Десятого декабря исполнилось 80 лет талантливому скульптору-монументалисту Л. Головницкому, действительному члену Академии художеств СССР, лауреату государственных премий, в том числе - Ленинского комсомола.
"Много у нас художников и талантливых, и хороших. Мало самобытных. Лев Головницкий был один из таких, нашедших свою тему, свой почерк. Видимо - он душой прикипел к Уралу". Эти слова принадлежат его коллеге Михаилу Аникушину, тоже народному художнику, ленинградцу, создателю великолепного памятника "А. Пушкин" в Петербурге перед Русским музеем. Впрочем, высокую оценку творчеству нашего земляка дали и другие выдающиеся скульпторы и художники - Вучетич, Томский, Кербель, Юон, Иогансон...
Льву Головницкому не было и тридцати, когда, благодаря сначала скульптуре "Орленок", побывавшей на международных выставках в Брюсселе и Торонто, а затем одноименному памятнику в Челябинске, его имя стало известно любителям искусства в стране. Его миниатюрную копию, как сувенир, отливали в Каслях, то же название дали и областной комсомольской премии.
Л. Головницкий становится председателем областной организации Союза художников, членом правления СХ РФ и СССР. В пору расцвета таланта его избирают депутатом Верховного Совета СССР, дважды как делегата направляют на съезды КПСС. Лев Николаевич - выходец из простой рабочей семьи: отец - паровозный машинист, мать - станочница на заводе, - всегда был демократичен и доступен. Откуда же тогда у него пристрастие к изобразительному искусству? Вероятно, от старшего брата, которому он стремился подражать. В свои детские годы тот, как затем и Лев, посещал художественную студию при Доме пионеров. В 1943 году Юрий в 18 лет ушел на фронт и погиб в первом же бою.
Профессиональное образование Лев приобрел в Саратовском художественном училище. Уже тогда стал очевиден его незаурядный талант. Достаточно сказать, что дипломная работа совсем молодого скульптора Головницкого "Николай Островский" прямо после защиты была отправлена в столицу, где шел отбор произведений на республиканскую выставку.
В 1952 году вернувшись в Челябинск, Головницкий доработал скульптуру "Орленок" до памятника и приступил к реализации новой темы. Она посвящена героическому труду уральцев в годы Великой Отечественной войны. Наиболее крупным произведением здесь явился установленный в Магнитогорске монумент "Тыл-Фронту", который встал в один ряд с выдающимися скульптурными ансамблями Е. Вучетича в Волгограде и Берлине. Другим исключительно удачным произведением стала скульптурная композиция "Память", занявшая место на воинском Лесном кладбище в Челябинске. Еще одним - памятник "Добровольцам-танкистам", установленный в юбилейный год Победы на том самом месте, где когда-то проходили проводы воинов на фронт.
Челябинцам сразу полюбился и бюст "А. Пушкин", созданный мастером в творческом содружестве с женой (Энрика Головницкая, кстати, также скульптор, причем талантливый), установленный в городском парке.
Новаторской работой, благодаря синтезу архитектуры и скульптуры, стала "Первая палатка" Головницкого, фоном для которой служит панорама Магнитогорского металлургического комбината.
Так что не будет ошибкой сказать, что Л. Головницкий - крупнейший мастер изобразительного искусства, живший на Большом Урале в советские годы. Тем более что к уже названным его работам можно добавить и другие. Во время горбачевско-ельцинских реформ была предпринята попытка со стороны импотентов от искусства опорочить имя этого выдающегося художника, очернить то, что он создал. Лев Николаевич от созданного им не отрекался. Полагал: время рассудит. Самому ему принадлежат такие слова: "Мы, работники искусства, обязаны оставить поколениям запечатленные в бронзе, в полотнах те великие и драматические мгновения эпохи, в которые решались судьбы народов. Вот это и считаю делом своей жизни..."
Тяжело переживая нападки, Головницкий уезжает из Челябинска. Его приглашают в Красноярск, где он возглавляет отделение Российской Академии художеств Урала, Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на тяжелую болезнь, занимается творчеством, преподает в академии художеств.
...Лев Головницкий был скромным человеком. Настолько, что, как руководитель в Союзе художников организуя юбилеи и выставки-отчеты коллег, за все годы так и не собрался устроить свою собственную. Даже печатные работы о нем выходили не в родном городе, а в Ленинграде. А первая книга-альбом, посвященная этому самобытному таланту, увидела свет лишь в начале 2009-го юбилейного для него года.