«БАЙКЕРЫ перед ними пионеры», – шутят в Ольгином кругу по поводу их приглашения на фестиваль «Магнитная буря».
От истины недалеко. Слушаю под хохоток гостьи семейную ретроспективу Дмитриевых – ушам не верю: это про музыкальную девочку или про сорви-голову? Ни один Ольгин велосипед не достался младшему брату – просто не доживал. Ее скрипичные футляры всегда были укреплены фанеркой: это проще, чем уследить, чтобы не каталась на них с горки. Период работы на хлебозаводе, в промежутке между консерваторией и созданием «Вилоны», еще живописнее: сегодняшняя «первая скрипка»помогала разгружать вагоны с буханками. После такого в придуманные Ольгой сценические образы дуэта – ведьм на помеле, амазонок, пылающих богинь – верится как в воплощение ее независимого характера.
Анастасия Горшенина – «вторая скрипка» – для поклонников «Вилоны» пока лицо малоизвестное. Хотя… В маршрутках ценители дуэта с ней уже здороваются – узнают. На сцене с восемнадцати лет: конкурсы, театр оперы и балета. Но выступление в клубах и на тусовках с роковыми обработками классики, с техно-прогрессивом – это другое.
– Мы учились вместе, в качестве Настиного исполнительского мастерства сомневаться не приходилось, – вспоминает Ольга. – Но я боялась зажима. Нас ведь как учат: встань на сцене смирно напротив тринадцатого кресла, а тут надо держаться свободно.
– Поэтому я в первый день просто повторяла Ольгину манеру держаться, – признается Анастасия.
Три месяца назад Анастасию Горшенину ввели в репертуар всего за неделю: ее предшественница Елена Шаяхметова покидала коллектив по семейным обстоятельствам, нужна была замена. Выбор у Ольги – директора проекта – был между Анастасией и ее сестрой. А желающих участвовать в кастинге хватало. Говорят, как только молодые музыканты услышали, что ищут скрипачей для известного дуэта, «Вилону» вычислили с первой же фразы.
За четыре года дуэт получил признание не только в городе, но и в стране. Недавний, буквально на днях, выход на первую строчку в интернет-голосовании за право выступления на фестивале «Герой нашего времени» в Лужниках – тому подтверждение. Обошли даже петербургский «Форвард». Приглашение на фестиваль – большая творческая удача. Но участвовать в нем дуэт не будет.
Причины далеки от творчества. В Москве дуэт ждут уже завтра, а результаты голосования стали известны только на днях, и менять гастрольный график слишком поздно. Выдерживать условия контракта – жесткое артистическое правило «Вилоны». Было так с самого начала, когда у Ольги часто болела маленькая дочь, и она в перерывах между выступлениями с тревогой выслушивала по телефону отчеты няни о состоянии ребенка, называла лекарства – и бежала на сцену с улыбкой на лице. Теперь Анастасия так же оставляет на нянь свою полуторагодовалую Веронику.
К воскресенью девушки будут в Ханты-Мансийском округе, и хотя принимающая сторона готова отпустить их на день, но… из Зауралья билетов в столицу на нужный день нет. Что ж, есть другие приглашения. На фестиваль магнитогорских байкеров «Магнитная буря», на байк-шоу в Екатеринбурге, про которое скрипачкам пока известно только направление поиска: «за авиамоторным заводом – налево». Девушки не боятся ни дальних поездок – машину водят сами, ни эксперимента и обращения к молодежной субкультуре. Звучат же в их скрипичном репертуаре роковые обработки «Европы» и «Смоук». Они отказываются только от работы в условиях некачественного звучания: в залах с плохой акустикой, с низкопробной аппаратурой. И – берут уроки хореографии у Валерии Войтовой: техническая задача – чтобы ноги двигались в такт с руками, творческая – совершенствовать образ. Если взялись совместить классику и современность, надо держать марку.
А фестивали, надо полагать, не уйдут: статус героев нашего времени девушки подтвердили голосами слушателей.