Сегодня - 20 лет со дня гибели художника Владимира Павлова, имя которого вписано в культурную летопись Магнитки. Как и имя его однофамильца - поэта, журналиста, культурного деятеля Александра Павлова, который написал замечательный материал о погибшем в "Магнитогорском металле". В 2011 году не стало и Александра Борисовича - сердце… Но благодарная народная память хранит и добрые дела Павлова-художника, и проникновенные строки Павлова-поэта.
25 июля, в День Военно-морского флота, в Верхнеуральске трагически погиб Владимир Петрович Павлов - художник, педагог, просветитель, четверть века возглавлявший народный коллектив изостудии металлургического комбината. Бывший морской офицер, утром он облачился в военную форму и отправился на праздник к своим братьям-морякам. Но недалеко от дома был сбит неизвестной машиной. Травма оказалась смертельной...
Имя В. П. Павлова широко известно в Магнитке и за её пределами. Один из основателей художественно-графического факультета педагогического института, он был преподавателем, а затем, после Георгия Яковлевича Соловьёва, возглавил изостудию комбината, которой при его руководстве было присвоено звание "Народный коллектив".
В воспитании студийцев личность руководителя имеет огромное значение. От его способности понять и почувствовать индивидуальность каждого участника студии, направить его по нужному пути, вовремя помочь, от личной увлечённости руководителя искусством и умения передать его понимание другим зависит в целом создание творческой атмосферы в студии.
Именно такими качествами обладал Владимир Петрович Павлов - учитель, друг и душа коллектива. За период руководства студией он сумел объединить сотни талантливых людей. Всю свою кипучую энергию он отдал студии и людям. Умел быть строгим и требовательным, когда чувствовал, что кого-то надо подтянуть и заставить больше работать. Он увлечённо и горячо вступал в споры, которые возникали среди студийной молодёжи о предмете искусства и его направленности. Ко всем им, людям, объединённым громадным желанием работать творчески, прислушивался, всматривался и вживался в каждую их работу, удачу или поражение, был чутким и требовательным, жёстким и эмоциональным, энергичным и принципиальным. Был не только педагогом и авторитетом, но и старшим товарищем. "Петрович" - всюду со своими студийцами: на этюдах, на выставках, в музеях.
Работа В. П. Павлова не замыкалась в стенах студии. Он постоянно выступал в цехах комбината и в учреждениях города с интересными эмоциональными лекциями о живописи, считая своим первейшим общественным долгом будить чувство прекрасного во всех и в каждом. О его лекциях не раз приходилось слышать восторженные отклики. На выставках самого различного ранга в стране и за рубежом работы многих его воспитанников отмечены дипломами, грамотами и ценными подарками, на груди у некоторых по нескольку медалей лауреатов.
Многие помнят этого энергичного, неуёмного и весёлого человека. И будут помнить ещё долго, так как в культуре нашего города и людских сердцах он оставил неизгладимый след.
"Думайте и чувствуйте"
Как о всяком неординарном человеке, о Владимире Петровиче Павлове говорить сложно. Возглавив изостудию комбината в пору хрущёвской оттепели, он оказался в довольно нелёгком положении. Эпоха замечательного художника-первостроителя Георгия Яковлевича Соловьёва завершилась. Воспитанные и взращённые в строгих рамках социалистического реализма, многие студийцы растерялись. Особенно резкой смены ориентации, конечно, не произошло, но ростки новой относительной свободы творчества быстро пошли вверх. Молодые и юные студийцы, такие как Григорий Голланд, Евгений Белицкий, Владимир Староверов, Илья Миннуров, Владимир Климанов и другие смело пустились в творческий поиск. И в лице своего руководителя В. П. Павлова не встретили консерватора. Он осторожно и бережно поддерживал искания студийцев, не давая категоричных и огульных оценок, зорко улавливал индивидуальность, становился болельщиком творческого процесса, а по сути максимально сокращал путь художника к себе.
Интересное наблюдение оставил о В. П. Павлове после себя машинист загрузки доменной печи, позже - журналист "Магнитогорского рабочего" Леонид Макарычев: "Я и сейчас помню день, когда пришёл на занятия к ребятам младших классов. Руководитель - подвижный, яростно зажигающийся мужчина с небольшой бородкой, которого просто невозможно представить равнодушным у своего дела, читал ребятам Лермонтова. Читал великолепно. Он и сейчас уверен, что умение обращаться с кистью и палитрой, знание законов рисунка, соблюдение правил пропорции и перспективы ещё не сделают из человека художника. Ведь не думаем же мы, что человек, изучающий грамматику, автоматически становится поэтом. Для творчества нужно ещё и другое - ранимость, обнажённость души, умение чувствовать. Владимир Петрович в своей школе снимает с них броню равнодушия, возвращает людям умение восхищаться и удивляться. Учитель читает мальчишкам Паустовского и Грина, Пришвина и Пушкина. Потом говорит: рисуйте! Рисуйте грустный лес и хмурые скалы, радостные деревья и холодные замерзающие деревья. Не пишите человеческие фигуры, пишите людей в горе и радости, доброту людей и их стойкость, их злобу и их непокорность. Думайте и чувствуйте, чувствуйте, чувствуйте. Вы - люди. Умейте чувствовать и умейте удивляться, без этого не может быть художника".
И это всё о нём
Есть просто художники-практики, талантливые более или менее, одарённые, способные. Но есть и художники-организаторы, художники-педагоги, художники-заводилы. Скорее всего, таким и был Владимир Петрович Павлов. Маленькая родительская изба в Верхнеуральске, где он родился и вырос, на многие годы стала для студийцев родной. Отец Пётр Степанович и мать Лариса Васильевна были школьными педагогами. Мягкие и приветливые, они с искренней радостью встречали шумные и неорганизованные ватаги студийцев, кормили и поили, укладывали спать, высказывали весьма профессиональные мнения об этюдах и работах студийцев.
С Петром Степановичем, ушедшим от нас в 1985 году, за невозможностью часто бывать в Верхнеуральске я переписывался. Это был человек интересный, глубоко лиричный, играл на фортепьяно, сам сочинял музыку. На берегу изгибающегося Урала стоит дом. Выйдешь за ворота - и веет покоем и волей, красотой старинной казачьей земли. Эта-то красота и не прошла мимо сердца Володи Павлова, сформировала и построила его как будущего художника, вылепила характер.
Его энергии и жизнелюбию можно было только позавидовать. Вставал он очень рано и успевал сделать массу дел. Работа в его руках горела. Своей энергией он буквально заражал окружающих. Если он организовывал выезд студийцев на пленэр - будьте спокойны: от желающих отбоя не будет, и запасники студии пополнятся новыми интересными этюдами и работами. Что-то было в нём такое, что власть предержащие чаще всего в его просьбах шли ему навстречу. Он умел убеждать. Народная изостудия - это не какая-то сомнительная контора, а храм творчества, без которого не состоится полноценного города и человека. И в студию ехали известные народные художники, здесь проводились выездные семинары и пленумы, обговаривались ближайшие выставки и на перспективу, что становилось замечательным стимулом для студийцев...
Однажды, перебирая архивные документы, работники левобережного Дворца культуры металлургов обнаружили интересную запись. Она сообщала, что Государственная Третьяковская картинная галерея высылает из своих фондов в дар строителям и металлургам героической Магнитки две работы: "Беление холста" Васнецова и "Подруги" Шемякина.
Поисками картин занялся руководитель изостудии В. П. Павлов. Картины были найдены в чердачном помещении Дворца металлургов. В тяжёлые военные годы эти живописные работы по неизвестной причине убрали из экспозиции. Потом о них забыли. И через тридцать с лишним лет их снова увидели посетители. Картины были выставлены в одном из залов изостудии в 126 микрорайоне. Особенно впечатляюще выглядит огромный холст Аполлинария Михайловича Васнецова, русского художника-передвижника, автора пейзажей древней Москвы, картин природы Подмосковья и Урала. А. М. Васнецов - младший брат выдающегося русского художника В. М. Васнецова. Замечательны и "Подруги" Шемякина. Пролежав долгие годы в тёмном помещении, работы не пострадали. Так, благодаря поиску В. Павлова, они вновь пришли к людям. Уже за одно это Владимиру Петровичу мы должны быть по гроб благодарны: ведь из небытия вернулись к нашим душам шедевры духовной красоты.
Художник Владимир Климанов, контролёр ОТК комбината, вспоминает: "Рисовать я начал давно, ещё мальчишкой. Сначала занимался полюбившимся делом в одиночку, никому не показывая своих работ. Потом узнал, что в изобразительной студии, которой руководит Владимир Петрович Павлов, объявлен очередной набор, и, пересилив робость, пошёл туда. Пришёл, а в комнату, где народ толпится, войти боюсь. Стою в коридоре и не знаю, что делать. Я ведь тогда ещё школьником был.
В это время в коридор вышел сам Владимир Петрович и увидел мою неприкаянную фигуру. Отвёл в сторонку, расспросил, кто я, откуда...
С тех пор я не представляю жизни без встреч со студийцами, общения, без постоянных поисков сюжета, без живописи. В студии у нас сложился дух творчества. Все мы, в меру своих возможностей, стараемся избежать подражания, идти своим путём - пусть ошибаясь, но всё-таки своим путём, и самому прийти к истине. Наш руководитель, Владимир Петрович, не мешал нам, предоставляя полную свободу".
"Павловская" студия
К детям у В. П. Павлова было особое отношение. "Я люблю смотреть на детские рисунки, - говорил он. - Только дети умеют увидеть и передать увиденное так непосредственно, динамично, с таким чувством цвета. Право, у них есть чему поучиться и нам, взрослым.
Каждый человек может научиться рисовать - эта истина общеизвестна, но она не означает, что каждый может стать художником. Об этом я всегда говорю родителям, которые приводят в студию своих детей. Зачем же тогда, спрашивается, заниматься в изостудии, что это даёт ребёнку? А вот тут уже разговор особый.
Занятия рисунком, живописью пробуждают в маленьком человеке умение мыслить образами, развивают детскую фантазию. Через эти занятия как бы перебрасывается "мостик" к другим видам искусства. Не случайно некоторые из моих учеников посвящают впоследствии свою жизнь музыке. Не случайно они особенно остро чувствуют литературу; совершенно по-особому ощущают книгу, "музыкальный строй" её оформления. За примером далеко ходить не надо - учеником пятого класса пришёл в студию Олег Мигунов. Сейчас он закончил консерваторию, работает там же преподавателем и... учится заочно в Московском полиграфическом институте.
С помощью карандаша и красок ребёнок может сказать очень многое, по-своему выразить своё мироощущение. Здесь, на занятиях, во время работы, ребята сплачиваются в коллектив, учатся критически относиться к себе, оценивать свои способности.
...Застенчивыми, неуверенными приходят в студию новички. Постепенно они осваиваются, рисунки копятся в их папках, а потом мы вывешиваем их в фойе студии, к нам на выставку приходят сверстники этих ребят, учителя - смотрят, удивляются, одобряют. А за каждым таким рисунком - внутренний мир ребёнка, его "я", пусть ещё не состоявшееся, робкое, но уже требующее к себе уважения"...
Лариса Васильевна, мать художника, мужественная и интеллигентная женщина, давно перешагнувшая восьмидесятилетний рубеж, сказала нам в день прощания с сыном, что у Володи было хорошее прошлое. Более десятка лет он жил в Верхнеуральске с больной матерью. Считал это долгом старшего сына. Его воспитанники-студийцы все эти годы приезжали сюда не только на этюды, но и по зову сердца: поговорить о жизненных проблемах, поделиться творческими планами, порыбачить, подышать воздухом степного края.
Хорошее прошлое... Но ведь мы-то живём в настоящем. Художник чаще всего отдаёт всё тепло и свет людям, а сам как бы остаётся в холоде и мраке. Это чувство опустошённости знакомо многим творческим людям. Владимир Петрович Павлов самую золотую пору жизни отдал коллективу народной студии комбината, которую и сейчас называют "Павловской", хотя прошло больше шестнадцати лет, как он отошёл от руководства студией. А это говорит о том неизгладимом и добром следе, который он оставил в сердцах людей, воспитанников и хорошо знавших его магнитогорцев. Нелепая, трагическая смерть, пришедшая в один из самых его любимых праздников - День Военно-морского флота, - не может затмить в наших сердцах его незабываемый образ.