Крепкие корни
Несомненно, Елена Брызгалина выслушивает не только комплименты в адрес своих исторических программ: в самой истории заложено раздражающее свойство - она касается каждого, ее не примешь безразлично. Но речь не о том. Не впервые замечаю: стоит кому-то одобрить последнюю программу, как Лена открестится от единоличного авторства - оно командное. Расскажет, как поддерживают и направляют в творчестве директор телекомпании Валерий Намятов и главный редактор Валентина Никифорова, как легко делать программы о металлургическом комбинате с Максом Пуртовым - знатоком производства - или как он умеет усилить авторскую идею режиссерскими приемами. Скажем, прибавит загадочности - замедлит кадр, где Елена проходит по заброшенному верхнеуральскому кладбищу к месту предположительного захоронения сестры Гитлера. А режиссер Елена Бакурова оформит в видеоряд то, что автор может передать только как пересказ эмоции: Елена Брызгалина признается, что сама ощутила боль верующего в своей программе об уничтожении религиозных символов в кадрах, когда режиссер наглядно иллюстрировала спецэффектами "переплавку" колокола и "сожжение" книги. И Ольга Серебрякова озвучит программу так, что с закрытыми глазами через музыку представишь авторские образы.
Но и брызгалинское увлечение историей со счетов сбрасывать не будем. Это не поверхностный интерес к абстрактному глянцевому прошлому - это честный поиск ускользающей героики будней огромной страны и ее самого пролетарского города. Особенно ценно: Елена начала этот поиск в возрасте, когда настоящим и будущим дорожат больше, чем ушедшим. Сказалась культуроведческая подготовка выпускницы факультета русского языка и литературы. И личное качество Елены -всему в разговоре давать обоснование. И материнство, по определению, требовательное к наличию крепких корней: Яночка родилась, когда Лена еще была студенткой. И производственная необходимость: в журналистике без поиска собственной ниши - никуда.
Уроки коллег
Елена начала в Магнитогорской телерадиокомпании с сюжетов о городских памятниках. Параллельно работала в теленовостях. Она благодарна за науку коллегам - и молодым, и мэтрам. "Обучение" чаще всего было и мимолетным, и дружеским, и строгим. А первые уроки запоминаются навсегда, как было, когда ведущий новостей Алексей Кудрявцев отчитал ее за то, что сократила в тексте фамилию: "Что угодно сокращай, только не то, что относится к личности". Были уроки и посерьезнее, когда коллеги неодобрительно отозвались о сюжете про ветеранов, кото-рый ей самой по неопытности показался гладким: в том-то и беда, что гладкий - ничего личного. Но и первые ее про-фессиональные удачи без комментариев не пропускали, так что школу молодого бойца она прошла в полном объеме.
Через год Елена перешла из МГТРК на ТВ-ИН: здесь обещали учебу. Учиться повезло в школе российской тележурналистики, где довелось брать уроки у таких асов, как Елена Масюк, и оттачивать перо на встречах с восходящими политическим звездами вроде Бориса Немцова. Поначалу, сравнивая себя с маститыми коллегами, Елена пугалась: такого уровня не достичь. Потом поняла, что задача обучения не в том, чтобы сравнить и сравняться, а в том, чтобы перестроить сознание, встряхнуться от привычного в профессии. К тому же, с благословения покойной руководительницы ТВ-ИНовских новостей Татьяны Уткиной, Елена стала работать ведущей в эфире - работа не из моно-тонных.
За почти десятилетие в комбинатской телекомпании Елена Брызгалина перешла в разряд мастеров. И по-прежнему не мыслит себя без истории, да еще погружает в нее зрителя целыми циклами. Их названия говорят сами за себя: "Так закалялась сталь", "Люди, победившие войну", "Истории из истории". Среди наград Елены Брызгалиной - престижные международные, российские, губернаторские и ведомственные. Есть и скромные, но не менее дорогие, как та, которую вручила магнитогорская немецкая диаспора за программу о советских немцах.
Сколько стоит парфюмерия?
- Не понимаю, что такое журналистское бестемье, -признается Елена. - Освоенные темы сами указывают новые направления поиска. То зрители позвонят: мы участвовали в становлении городской самодеятельности.
То принесут фотографию с невероятным сюжетом, вокруг которого можно вести журналистское расследование. Скажем, на снимке в чистом поле грубо сколоченный парфюмерный киоск, рядом женщины в неуклюжей одежде и обуви. Кто они, чем живут, сколько стоит парфюмерия и насколько доступна - целый пласт для расследования.
А оно предполагает сотрудничество со специалистами многих профессий - от сотрудников музеев до ветеранов комбината. И изучение огромного объема историче-ских материалов. И встречи с участниками событий прошлого. В общем, в рабочий день не уложишься. Но тут Елена руководствуется поговоркой директора компании Валерия Намятова: журналиста "с девяти до пяти" не бывает.
Зато Елене удается заразить своей увлеченностью всех в своем окружении. Иначе и быть не может: история касается каждого. Двенадцатилетняя Яна тоже успела столкнуться с проявлением ее "личного" характера: случайно оказавшись вместе с мамой в штабе поискового отряда "Рифей", листала журналы и книги поисковиков. И - невероятно - обнаружила имя своего прапрадеда в числе имен найденных павших солдат. Семья знала о нем только, что погиб без вести, а тут -подробности последнего боя и обстоятельства гибели. Это было потрясением.
Семейные ценности
История семьи - часть ее ценностей.
- Я выросла в любви, - рас-сказывает Елена. - привыкла гордиться родными, а они - мной.
И самое трудное решение тоже связано с семьей: решение о разводе - почти единственное, которое пришлось принять в одиночку. Теперь и это в прошлом. По-прежнему за Елену стеной ее брат с сестрой и родители. Она и сама с дочерью многое может: квартиру они себе заработали самостоятельно, пусть вынужденная экономия заставила надолго отложить мечты построить дом и путешествовать. Зато всему, что случилось с ней за последнее десятилетие, у Елены Брызгалиной есть обоснование: полушутливое "Бойся желаний - они могут сбыться" и совсем всерьез "Мечты должны исполняться дозированно". А потому в ее жизни есть много места для дочери и любви, а по возможности - еще и время нетривиальному детективу, первым после долгого пере-рыва путешествиям и хорошей компании.
У бывшего мужа новая семья, у Елены - любовь и с ней поддержка, а Яна души не чает в маленьком папином сыне, и вообще они с единокровным братом на одно лицо - отцово. Порвалась было семейная нить и снова срослась - пусть иначе, чем прежде. И это тоже часть истории семьи. Что до будущего, то история научила Елену: не бывает "никогда" и "всегда". Остальное - в твоих руках.