Николай Новиков сколько помнит себя - всегда был общественником. В начале пятидесятых, когда служил, - и то сумел сколотить лыжную команду в воинской части и соседнем Жигулевске.
При его почти шестидесятилетнем трудовом стаже - причем около сорока лет отдано ММК - накопился большой опыт участия в общественной жизни предприятия. Трудился он на метизном и цементном заводах, коксохиме, в копровом. За эти годы участвовал в организации народной дружины, рационализаторском движении. Уже пенсионером входил в огородную комиссию. Многое из практики прошлых лет забыто, а было бы неплохо повторить, избегая ошибок.
Пьяного - под кран!
На цемзаводе Николай Александрович работал сначала электромонтером, потом механиком цеха оборудования, параллельно в завкоме отвечал за спортивно-массовую работу. И более десятилетия - с середины пятидесятых до конца шестидесятых - входил в квартальный отряд добровольной народной дружины, даже возглавлял его. Дома цементников сконцентрированы в одном микрорайоне, так что несложно было назначать дежурных. И в первые годы дежурили охотно: на волне хрущевской оттепели у многих было радостное чувство, что от него что-то в жизни зависит. Дежурили до полуночи - позднее и прохожих не было, при тогдашнем-то транспорте. Делали обходы по "нехорошим" квартирам, успокаивали хулиганов у подъездов.
- Приведем в штаб пьяного - что с ним делать? Подведу его к крану, голову холодной водой оболью, чтобы в себя пришел, потом проводим домой.
Со временем готовность участвовать в рейдах ДНД у цементников поутихла: они отвечали за порядок на территории, а жители их же домов, трудившиеся на других предприятиях, не спешили поддержать. И рычагов воздействия на них у дружины не было: они друг друга в лицо знали, а соседи - с другого предприятия, поди потребуй.
Где добыть запчасти?
В семидесятые-восьмидесятые Николай Александрович возглавлял техническое бюро в копровом цехе ММК. Первоочередной задачей было обеспечение запчастями. Потребности большие, производство наращивало темпы: строился кислородно-конвертерный, один только третий мартен ежедневно выдавал до девяти тысяч тонн металла в сутки, второй - по пять тысяч.
- В Ессентуки уеду - и то звонят: "Возвращайся быстрей". Никогда отпуск полностью не отдыхал: из-за чего-нибудь да придется вернуться досрочно. Случалось, телеграммы давал на несколько десятков рублей - расписывал, как без меня раздобыть запчасти.
Предприятие очень нуждалось в производственной инициативе. На рационализацию даже был план, и ее неплохо оплачивали: Николай Александрович за счет внедрения своих рацпредложений скопил на машину. В его обязанности, к тому же, входило руководить рационализаторской работой в своем подразделении: оформлять, рассчитывать экономический эффект, информировать руководителей о возможности внедрения новшества. Библиотекари брошюровали документы, помогали с систематизацией. Как многих рационализаторов, Николая Новикова премировали, отмечали грамотами, его портрет был на Доске почета. Однажды по приказу тогдашнего руководителя предприятия Дмитрия Галкина Николая Александровича премировали вместе с другими рационализаторами транзисторным приемником.
Правда, заниматься документами в эти годы приходилось вечерами и в выходные.
- Жена знала: больше одного выходного семье посвятить не могу…
Среди самых ярких рационализаторов запомнились Николаю Новикову четыре брата-прессовщика Ахмадеевы, Иван Развалов, бывший начальник копрового Григорий Чабан и механик Александр Сафин. Сафин прославился на предприятии не просто как рационализатор, а как изобретатель: его резаком по разделке крупногабаритного металла до сих пор режут слябы в кислородно-конвертерном, на машинах непрерывного литья заготовок.
Хлеб насущный с огорода
В начале девяностых, когда забота о хлебе насущном стала не образным, а буквальным выражением, в городе особенно остро ощущалась нехватка земли, где можно этот "хлеб" выращивать. Соглашались даже на неполивные огороды - и все равно был дефицит участков. Для обеспечения работников сталеплавильного производства создали огородную комиссию, куда вошел и Николай Александрович. В девяносто первом комиссии удалось добиться выделения земель на десять тысяч участков на территории Агаповского района - теперь садоводческое товарищество называется "Березовой рощей" по обилию берез на разделительных полосах. Название, кстати, Николай Александрович предложил, и прижилось. К неполивным огородам удалось подвести воду по двенадцатикилометровому водоводу. Да еще отстояли право нарезать участки по десять соток. Правда, желающих оказалось так много, что ограничения пришлось вводить уже самим: успев нарезать две с половиной тысячи участков увеличенной площади, вернулись к нарезке шестисоточных - еще две тысячи сто. А те, кому мало было огорода, через время получили сады. И жизнь в "Березовой роще" закипела: магнитогорцы обихаживали до десяти тысяч участков. Землю цехам отводили компактно: коллеги и вне работы держались кучно. Цехи выделяли машины под перевозку посевного материала и урожая, организовали вечернюю охрану…
С тех пор многое изменилось, из десяти тысяч поливных огородов осталось сотни полторы - город окружен садами, кого сегодня привлечешь огородами? Но в девяностые они свою функцию выполнили, насытили город дешевой витаминной продукцией.
А ветеран труда Челябинской области, почетный пенсионер ММК и участник многих, ставших уже историей событий Николай Новиков на днях отпраздновал восьмидесятилетие. А мог бы запатентовать свое новиковское ноу-хау: как в жизни не заскучать.