Рустам Ильясов родился в Магнитогорске в 1978 году, его отец – известный поэт Юрий Ильясов. В старших классах будущий режиссёр учился в лицее РАН Александра Савицкого на факультете мировой художественной культуры. В юности увлекался литературным творчеством, публиковался в сборнике «Лицейский круг» и на страницах «Магнитогорского рабочего». В 2007 году в издательстве МаГУ вышел его поэтический сборник «Стремительный Демон, танцующий танго» (16+). Рустам и сейчас пишет стихи и размещает их в своём телеграм-канале «Поэтическая ситуация». Правда, уточняет, что поэзия его относится к категории 18+ по причине содержания нецензурной лексики. В 2012 году Рустам окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская игрового кино под руководством Игоря Фёдоровича Масленникова).
Всегда хотел снимать кино
Первое высшее образование будущий режиссёр получал на художественно-графическом факультете, после окончания вуза какое-то время работал дизайнером.
– Пытался зарабатывать деньги, занимался наружной рекламой, – рассказывает Рустам. – В какой-то момент понял, что не хочу это делать всю жизнь.
В 2004 году решил переехать в Москву вместе со своей девушкой – Дашей Гаузер. В 2006 году Даша основала собственный бренд одежды и стала топовым российским дизайнером. Так что оба они смогли преодолеть обывательский страх перемен и начать заниматься тем, что им действительно интересно, достигнув в этом большого успеха. В Москве Рустам первое время также трудился в художественной сфере.
– Скетчи рисовал, персонажей и локации для компьютерных игр, учился, развивался, осваивал программы, которые сейчас очень помогают. Такое бывает, потому что в России мало специалистов по компьютерной графике, а если есть – то дорогие, либо очень загруженные. Работа получалась. Но есть люди-фанаты, которые хотели бы оказаться на твоём месте. А тебе это не то чтобы претит, это просто источник заработка. Понимал, что хочу чего-то другого. На спор сделал задание на сайте студии Лебедева и начал трудиться у него дизайнером. Но недолго – решил поступить во ВГИК. Всегда хотел снимать кино, просто надо было поверить в себя в определенный момент. Это была уже вторая попытка, первая оказалась неудачной – не прошёл конкурс. Но в итоге всё получилось.
В решении попробовать силы в режиссуре Рустама поддержали и родители, и девушка. Особенно Даша – когда он начал учёбу, доходы семьи сократились – занятия отнимала много сил и времени, хотя он и старался подрабатывать. К тому же съёмки учебных короткометражек требовали немалых затрат. И хотя пара рассталась около десяти лет назад, они по-прежнему сохраняют тёплые дружеские отношения. Кстати, недавно у Даши вышла книга «ДНК Моды. Как стать fashion-дизайнером своего бренда» (16+).
Хорошей профессиональной практикой стали съёмки роликов в поддержку показов коллекции Даши, тогда это было в новинку. В одном из роликов снялся известный российский актёр Виктор Вержбицкий. Он вообще активно поддерживал Рустама, снялся в его учебном короткометражном фильме «Замок эльфов» (18+), а позже в первом полном метре «Вакантная жизнь шеф-повара» (16+). Фэшн-ролик с участием Виктора Вержбицкого получил приз на фестивале в Мадриде и был показан на Московском международном кинофестивале.
Труд, а не везение
На курсе с Рустамом учились около 40 человек. Но до большого кино дошли единицы.
– С нашего курса сейчас полноценно режиссурой занимаются двое, – говорит режиссёр. – Эдуард Оганесян, он снял сериал «Чики» (18+), и Костя Колесов, тоже активно работает, снимает сериалы и полный метр. И один из корейских режиссёров. Так или иначе, ещё несколько ребят связаны с кинопроизводством. Итого – меньше десяти процентов. Так что это не удача, а очень большая работа. Никто никому не мешал написать сценарий, снять его, вложить в это деньги. Не верю ни в какое везение, режиссура – не столь романтическая профессия.
Фильмом, открывшим путь в профессию, стала доработанная курсовая короткометражка «Замок эльфов» – победитель XXXV Московского международного кинофестиваля-2013.
– Снимал на свои средства от начала до конца, – рассказывает Рустам. – Включая оплату актёров, переезды, питание. Вложил в него на тот момент больше 900 тысяч рублей. Ещё был оператор, ему в портфеле нужна была эта картина – он тоже вложил не меньше 400 тысяч. Кино очень дорогое удовольствие, поэтому этим занимаются большие студии, помогает государство. В России беспрецедентная господдержка кинопроизводства. Можно иронизировать, но это правда. Благодаря этому в последние годы растёт не только киноиндустрия в целом, но и качество фильмов. Хотя проблема нехватки хороших сценариев по-прежнему актуальна.
О конкуренции с западом и запрете ЛГБТ
Несмотря на то, что сейчас в России напрямую не показывают голливудские фильмы, потому что отозваны лицензии, конкурировать с американскими кинокомпаниями отечественному кино по-прежнему сложно.
– Даже если не брать, например, «Аватар» (16+), – объясняет Рустам Ильясов. – Да, у нас хорошо «выстрелил» «Чебурашка» (6+), но тоже понятно почему – это зиждется на ностальгии, на давно знакомом герое. Интересно, когда герой оживает – в этом есть «вау-эффект». Таким образом, к слову, работает вся история с комиксами и супергероями. Но возьмём, допустим, советский период. Поскольку сейчас не совсем по своей воле кинопрокат оказался в похожей ситуации. Есть фильм «Терминатор» (16+), есть фильм «Человек с бульвара Капуцинов» (12+). «Терминатор» появился у нас в прокате в 1991–1992 годах, хотя бы выпущен в 1984. «Человек с бульвара Капуцинов» – в 1987. Представьте, что прокат задерживается не на восемь лет, а на два года. Показывают их одновременно, и они идут в соседних кинозалах в 16.00. Ну и кто победит? Тогда было такое искусственное отсутствие конкуренции, и, разумеется, все советские фильмы хорошие и добрые, но уровень, качество производства – разное. Собственно, примерно на таком же уровне «равноудалённости» находимся и сейчас. Но надо отметить – у нас был человек по фамилии Бекмамбетов, который это расстояние в один прыжок преодолел со своими «Дозорами» (16+). Это вопрос таланта исполнителя такого масштаба. Тимур – это действительно величина в нашем кино.
Спрашиваем, повлияли ли запреты на пропаганду ЛГБТ, курения, употребления наркотиков в кино на кинопроизводство?
– Да, конечно, фильмы стало делать сложнее, – отмечает Рустам. – Образ курящего человека – это не всегда пропаганда употребления табака. Это средство художественной выразительности, передачи смыслов. Но государство приняло такое решение, а я не тот человек, который будет спорить с государством. То же самое с ЛГБТ. Надо это просто принять. Хотя раньше это можно было показывать. Не так часто в своей киношной жизни этим пользовался. У меня только одна сцена в «Трудных подростках», где был даже не поцелуй, а именно действия по передаче таблетки – сразу все законы нарушил. Но уверен, что если бы этот закон был принят на момент создания сериала, то ребята нашли бы другой не менее классный вариант. Хотя, без сомнения, этот поцелуй сам по себе очень сексуальное действо, не несущее грязи и пошлости. Вообще можно без всего обойтись, это просто уменьшает инструментарий. Хотя изображение на экране однополых отношений просто ради поддержки ЛГБТ – это не искусство.
Полный метр и сериалы
– Твой дебютный полный метр «Вакантна жизнь шеф-повара» (16+) был хорошо принят критиками, получил спецприз жюри фестиваля российского кино «Окно в Европу» «За лучший дебют». Почему всё-таки решил перейти с полного метра на сериалы?
– Это очень просто произошло, мой полный метр провалился, потому что написал для него сценарий, который бы сейчас не написал (прим. авт. Рустам Ильясов – не только режиссёр, но и соавтор сценария фильма «Вакантна жизнь шеф-повара» 16+). Уже несколько лет у меня пишется сценарий второго полного метра, над ним работает сценарист Настя Кузнецова. Сейчас проект в стадии третьего драфта. А сериалы – с ними живешь как с друзьями, вот и всё. Здесь у тебя есть ожидание встречи с героями. Люди поэтому зачастую ждут выхода всех серий, чтобы посмотреть всё залпом.
– Почему решил работать с подростковой темой?
– Получился такой период, пока временно завершённый. Подростковая тематика была интересна тем, что в ней показывают этапы взросления. Ты всегда сталкиваешься с другим человеком, который тоже взрослеет, и ваши интересы пересекаются. Все через это проходили. И это важно показать. Сам в детстве с буллингом не сталкивался, предпочитал занимать лидерские позиции если не за счёт физической силы, то за счёт интеллекта – прикольно быть умнее других детей.
О столице и провинции
Не могли не спросить Рустама и о том, как он относится к родному городу, и стоит ли молодёжи так стремиться уезжать в большие города.
– В Магнитогорске был в сентябре прошлого года. Всё равно это мой город, хотя уже много лет живу в Москве. Но здесь у меня институтские и школьные друзья, поддерживаю с ними хорошие отношения, со всеми общаемся. Недавно вместе поздравляли нашу школьную учительницу. До тех пор, пока у нас страна будет ориентирована на четыре больших города, моё отношение к тому, что молодёжь уезжает из провинции, не имеет никакого значения. Это необходимость, если ты хочешь реализоваться в кино. Да, сейчас можно снимать фильмы и на айфон, но кино – это целая индустрия. Есть человек, который выставляет свет, который ведёт костюмы. У нас есть актёры, художники по костюмам, художники по свету – но всё это в рамках театра. Три театра на 410 тысяч человек – это, безусловно, круто – наш город в этом смысле уникален. Но нет пединститута, который давал возможность развиваться в гуманитарной сфере, – это показало, какими кадрами с экономической точки зрения нужно наполнять город. Если бы была какая-то киношкола, но Магнитогорск для этого слишком маленький. Индустрия кино – это Москва. Поэтому важно, в какой сфере хочешь развиваться. Поступать на актёрский лучше в Москве или в Питере. Если хочешь быть кинооператором – то однозначно ВГИК, это одна из лучших киношкол земного шара вообще.
Добавим, сериал «Стрим», ставший хитом зимой 2023 года, может и не получить продолжения. Про даты выхода новых серий до сих пор нет официальной информации, а на киносайтах в описании указан только один сезон. Рустам уже начал работу над новым проектом. Известно только, что это будет короткий семисерийный сериал. Остальная информация пока не разглашается.