В новом проекте мы будем рассказывать о тех, кого заслуженно причисляют к поколению победителей. Ветеранов Великой Отечественной войны, к сожалению, становится меньше с каждым годом, каждым месяцем, каждым днём. И тем ценнее живые воспоминания каждого участника тех далёких и одновременно таких близких событий. Это реальная, не киношная и не книжная история нашей страны, из уст тех, кто преодолел себя и выиграл священную войну за свободу и мирную жизнь своих детей, внуков, правнуков.
В 1939 году проходила Всесоюзная перепись населения. По её итогам, в нашем городе проживали 56500 мужчин. Ушли в действующую армию 32670 человек, более 5000 из них – работники Магнитогорского металлургического комбината. Не вернулись домой, обретя бессмертие на чужбине, более 14 тысяч солдат. Ещё 400 человек пропали без вести.
Из уральцев формировались сотни военных бригад, дивизий, корпусов, но самым знаменитым стал Уральский добровольческий танковый корпус. В Магнитогорске в него было подано более семи тысяч заявлений, после тщательного отбора в состав корпуса попали 344 магнитогорца.
Сорок девять их них стали Героями Советского Союза, четверо – полные кавалеры ордена Славы, трое были участниками парада в Москве 7 ноября 1941 года, пятеро штурмовали рейхстаг, тринадцать участвовали в параде Победы 24 июня 1945 года.
Помню, как в школе у нас проходили уроки, на которые приглашали ветеранов Великой Отечественной. Им тогда было около 50–55 лет. Для нас они были героями, чьи рассказы слушали, открыв рты. И почти в каждой семье был свой такой герой – реальные родные люди: у меня дед – Борис Владимирович Балабанов. А у одноклассника Пети Жувасина дед – Пётр Алексеевич Жувасин – один их тех 49-ти магнитогорцев, Героев Советского Союза, к сожалению, погибший в 1944 году.
Годы шли, участники войны старели, иногда их повествования становились путаными. Но, вспоминая погибших товарищей, невероятные сложности фронтового тыла, пережитые эмоции, они всегда были искренними – голос дрожал, наворачивались слёзы.
Мы – поколение, которому удалось застать в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Последний военный призыв был осенью 1944 года. Тогда самыми молодыми солдатами могли стать граждане 17-ти с половиной лет, 1927 года рождения. Это значит, самым юным участникам боевых действий на данный момент не менее 97 лет, поэтому их осталось не так уж много. Но не будем забывать и о детях войны – мирных жителях, которые трудились на предприятиях и героически преодолевали тяготы и лишения Великой Отечественной войны – они тоже внесли свой весомый вклад в Победу.
На сегодня в Магнитогорске в живых остались 11 участников боевых действий Великой Отечественной войны и 356 ветеранов трудового фронта. Мы хотим познакомить вас с ними.
Дружить со спортом и любить людей
Секреты долголетия Степана Колесниченко
Из ныне живущих ветеранов-фронтовиков, пожалуй, самый известный – Степан Фёдорович Колесниченко: полковник в отставке, кавалер ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны II степени. Все последние годы его приглашали на встречи, праздники, парады – и он никогда не отказывался, приходил и удивлял подтянутостью, бравой походкой, активностью.
Степан Колесниченко родился в Оренбургской области в посёлке Советский. Отец работал бухгалтером машинотракторной станции. Как специалиста, его отправляли то в один населённый пункт, то в другой, поэтому семья постоянно переезжала с места на место. В подготовительный класс школы Степан пошёл в железнодорожном посёлке Новороссийск Актюбинской области. Мама была домохозяйкой, но когда в 1933 году застал голод, ей пришлось пойти работать истопником. Дети ходили в поле собирать колоски, дед варил из них кашу. К началу войны детей у Колесниченко было уже пятеро. В 1940 году переехали в поселок Яйсан, и жизнь начала налаживаться: родители купили корову, завели поросёнка и кур. На приусадебном участке мать выращивала капусту, огурцы, помидоры, картошку.
В посёлке была школа механизации по подготовке трактористов, шофёров, электриков, слесарей, токарей. И в 1943 году молодой человек окончил курсы шофёров. Во время постановки на воинский учёт определили в танковую школу Борисоглебска.
31 декабря 1943 года он получил повестку – необходимо было немедленно явиться в облвоенкомат в ста километрах от посёлка. Но так хотелось отпраздновать Новый год и попрощаться с родными, что первого января Степан никуда не поехал – явился на призывной пункт на следующий день. От суда спасло только то, что ещё не принимал воинской присяги. На танковой школе поставили крест – отправили в пехоту.
Полгода учебки: жили в землянках с трёхъярусными нарами, занимались боевой, огневой, тактической подготовкой и изучением устава. Потом Второй Прибалтийский фронт, 22-я армия, 292-й полк. Шёл 1944 год. В это время наши уже гнали немцев. Боевое крещение прошёл очень быстро – был ранен, осколок засел под сердцем и стал частью организма на всю жизнь. После госпиталя прошёл курсы лейтенантов, и после Победы, которую встретил в Румынии, остался в армии – на долгие 33 года. Последние семь служил на Сахалине, а как вышел в отставку – приехал с семьёй в Магнитогорск и 36 лет вёл в школе начальную военную подготовку. Но и выйдя на пенсию, считал своим долгом заниматься военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения, в школах и даже детских садах рассказывал о своей жизни, о войне.
Два года назад один за другим, с разницей в полгода, ушли из жизни его сын и дочь. И закалённый трудностями, спортом, позитивным отношением к жизни ветеран… сдал позиции. Инсульт, больница, реабилитация. Сегодня Степану Фёдоровичу непросто передвигаться по квартире, только с поддержкой помощников, он плохо слышит и практически не видит – только силуэты. Ни минуты Степан Фёдорович не остаётся один: у него дежурят сиделки, по первому звонку приходит участковый врач.
– Не забывают его и общественники – из городского совета ветеранов, например, – рассказала социальный работник Лариса Путина. – И стол накрываем, общаются, и тост скажет – граммов 30 позволяет себе.
В декабре 2024 года Степану Колесниченко исполнилось 98 лет. Но он заверяет: будет стараться дожить до ста! Как бы болезнь ни пыталась его сломить, запас физических возможностей и моральных сил должен поддерживать.
Как по расписанию, ветеран всегда делал зарядку, пробежки, занимался на тренажёрах, а зимой ходил на лыжах.
Нормы ГТО на золотой значок ветеран сдал в 94 года!
И сейчас начинает утро с щадящей зарядки. Но это не все секреты долголетия.
– Ещё когда в армии был, решил для себя: чтобы быть уважаемым человеком, надо самому любить людей, – говорит Степан Фёдорович. – Что бы ни говорили про отношения офицеров и солдат, за себя отвечу: никогда ребят не обижал. Даже если он провинился, старался поговорить, о семье разузнать – и отпускал. Солдаты молоденькие, они мне как сыновья. Ну, посадил бы его на трое суток под арест – а толку?
Кроме спорта, ветеран считает, что нужно избавляться от вредных привычек. Особенно от курения. Сам тоже после войны много лет курил, но однажды взял и бросил.
– Поехал в санаторий на Дальний Восток, – заводит историю Степан Фёдорович. – Подселили меня к полковнику, а тот смолит в комнате, аж не продохнуть – ещё и курит какую-то дрянь. А у меня покруче сигареты были, высшего сорта, – поделился с ним и говорю: «А я с завтрашнего утра брошу». А утром встал – так курить охота, места себе не нахожу. Успокоил себя двадцатью граммами коньячка и минеральной водичкой. Это был 1978 год… Так и не взял больше сигарет в руки.
Все знакомые и родственники – а у Степана Колесниченко есть и внуки, и правнуки – твердят одно: должен дожить, как минимум, до ста лет. Мудрый ветеран говорит:
– Чтобы пожить подольше, нужно не сдаваться, иметь желание жить. И оно у меня есть, я от жизни не устал ещё. Чем больше живу, тем больше хочется. Так что пусть сердце стучит без перебоев!