее в крови. И это касается не только интерьера или изобретения собственных блюд, в которых Валентина Михайловна всегда пробует что-то новое, но и всего образа жизни, которого она придерживается.
Прошлогодняя совместная поездка Валентины Салдаевой и поэтессы Любови Сендецкой в "Карагайский бор" имела неожиданное продолжение для моей героини.
- Любовь Михайловна как-то разузнала, что я в молодости писала стихи, и дала мне на досуге задание срифмовать четверостишья, используя три слова - береза, дом и пруд, - рассказывает Салдаева.
С того момента на свет появилось три сборника ее стихов, один из которых адресован детям и посвящен внуку Антону. Накоплен материал и для четвертого. Он так же, как и предыдущие, выйдет под псевдонимом Эсстина.
- Говорят же: если хочешь изменить судьбу, поменяй имя, - объясняет "второе рождение" Валентина Михайловна.
Благодатной почвой для произведений Эсстины служит широкий круг интересов начинающей поэтессы, которая, по собственному признанию, душой отдыхает в клубе "Вера. Надежда. Любовь", действующем на базе общественно-политического центра. Зачастую собрание клуба его руководитель Наталья Лисун открывает песней. Так, один раз участники, вдохновленные оперой "Алеко" Рахманинова, устроили цыганский шатер. Деликатно, даже осторожно здесь предлагают те или иные мероприятия, говорят завсегдатаи клуба, ведь интересы у всех различные.
- Клубы существуют не только для взаимовыручки. Здесь люди проявляют себя, показывают или находят в себе то, что долгое время скрывалось на глубине, - считает Валентина Михайловна.
Сотрудничество с ансамблями "Мы - уральцы" и "Светелка" вывело ее на новый творческий путь: сегодня Салдаева - автор нескольких произведений, вошедших в репертуар песенных коллективов города и даже клуба настольного тенниса, которому она подарила гимн. Но останавливаться на достигнутом - не в характере Эсстины. Обладая чутким слухом, приятным тембром голоса и умением работать с публикой, она всерьез задумывается над сольными выступлениями, для чего планирует приобрести синтезатор. Освоить инструмент помогут подруги, благо их поддержка всегда ощутима.
Разоткровенничавшись за семейным альбомом, Валентина Михайловна вскользь упомянула еще об одном своем умении - притягивать к себе небольшие металлические вещицы. Этой неординарной способности она придает куда меньшее значение, чем общению с экстраординарными людьми - Лидией Кущевой, Раисой Нечаевой и многими-многими, с кем связала ее судьба.
- Мактуб, - повторяет в таких случаях Эсстина формулу предначертанности из любимого произведения "Алхимик" Паоло Коэльо.
И в то же время говорит, что каждый сам волен распорядиться отведенным ему временем. А пенсию называет не вторым и уж точно не последним дыханием, но подходящим моментом для творчества, когда человек отходит от тяжести повседневности.