Евгения Афанасьевна достаёт из шкафа свой лучший пиджак – на лацкане поблескивают многочисленные трудовые награды. Надевает, прихорашивается, поправляет отливающие серебром локоны. Несмотря на выпавшие на её долю невзгоды, Евгения Афанасьевна не выглядит на свои девяносто с хвостиком. Не озлобилась на жизнь и людей, по-прежнему живо интересуется всем, что происходит вокруг. Вот и приходу директора по персоналу ПАО «ММК» Олега Парфилова женщина очень рада – гости в её доме бывают нечасто. Слушая рассказ Олега Валентиновича о достижениях ММК, Евгения Афанасьевна не устаёт удивляться – в её времена всё было иначе. От комбинатских новостей собеседники плавно переходят к разговорам за жизнь, и теперь наступает черёд гостя удивляться тому, сколько всего пришлось пережить хозяйке дома.
– Родилась в Псковской области в большой семье, – начинает рассказ Евгения Афанасьевна. – Нас, детей, у родителей было шестеро – сын и пять дочерей. Отец работал на железной дороге осмотрщиком вагонов, мама занималась домом и хозяйством. Когда началась война, мне шёл седьмой год. Папа ушёл на фронт и там пропал без вести, брат попал в плен, одна из сестёр умерла от голода в блокадном Ленинграде. А я с мамой и двумя старшими сёстрами оказалась в оккупации.
О том, что было дальше, Евгения Афанасьевна рассказывает спокойно, без эмоций. Говорит, что за минувшие годы лимит слёз исчерпала полностью. Её родную деревню Филаново немцы заняли в конце лета 1941 года. Приехали на мотоциклах – шумные, сытые. Заняли лучшие дома, домашний скот зарезали, сады вырубили, ульи разрушили.
– Мы с мамой и ещё несколькими семьями жили в одной хате, кормились с огорода, – вспоминает Евгения Афанасьевна. – Потом нас угнали на работы в Литву, в Шауляй. Мы жили на хуторах у зажиточных фермеров. Хозяйства у них были огромные, богатые, но нас они держали впроголодь, кормили ровно столько, чтобы были силы работать. В 1945 году на хутор пришли бойцы Красной Армии и сообщили, что прогнали фашистов, и мы можем возвращаться домой. Едва мы доехали до своей деревни, умерла мама. Всю войну она недоедала, отдавая нам, детям, лучший кусок. Брата Семёна после немецкого плена отправили в Магнитогорск, он прошёл все проверки, устроился на комбинат. Женился, получил квартиру от предприятия за хорошую работу. Он-то и позвал нас с сестрой к себе.
Первым местом работы Евгении Афанасьевны стал кузнечно-прессовый цех ММК, куда она устроилась машинистом молота. Через четыре года, получив инвалидность, перешла учеником токаря в механический цех, несколько лет работала весовщиком в весовом цехе, пробораздельщиком в ЦЛК, машинистом конвейера на дробильно-обогатительной фабрике сульфидных руд ГОП. С ММК ушла на пенсию. Военное детство и тяжёлая работа сказались на здоровье, впрочем, жизнь вообще её не баловала. Брак не сложился, единственный сын погиб в ДТП, ушла из жизни старшая сестра, за которой Евгения Афанасьевна ухаживала до последней минуты. Но роптать и жаловаться не в характере нашей героини. Перебирая старые фотографии, вглядываясь в родные лица, она старается вспоминать только хорошее. И пусть таких моментов было немного, но они всё-таки были.
– Испытываю чувство гордости за наше старшее поколение, – признаётся Олег Валентинович. – Воевали, работали в тылу, выиграли тяжелейшую войну, восстановили страну из руин. Слушая Евгению Афанасьевну, не переставал удивляться, как людям удавалось выживать без еды, в нечеловеческих условиях. Где они черпали силы? Считаю, что нашему поколению очень повезло, мы ещё застали фронтовиков, тружеников тыла, имели возможность общаться с ними, из первых уст узнавать подробности тех далёких событий. И теперь наша задача в том, чтобы передать все эти знания молодёжи, чтобы они передавали их дальше и дальше. Тогда ниточка, связывающая времена и поколения, не оборвётся.
За воспоминаниями время пролетело незаметно. Прощаясь, Олег Парфилов вручил Евгении Афанасьевне памятные подарки – в честь восьмидесятилетия Великой Победы и в знак уважения перед стойкостью и мудростью этой удивительно сильной женщины.
– Молодёжи передайте, чтобы берегли мир, – попросила напоследок Евгения Афанасьевна. – Нет ничего страшнее войны. Пережила это сама, хорошо знаю, что такое голод, холод, смерть – на наших глазах немцы расстреливали красноармейцев. Только пережив войну, можно понять, такое же это счастье, что не гремят взрывы и не свистят пули. Нет ничего ценнее мира и тишины.