Готовясь к интервью с незнакомым, мысленно представляешь его образ, учитывая род занятий, статус. Мне предстоял разговор с нашей землячкой, выпускницей МГИМО Яной Трубниковой.
Москва слезам поверила
Элитный вуз страны кует элитных специалистов, значит, в редакцию явится не иначе как молодая леди. Стереотип рухнул, когда вошла девочка-тростиночка в джинсах и летней маечке. Проговорили мы около двух часов, но не хватило бы и нескольких дней, чтобы расспросить Яну - настолько интересным и легким собеседником она оказалась.
- Знатоков иноземных языков взращивают в 33-й школе, но лишь единицы становятся студентами факультета международных отношений. Кому обязаны своей исключительностью?
- Любовь к английскому языку, стране, традициям привила Валентина Васильевна Шатохина. Взяв нас, "второклассных" малюток, она вела группу до выпускного экзамена. Мы смотрели фильмы, изучали пословицы, пели, мечтая побывать в этой стране. Картинки из учебника ожили, когда меня недавно командировали в Англию. Я бродила по лондонским улицам, Трафальгарской площади, слышала бой Биг Бена и с благодарностью вспоминала Валентину Васильевну.
Мне нравилось изучать язык. Помню, на уроке математики меня ловили с книжками по английскому. Но педагогом себя не представляла, хотя была победителем олимпиад по английскому, русскому, литературе. Поступать собиралась в горный, который окончила старшая сестра Наталья. Она для меня - пример. Помню, во втором классе дедушка подвел меня к школьной доске почета, где среди золотых медалистов было ее имя, и сказал: "Хочу, чтоб ты была такая же". В то время он ушел на пенсию и очень много со мной занимался. Мечта дедушки исполнилась - школу я окончила с золотой медалью.
- Кто автор идеи поступления в МГИМО?
- Предложили поехать в Москву родители. А я боялась: далеко от дома, от родных. Подготовка, экзамены, нервное ожидание результатов совершенно меня вымотали. А в Москве тоже надо было сдавать экзамен. Но папа настоял. Из всех вузов, которые мы обошли, мне понравился МГИМО. Атмосфера особая, нет случайных людей, каждый точно знал, где и чему будет учиться. Неуверенно себя почувствовала: все абитуриенты в костюмчиках с портфельчиками, а я - провинциальная девочка в юбочке.
Факультет международных отношений выбрала, ориентируясь на дисциплину, которую надо было сдавать - английский.
Экзамен сдала на 18 из 25 баллов. Это низкий результат. Села я у фонтанчика, который называется "Слезы абитуриента", погрустила, позвонила папе. Он успокоил, сказав, что просто так в элитный вуз не поступить.
Вернулись домой, и я с друзьями уехала в Абзаково. Жили в палатке на берегу ручья. Вдруг по сотовому звонит папа - это чудо, что в лесной глуши сработала связь - и говорит: я поступила. Но если до 10 часов следующего дня документов не будет - все пропало… Самолет приземлился в 8 утра. На кольце застряли в пробке, пересаживались с такси на метро, ехали, бежали… и успели.
- Как вас угораздило стать спецом в корейском?
- На вручении студенческих билетов объявляли, кому какой язык предстоит изучать. Мне выпал корейский. Думаю, ошиблись, я же писала - испанский и французский. Слышу, оглашают список: азербайджанский, японский, хинди, суахили, пушту. Народ волнуется, переспрашивает, кому какой достался. Оказывается, в МГИМО бюджетники изучают языки по заявкам МИДа.
Пять лет предстояло провести в общежитии, от чего я, домашняя девочка, приходила в ужас, зная условия, в каких живут магнитогорские студенты. Общежитие МГИМО поразило евроремонтом, современной обстановкой, компьютерным классом и простором - в комнате по два человека.
Даже Ельцин не помог
- Как адаптировались среди элиты? Ведь в МГИМО учатся дети богатых и сильных мира сего…
- Нас, бюджетников, было мало, но комплексов мы не испытывали. Действительно, есть такая прослойка: дети президента Азербайджана или Ксюша Собчак. Но деньги роли не играют, если они не хотят или не способны учиться. С первого курса отчислили внука Ельцина. С нашего курса трижды отчисляли дочь строительного магната. Приходил папа, беседовал с деканом, и дочку восстанавливали. Но она по-прежнему не ходила на занятия. Хотя и среди элитной молодежи встречаются усидчивые.
- Как и чему учат в МГИМО?
-Занятия начинались в девять утра, заканчивались в четыре, потом - домашние задания. Учиться нелегко, в МГИМО очень сложная система рейтингов. Три раза в семестр сдаем зачеты. Пропускать занятия нельзя, иначе промежуточные "срезы" - зачеты - завалишь. Каждый день проверка или контрольные то по одному предмету, то по другому. Даже с температурой под 40 идешь, хоть на какой балл написать, лишь бы потом не пересдавать.
О многих предметах узнала впервые: мировая экономика, экономическая теория, история дипломатии, история международных отношений, дипломатические протоколы и этикет - все новое и все надо учить, знать.
Каждый день по три-четыре часа занимались корейским. Потом дома за учебниками сидишь. Алфавит учили месяц. За пять лет мы должны изучить две-три тысячи иероглифов, хотя в южнокорейских газетах используют всего 10-15. Во время стажировки поняла, что и аборигены-то их толком не знают, но мы - обязаны.
В начале учебы я была далеко не лучшей, был комплекс периферийной девочки. Не ожидала, что меня выберут старостой - это стимул. Еще одним стали отличные оценки за первую, самую сложную сессию.
В учебе важно задать планку, понять, как построена система обучения и адаптироваться. Если это поймешь, выдержишь темп, то выживешь. Чтобы стать успешным, надо два-три года, не поднимая головы, сидеть над книгами. Этот вуз требует большого усердия.
Сибирь - для корейца ориентир
- А как же практика, погружение в языковую среду, иными словами, стажировка за границей?
- На стажировку обычно отправляют после второго курса. Преподаватель в меня поверила и после первого курса мне предложили поехать в Южную Корею, в Сеул. Нас встретили корейские студенты, поселили в общежитие и исчезли. Жара, как в парилке: в июле там сезон дождей. Мы спустились на улицу, хотели купить мороженое. Но это стало проблемой: нас не понимали, и мы не могли разобрать ни слова. Мы были шокированы. Кое-как объяснились, написали на бумаге.
Отыскали наших студентов из МГИМО, но они посоветовали лишь, в какие рестораны ходить и помогли купить сотовый. Мы с подругой попали в разные группы. За партами - японцы, индийцы, казахи. На занятиях общение и грамматика - только на корейском. Я не понимала ни устной, ни письменной речи. Преподаватели добрые, открытые люди - улыбаются, но ничем помочь не могут. Недели полторы была немой, а через месяц так освоилась, что стала для наших студентов проводником по Сеулу. Занятия заканчивались в час дня, мы гуляли по городу, общались на рынках, в магазинах.
Корея очень красивая своеобразная страна: смешение старины и современности - пагоды и небоскребы. Мы объездили все уголки. Заработать не проблема: размещаешь на сайте объявление, и тебе предлагают варианты. Я преподавала английский в садике для корейских детей. За урок платили от 30 до 50 долларов. На деньги, что заработаешь за урок разговорной речи со студентом - поговорить за чашкой кофе - можно жить несколько дней. Обед в ресторане стоит пять долларов.
- Менталитет корейцев далек от нашего?
- Они маленькие, черненькие, с желтенькими лицами. Правда, молодежь, вскормленная "Макдональдсом", отличается от старшего поколения. С корейцами сложно договориться, невозможно вызвать на откровенность. Слушая, они постоянно кивают, но это не значит, что они соглашаются. На улице могут дернуть за волосы, схватить за рукав, спросить, откуда приехал, как зовут.
Представления о России странные. Узнав, что мне 18 лет, удивлялись, что не замужем. Они уверены, что мы обзаводимся семьями в 14 лет. Чтобы развеять мифы, мы с подружкой на презентации рассказывали о России. Выговорить слово "Магнитогорск" для них нереально. Они лишь уточнили: близко ли это к Сибири? Для них это основной ориентир.
В Корее специфическая кухня: все очень острое. Много жареного мяса: говядина, свинина. Собака - деликатес. Их выращивают на фермах. Для интереса, конечно, попробовали: мясо похоже на крольчатину.
- Было ли второе "погружение" в корейскую среду?
- После третьего курса стажировалась в Северной Корее. Наши страны обмениваются студентами, и просто так туда не попадешь. Перед отъездом нас пугали, говорили, что в стране нет света и воды, люди едят траву. Оказалось, свет есть, улицы чистые, никаких пробок, правда, нет ни машин, ни светофоров. На работу идут по гудку. Рестораны пустые, одежда - по талонам. Все в бесформенных одинаково серых костюмах со значками на груди. Пионеры в красных галстуках. В центре города - золотой памятник Ким Ир Сену.
Иностранцев в Пхеньяне почти нет, на улице нас обходили стороной - боялись. Однажды без сопровождающего не пустили в метро. В парке забрали фотоаппарат: им показалось, что мы снимаем смену караула, а фотографировать военных строго запрещено.
Еда дешевле, чем в Южной Корее, втроем наедались на один доллар. Жили в посольстве, занимались в университете имени Ким Ир Сена. В семь утра за нами приходил преподаватель.
А портфель атташе подождет
- Какие пути-дороги открывает завершение элитного вуза?
- МГИМО я окончила с красным дипломом, мне присвоена квалификация "специалист". В этом году дали еще один диплом специалиста. Сейчас продолжаю учиться в магистратуре Высшей школы экономики по специальности "управление человеческими ресурсами". Через год предстоит защита магистерской диссертации.
После учебы можно пойти в МИД: мне уже предлагали должность атташе, но я отказалась - надо завершить обучение. Можно поехать в Корею, работать в посольстве или торговом представительстве. Сейчас я совмещаю учебу и работу. Я - "охотник за головами", "хед хантер". За границей эта специальность очень востребована, в России пока нет. Занимаюсь руководителями высшего звена: встречаюсь с бизнесменами, губернаторами. В обычной жизни меня, простую девочку, к таким людям и не подпустили бы. Мы находим успешного топ-менеджера и переманиваем на другую работу. Много кандидатов привозим из провинции: они компетентные, умеют работать.
- Вы до предела спрессовали время и в свои 22 года успели много…
- Если есть воля, всего можно добиться: ставь цель и иди к ней.