Это уже не новость: магнитогорский музыкант и композитор Сергей Соколов стал лауреатом "Песни года-2012". Его композицию "Так не бывает" исполнил сам Дима Билан, который в приветственном слове поблагодарил авторов - Сергея Соколова и поэта Вячеслава Лунгу. С тех пор только ленивый не написал: мол, магнитогорец пишет песни для Димы Билана, Авраама Руссо, Сосо Павлиашвили, Светланы Лободы...
Но как бы ни хотелось и нам тоже привязать успех Соколова к своему городу, все-таки назвать Сергея магнитогорцем, увы, не получится - хотя сейчас он действительно работает в Магнитогорском концертном объединении, где возглавляет эстрадно-джазовый коллектив L-band. На вопрос: "Как найти Сергея Соколова" - в филармонии просто ответили: "Идите на звук - не ошибетесь". Звук действительно был мощный - под ритмичную "минусовку" с ноутбука Сергей отрабатывал соло на ударных, поскольку Соколов именно барабанщик.
- В Магнитку попал случайно, - начинает Сергей. - Родился в казахском Тимертау. Увлекся музыкой лет в двенадцать - брат принес в дом гитару, и пошло-поехало. Затем саксофон, барабан. Поступил в местное музыкальное училище - правда, там не было эстрадного отделения, так что учиться пришлось на кларнете. Через год с командой единомышленников решили ехать в Москву поездом из Караганды. На поезд опоздали. Следующий - не скоро. Возвращаться в Тимертау не хотелось… А с нами были ребята, которые ехали в Магнитогорск, где тогда как раз только открылось эстрадное отделение. И я решил - еду. У меня, восемнадцатилетнего пацана, дорвавшегося до свободы, в голове тогда свистел ветер - вечеринки, девчонки, дружба… Через два года собрался было все-таки ехать в Москву. Но тут родилась дочка - я к тому времени уже женился.
- Вы с женой 25 лет вместе - редкий случай для музыканта из шоу-бизнеса…
- (Улыбается). Всякое бывало, но, слава богу, хватило ума сохранить семью. А вот свое образование я уже завершал в училище Гнесиных.
- С тех пор, знаю, вас помотало по миру.
- Десять лет жили в Кыргызстане, где был участником мегапопулярной группы "Элес" - там у меня и открылась композиторская жилка. Жил в Подмосковье. И даже в Арабских Эмиратах: свободная экономическая зона, куча денег и мегажелание развиваться - работали в интертеймент-компании. В 2008 шарахнул кризис, артисты потеряли интерес к покупке песен - а это то, чем я зарабатывал. Пребывание в Москве теряло смысл: своей недвижимости нет, снимать - очень дорого. С другой стороны, есть связи, а все, что мне нужно для работы, - это компьютер и Интернет. К тому же в Магнитогорске есть своя квартира. И вот три года мы здесь. Спокойный город, в любую точку которого можно доехать за десять минут, доброжелательные люди… Есть возможность творить: у нас с Андреем Кулябой (партнер по концертному объединению - Прим. авт.) пара танцевальных проектов, которые звучат в эфире радио D-FM, Energy. Есть задумка собственного шоу барабанов…
- Слышала, что в большой шоу-бизнес вас вывел никому не известный бэк-вокалист Лаймы…
- Из столичных артистов - да. Он хотел начать сольное творчество, купил у меня 28 песен. Но - не получилось, и песни лежат на полке. Всего же я продал больше 200 песен.
- Это профессиональная мечта?
- Это реальность нашей жизни, к сожалению. В Восточной Европе композиторы не продают песни, а в партнерстве с певцами получают прибыль с хита. К примеру, в Польше за минуту звучания в эфире популярной радиостанции композитор получает семь долларов. Песня - три минуты, если хит, то ее ставят хотя бы пару раз в день на пяти-десяти радиостанциях. Вот и считайте. Я продаю свою музыку.
- "Так не бывает" тоже? Вообще, какова история этой песни?
- Мой приятель - можно назвать его продюсером - Андрей Федоров имеет прямые выходы на артистов. Он и показал музыку Билану. Самому Диме она понравилась сразу, хотя Яна Рудковская его отговаривала - мол, не твоя песня. Но Билан ее все-таки записал. Потом Слава Лунгу сочинил русский текст, и песню решили сделать синглом - сняли клип, пустили в активную ротацию. Для меня как композитора это уже круто.
- Права на песню принадлежат Билану?
- Да, я продал песню. И, кстати, это не самый плохой вариант для России, поскольку сегодня большие звезды - Михайлов, Лепс, Билан - вообще не хотят платить авторам, мол, радуйся, что звезда снизошла до тебя. Есть и такие, кто сам платит звездам, лишь бы пели их песни. Мне Билан заплатил совсем небольшие деньги, и теперь я лишь получаю отчисления как член Российского авторского общества. За год ротации "Так не бывает" это что-то около семи тысяч рублей, так что, сами понимаете, композиторство - не основной источник дохода. Впрочем, "Так не бывает" я не считаю настоящим хитом - стала Песней года, а "Золотой граммофон" не взяла, да и на радио звучит не чаще остальных песен Билана. Вот если удастся написать настоящий хит, он будет "кормить" неплохо.
- Настоящий хит - это?..
- "Прованс" Елки, к примеру… Тогда тузы композиции - Крутой, Меладзе, Николаев… - примут в свой круг, и можно будет писать не за гонорар, а на партнерской основе, как это делается во всем мире. Пока же авторы так называемого среднего звена - талантливые, но не известные - вынуждены работать за копейки. Сияют только звезды-исполнители, многие из которых, к тому же, приписывают себе авторство. Взять ту же Нюшу, которая везде говорит, что все делает сама - и музыку пишет, и аранжирует ее. На самом деле она "навывает" на диктофон нечто, что называет мелодией. И я знаю того безымянного автора, который из этого делает конфетку. Примерно то же с песней Светланы Лободы "Сорок градусов". Дима Манатик прислал мне мелодию, поддержанную басом: тоника - субдоминанта - доминанта - тоника. Я изменил гармонию, усложнил ритм, аранжировал, сочинил и прописал скрипичные лейтмотивы. Получилась мегакрасивая песня, которая "рвет" украинские чарты - больше миллиона просмотров в Ю-тьюбе за две недели! Автором числится Дима Манатик, а я, что называется, лоханулся.
- Даже знаю, почему: вы производите впечатление этакого пофигиста, который просто взялся помочь приятелю - мне же, мол, нетрудно…
- Вот-вот, а на мне сделали большие деньги. Надо было сразу договариваться на право соавторства - как это делается в Америке, где у каждой песни несколько композиторов: каждый, кто привнес хоть что-то, входит в список авторов. В нашем шоу-бизнесе сложнее, потому что все построено на деньгах. И никакой талант не помог бы тем же Михайлову, Лепсу или Ваенге взобраться на вершину, если бы не финансовые вливания на начальном этапе.
- Вы говорите, что не писали специально под Билана, однако песня очень "билановская": ритмичная, упругая, как Never let you go, "Невозможное возможно"…
- Наверное, потому она и понравилась Билану. Моя музыка европейская, а не русская: она синкопирована, со сложной рваной ритмикой…
- Для человека, которому не нужна слава, вы слишком трудолюбивы, да и честолюбивы. Но в вас нет стремления, что называется, идти до конца, как нет и дальновидности - опять же, хит подарили Диме Манатику…
- Стараюсь делать все, что могу. Но хватает меня только на творчество: лоббировать свои интересы в шоу-бизнесе подхалимством, подставами не умею - видимо, бог дал таланта только, чтобы писать музыку. Все, что могу сделать для ее продвижения, - это "пихнуть" в Интернет. Но даже за это теперь надо платить - тому же порталу Ello. И потом, продюсерские центры меня знают, просто после кризиса артисты перестали покупать новые песни.
- Видимо, поэтому "Песня года" наполовину состоит из старых хитов и премий "За вклад в искусство"?..
- (Смеется). Точно. Певцам ведь тоже приходится за все платить: запись в студии, съемки клипа, эфиры телеканалов и радиостанций… А результат - станет хитом или нет - известен. Потому никто не вкладывается в авторов и вообще в культуру. Да что далеко ходить: богатым предпринимателям легче пригласить на корпоратив Лепса, пусть и за сотню тысяч евро, чем целый год дотировать в местную культуру. Знаете, сколько получает педагог с высшим образованием в музыкальной школе? Чтобы заработать тысяч пятнадцать, он вынужден работать на две ставки и подрабатывать в нескольких местах. Нет техники, аппаратура - времен царя Гороха… И с чего взяться творческому потенциалу, чем его питать? Вот хочу сделать барабанное шоу - профессионально, клево, это будет громкое событие, поверьте. Но у меня нет даже инструментов, микрофонов…
- Вашей дочери уже 22 года. При этом вы сами молоды - всего 42. Это дает право, что называется, жить на старте, в поиске благоприятных условий для настоящего творчества?
- Да, я не оседлый человек: подвернется что-нибудь удачное - соберусь за час. Пока вот живу в Магнитогорске. Когда-то этот город подарил мне семью, теперь дал работу, возможность творить и более-менее осязаемое ощущение покоя. За что его и благодарю.