Многие думают, что баян довольно устаревший инструмент, главное предназначение которого – музыкальное сопровождение русских народных песен или частушек. На самом же деле баяну «под силу» и классика, и рок, и джаз, и эстрадные композиции. Главное, чтобы инструмент оказался в умелых руках. Таких, как у молодого магнитогорского музыканта Николая Жигалова.
В свои двадцать два года Николай достиг впечатляющих успехов. Он студент Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки, артист Магнитогорского концертного объединения, оркестра русских народных инструментов «Калинушка», лауреат множества конкурсов, в том числе и международных, преподаватель и концертмейстер детской музыкальной школы № 3. Сейчас, отвечая на вопрос о собственном будущем, уверенно говорит, что свяжет его с музыкой.
– Очень хочется попробовать себя в разных областях, – признаётся Николай. – Педагогической, исполнительской, в роли дирижёра.
Дел у него и впрямь множество. На одной неделе Жигалова могут ждать сразу несколько выступлений, причём как сольно, так и в составе ансамблей или оркестров. Кроме того, недавно Николай возил ученика в Челябинск на областной конкурс исполнителей на русских народных инструментах. Он и сам не раз был участником этого мероприятия, дебютировав на нём ещё в 2008 году.
– Мне было восемь лет, даже меньше, чем другим участникам из младшей категории, – вспоминает Николай. – Тогда я заслужил диплом и приз «Надежда».
Потом было много других конкурсов. Юный баянист поездил и по России, и за рубежом побывать успел, например в Болгарии. Детская музыкальная школа
№ 3, в которой Николай начал свой музыкальный путь, была заинтересована в его успехах и специально для Жигалова приобрела новый инструмент. С ним исполнитель начал развиваться гораздо быстрее и за год одержал победу аж в десяти конкурсах. Также Николай становился стипендиатом главы города, министерства культуры Челябинской области и РФ, лауреатом премии «Молодые дарования России». Ну а самым значимым достижением на сегодня считает победу в 72-м международном конкурсе баянистов и аккордеонистов «Кубок мира» в Китае в 2019 году, где выступал в дуэте с коллегой Ростиславом Бурнашевым.
Подготовка к этому конкурсу заняла год. Ребята подобрали интересный репертуар: концерт для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, «Наваждение» Сергея Прокофьева и «Балканскую рапсодию» в трёх частях – написанное специально для дуэта баянов произведение современного композитора Вячеслава Семёнова.
– Выступать дуэтом не сложнее, это просто другое, – рассказывает Николай. – А вот сольная карьера для баяниста действительно трудна. Большинству проще развиваться в составе ансамбля или оркестра, хотя и там не обходится без нюансов. Огромную роль играет взаимодействие между музыкантами, поскольку коллектив не только вместе играет, но и слушает.
Сейчас Николай больше времени уделяет концертной деятельности.
А ещё постоянно находится в поиске новых композиций для их адаптации под баян. На профессиональном языке музыкантов это называется транскрипцией.
– Репертуара исключительно для баяна немного, и хочется чего-нибудь оригинального, – делится Жигалов. – Вот и ищем, перекладываем. При этом стопроцентной точности нет, ради гармоничного звучания в отдельных моментах лучше что-то изменить. Главное – сохранить замысел и идею, которые композитор вложил в произведение.
Баян – конструкция сложная, в чём-то даже капризная. Музыканту всегда приходится подстраиваться под особенности конкретного инструмента. Вдобавок он довольно-таки увесист: масса среднестатистического баяна – семнадцать-восемнадцать килограммов. Управляться ним непросто, даже учитывая, что исполнитель чаще всего играет сидя. Концерт длится до полутора часов, и за это время волей-неволей устаёшь. Но и «подкачиваешься», так что баянисты неизменно находятся в хорошей физической форме.
В ипостаси педагога Николай второй год. У него несколько ребят, которых он учит мастерству баяниста, а также вывозит на выступления. На занятиях Жигалов не только акцентирует внимание на практике, но и демонстрирует, на что способен баян, рассказывает о композиторах и произведениях.
– Делаю всё возможное, чтобы занятия не проходили монотонно и детям было интересно, – резюмирует он. – Кроме того, очень радует, что сейчас к игре на баяне проявляет интерес всё больше взрослых. Помимо детей у меня есть ученики в возрасте от тридцати до шестидесяти лет.
А один из маленьких воспитанников Николая – его брат Иван. В свои одиннадцать мальчик успел стать лауреатом всероссийских и международных конкурсов, он давал сольные концерты, где играл композиции Баха, Вячеслава Семёнова, Анатолия Лядова, Евгения Дербенко, Ришара Гальяно.
Не обошла любовь к музыке и сестру Николая и Ивана Алёну, только, в отличие от братьев, девушка играет на гитаре. В следующем году она станет выпускницей колледжа при консерватории, а сейчас вслед за Николаем осваивает искусство преподавания – на практике всё в той же третьей детской музыкальной школе. Алёна также регулярно принимает участие в конкурсах и занимает призовые места. А в прошлом году трио Жигаловых выступало на конкурсе «Семья», специальном мероприятии для музыкантов-родственников. Там ребята завоевали Гран-при.
Карьеру музыканта Николай избрал благодаря бабушке Ие Макаровне. Именно у неё родилась идея отдать мальчика в музыкальную школу, и, как оказалось, это был правильный шаг.
– Баян дался мне легко, хотя не могу сказать, что изначально проявлял к музыке сильный интерес, – признаётся Николай. – Лишь когда осознал, что для результатов необходимо вкладываться, втянулся.
Ещё ему очень повезло с наставниками – Александром Спиридоновым и Евгением Мушкиным. Оба превосходные музыканты и педагоги. Кроме того, Николай в хороших отношениях с одним из самых известных баянистов в мире Юрием Шишкиным. Тот регулярно приезжает в Магнитогорск, и общение с живой легендой служит для Николая прекрасным источником вдохновения.