ЗАВЕРШИЛСЯ IV конкурс на лучший предпринимательский проект среди молодежи.
За воспитание грамотного и социально ответственного бизнес-поколения взялись депутаты городского Собрания, администрация города, ОАО «ММК» и городской попечительский совет развития образования.
Кто помнит, к первым опытам разглядеть в молодежи предпринимательскую жилку горожане отнеслись равнодушно и не без трезвого скепсиса: мол, пусть детишки играют во взрослых дядей – ни вреда, ни пользы. Вкупе со школьным парламентом, тоже играющим в депутатов, сценарий молодежной политики выходил весьма милым и беззубым. Юные предприниматели послушно делали шоу, предлагая компетентному жюри забавные проекты вроде страусиной фермы.
Но в прошлом году вместо фантастических страусов ребята выдвинули идеи завода по переработке древесных гранул и свинофермы «Золотые хрюшки». Автор второго проекта Екатерина Лысова в январе продала свой бизнес-план предпринимателю из Башкирии, а в конкурсе этого года выступила куратором еще двух вполне реализуемых идей. Константин Трапезников, отказавшись от страусиной темы, успешно окунулся в строительство и теперь оценивает идеи младшего поколения.
– Конкурс направлен на развитие здорового предпринимательского мышления, приобщение молодежи к труду. В школах и вузах этому не учат, и сегодня коммерческие структуры испытывают кадровый дефицит. А ведь малый и средний бизнес должен быть основой экономики, – говорит председатель конкурса, депутат городского Собрания Семен Морозов. – Мы будем рады, если ребята подрастут и составят нам конкуренцию.
Ребята подрастают. В этом году жюри требовало от проектов не только экономического эффекта, но и адекватности городским условиям, социальной значимости. После практикума «Трасса» из шестидесяти заявленных идей выжили лишь двадцать. Дальше в информационно-образовательном центре «Старт» ребята обкатывали теорию, а о суровой реальности бизнеса узнавали на мастер-классах предпринимателей города и области.
Во время награждения победителей в развлекательном центре «Бумеранг» исполнительный директор конкурса Юлия Москалева напомнила об идее создания банка молодежных проектов. Не будем ждать ее воплощения, а прямо сейчас презентуем идеи ребят читателям «ММ».
Почему «прогорел» отец Федор?
Как известно, кроликов отца Федора мор «съел» всего за три часа. Печальный опыт героя «Двенадцати стульев» не смутил студенток индустриального колледжа Наталью Сычеву и Елену Буланову: в их «кроликоферме» риски банкротства защищены инновациями. Местечко для фермы девчата присмотрели в Агаповском районе, недалеко от городских сельскохозяйственных рынков.
– Все-таки кроличье мясо забыто неоправданно, – уверена Наталья. – По белковой питательности, сочности и нежности оно лучше говядины и свинины. Наша ферма рассчитана на круглогодичное получение не только мяса, но еще и меха, и удобрений. Отходы производства утилизируют и перерабатывают в биогумус, который тоже поступает в продажу. В этом секрет рентабельности проекта.
Охота с удобствами
Авторы проекта рыболовно-охотничьего комплекса «Одинокий волк» Иван Журавлев и Анна Пушкарева уверены, что охотиться нужно не «по-дикому», а со всеми удобствами, как это делали в царские времена.
– Ближайший охотничий комплекс находится в Екатеринбурге, а ведь занятие это очень популярно, – говорит Иван. – Построить его можно в традиционных местах охоты: Нагайбакском или Кизильском районах, в Башкирии. Сейчас эта ниша свободна, значит, можно рассчитывать на спрос. У нас уже есть договоренность с администрацией Кизильского района.
На защите проекта ребята представили виртуальный макет комплекса с уютными домиками, столовой, баром, русской баней, прокатом снегоходов, ружей и даже охотничьих собак. Плюс к этому – услуги профессионального егеря. Порочность «дикой» охоты юные предприниматели видят в нарушении экологического баланса, браконьерстве, высокой вероятности «подхватить» от лисицы бешенство. Поэтому удовольствие спортивной охоты предлагают сопроводить охраной и защитой животного мира. Ребята предусмотрели и круглогодичный, независимый от сезона охотничий цикл. Для этого в межсезонье в лес выпускают вольерных животных: кроликов и уток. Деловые связи с будущей «кроликофермой», можно сказать, уже налажены. Дело за малым: 17 миллионов рублей для старта. За рентабельностью, уверяют, дело не станет.
Автодорога NEXT
Студентки строительного колледжа Варвара Дидык и Наталья Захарова, можно сказать, дышат в затылок правительству. Правда, их новаторская идея в призеры не вышла, но такова цена смелости. И, наверное, женского авторства.
В марте правительство одобрило законопроект «О платных автомобильных дорогах», призванный поправить кризисную дорожную ситуацию за счет сети коммерческих дорог. Девчата предлагают растянуть альтернативную трассу в десять километров по левому берегу от Северного моста до Казачьей переправы. «Зарытые» в землю пятнадцать миллиардов, по расчетам девчат, должны окупиться через восемь лет и приносить ежемесячную прибыль в размере двенадцати миллионов. По словам Варвары, если разрешить инвестору вести вдоль дороги хозяйственную деятельность, проект окупится быстрее. Кстати, плата за качественную езду «без дураков» и пробок – пятнадцать рублей.
Крематорий «Вечный путь»
Не новую, но по-прежнему актуальную идею предложили студенты МаГУ Сергей Федосов и Денис Иконников. О городских кладбищах сказано-пересказано. Нехватка земельных площадей уже вынесла могилы на бывшие совхозные Поля Орошения. Ежегодно город отдает под захоронения три гектара земли. Куда дальше?
Дабы убедить городскую власть двинуть-таки строительство крематория, ребята дали полный экономический расклад проекта. Связались с московскими поставщиками печей, провели мониторинг среди населения. Оказалось, против кремации выступает лишь мусульманская диаспора. В большинстве своем население давно готово к западному принципу захоронения. Капиталовложения в строительство крематория ребята оценили всего в восемь миллионов рублей, которые уже через три года должны окупиться. По примерным подсчетам, простая процедура захоронения будет стоить от трех тысяч рублей, что на порядок ниже, чем у конкурентов – похоронных бюро. Заказ урны из дорогих пород дерева или камня сделает процедуру не намного дороже: от пяти до семи тысяч рублей.
– Не забудьте про экологию. Ведь в грунтовую воду с кладбищ попадает много заразы, – добавляет Сергей. – А для урн с прахом можно сделать аллею, парк. Будут чистота и порядок.
Второе рождение смотровой
Речь – о том самом грязном местечке в районе пересечения улиц Маяковского и Кирова. Как выяснил учащийся профессионального училища № 53 Андрей Гейделин, 70 процентов молодежи Магнитки все еще помнит о наличии в городе смотровой площадки, а половина опрошенных даже бывали на ней. Проект этот, собственно, не бизнес-проект, поскольку – честно говорит Андрей – никакой там выгоды, кроме признательности горожан. По словам Андрея, вместе со своей командой он уже выполняет устный заказ администрации на реанимацию смотровой. К работе подключаются молодежные организации, школьники и студенты.
План таков: подправить ландшафт, в центре площадки водрузить стелу – «политический символ города», неподалеку сделать аллею влюбленных и аллею ММК. Треть молодоженов и выпускников школ станут посетителями обновленной площадки, уверен Андрей.
Прачечная «Ирида»
«Люди хотят стирать, так дадим им эту возможность!» – таков призыв студентки МаГУ Татьяны Обуховой, предлагающей организовать в студенческих общежитиях прачечную. Идею Татьяны хором поддержали 94 процента опрошенных питомцев «общаг», выразивших готовность платить по сорок рублей за стирку. И добавили, что надоело возить одежду домой и скрести ее в умывальниках.
Затраты на проект минимальны: покупка машин да персонал в количестве двух кассиров-контролеров из тех же студентов. Общая стоимость «готового бизнеса» – 65 тысяч рублей. По периоду окупаемости проект «бьет» даже кроликов: четыре месяца.
– Химчистки-прачечные нам не конкуренты, – говорит Татьяна. – Они отнимают много времени на стирку и транспортировку белья. А наши прачечные будут находиться в общежитиях. Опять же – экономия на рекламе. В нашем городе около 20 общежитий, так что дело пойдет.
Q-ZAR – конкурент пейнтболу
Почему эта виртуальная игра до сих пор не пришла в наш город, студент МГППК Висхан Виситаев до сих пор не может понять. И разработал проект игрового клуба
Q-ZAR. Тот, кто играл в пейнтбол, может представить аналог, в котором игроки облачаются в форму звездного десанта, вооружаются лазерами и в дыму ищут врага. По словам Висхана, пока магнитогорские «десантники» ездят за адреналином в Челябинск. Чтобы открыть клуб в городе, нужно чуть меньше миллиона.
…Предлагали ребята и трамвайные линии до озера Банного, мобильный пресс-центр, буккросинг. Но это уже из разряда страусиной темы. Хотя большинство участников, как и в жизни, остались в проигрыше, ребята не теряют веры в светлое будущее российского бизнеса. Кто знает, может, их проекты дождутся инвесторов.