Авиарейс "Москва-Магнитогорск" сначала задержался из-за нелетной погоды, а затем был перенаправлен в Уфу. Прибытие представителей зарубежных средств массовой информации в пункт назначения отложилось на девять часов. Казалось бы, вполне типичная ситуация для южноуральского межсезонья.
Однако для пишущей братии, командированной на ММК, такой форс-мажор грозил срывом командировочных планов. Борт с журналистами крупнейших западных информагенств, а также печатных и электронных изданий, специализирующихся на вопросах промышленности и финансов, приземлился в магнитогорском аэропорту не в полночь, а утром двадцать первого марта. Но, несмотря на серьезную корректировку программы визита, ключевые обязательства принимающей стороны были выполнены в максимально возможном объеме.
Для иноязычной прессы визиты в Магнитку - уникальная возможность получить свежую достоверную информацию о состоянии дел на одном из крупнейших в мире металлургических производств. Для магнитогорского металлургического комбината - эффективный способ позиционирования предприятия на международных финансовых рынках. Обоюдная заинтересованность возвела подобные пресс-туры в ранг традиционных - ежегодных. На этот раз в Магнитогорск прибыли представители международных агентств Reuters и Bloomberg, агентства Steel Business Briefing, журналов Metal Bulletin, Platts и Steel Times International.
Генеральный директор ОАО "ММК" Борис Дубровский, встреча с которым являлась ключевым пунктом программы пребывания иностранных журналистов на магнитогорской земле, воспринял изменения в рабочем графике с пониманием.
- Наслышан о ваших дорожных приключениях. Силы-то для работы остались? - поинтересовался Борис Александрович у расположившихся в кабинете уже успевших отоспаться после затяжного перелета медийщиков. - Были на промплощадке?
- Большинство прибывших второй-третий раз посещает Магнитогорск, - объясняет ситуацию начальник управления информации, общественных связей и рекламы ОАО "ММК" Владимир Дремов, курирующий визит зарубежных коллег. - Уже бывали в цехах. Смотрели, фотографировали.
- Но мы же постоянно меняемся, - с улыбкой парирует Борис Дубровский. - У нас всегда есть, что показать.
К сожалению, из-за изменений в программе визита журналисты не смогли воочию оценить масштабы инвестиционных проектов, реализованных в последние годы на металлургическом комбинате. Тем не менее, важнее картинок производства для представителей ведущих информационных агентств европейского и мирового масштаба и средств массовой информации, освещающих металлургическую отрасль на самом высоком уровне, оказалось живое общение с генеральным директором комбината. В целях экономии времени по обоюдному согласию формальную вступительную часть решили пропустить - сразу перешли к "животрепещущим" вопросам, основными из которых стали производственные показатели ММК.
- В четвертом квартале Магнитка выпустила три миллиона сто тысяч тонн стали и порядка девятисот тысяч тонн экспортировала. Удалось ли удержать этот уровень, ориентируясь на итоги первого квартала 2012 года? - интересуется отраслевой корреспондент международного агентства Bloomberg Илья Хренников. - Что было с экспортом, с учетом непростой ситуации в Иране, являющемся крупным клиентом ММК?
- Объемы производства мы удержали, - уверенно начинает отчет Борис Дубровский. - Показатели магнитогорской площадки - два миллиона семьсот тысяч тонн товарной продукции. Плюс турецкий актив. В первом квартале экспорт был уменьшен. Не только из-за политического напряжения вокруг Ирана, но и климатических условий. Цифра по экспорту за первый квартал составила восемьсот тысяч тонн металлопродукции, из которых на Иран пришлось порядка трехсот тысяч.
Политическая обстановка в ближневосточном регионе заставила пересмотреть рынки сбыта и обратить внимание на страны бывшего СНГ - увеличить продажи в Казахстан и Узбекистан.
- Формального запрета на поставку металлопродукции в Иран нет, - объясняет генеральный директор ОАО "ММК". - У наших иранских партнеров отсутствует возможность брать кредиты. Несмотря на высокий спрос и хорошие цены, мы не работаем с ними без предоплаты.
Немало вопросов вызвала и степень загруженности прокатного производства.
- Загрузку основных производств оцениваем в 85 процентов, - отметил Борис Дубровский. - Стан "5000" загружен на сто процентов. Были проблемы в третьем и четвертом квартале прошлого года. Наши потенциальные клиенты, наблюдая ажиотажный спрос на трубу большого диаметра, перестраховались и повезли импорт. Это произошло на фоне снижения спроса в Газпроме, Транснефти. В итоге мы остались без заказов. Сейчас эта проблема снята, привлекаем заказчиков сервисом, качеством и ценой. И если в прошлом году наша продукция не была аттестована по ряду позиций, то на текущий момент трубы из нашего металла аттестованы на все известные нам трубопроводные проекты. В данный момент дефицита в заказах на продукцию стана "5000" нет - запросы поступают и от российских трубников, и от партнеров из ближнего зарубежья. Средние показатели стана "2000" холодной прокатки, первую очередь которого запустили в прошлом году, составляют сто тысяч тонн нагартованного металла в месяц. В августе-сентябре после запуска второй очереди стан выйдет на проектную мощность - два миллиона тонн в год.
- Можно ли в связи с этим рапортовать о контрактах с автопроизводителями? - вступает в беседу региональный редактор журнала Metal Bulletin Надежда Попова.
- Мы и раньше поставляли металлопрокат всем российским автопроизводителям с реверсивного стана и "2500" холодной прокатки. Прямых контрактов с зарубежными автопроизводителями сейчас нет - идет стадия акцептации металлопроката. Ведутся переговоры с Ford, Sollers, Toyota, Nissan, Renault. Все серьезные потребители ожидают полного запуска стана "2000". После запуска оборудования начнется аттестация, опытные поставки и заключение договоров. При этом основными потребителем металлопродукции являются не автопроизводители, а строители. Дополнительные мощности, которые появятся с запуском второй очереди прокатного комплекса, позволят выпускать строительную оцинковку и полимеры, соответствующие самым высоким западным стандартам.
Не обошли стороной журналисты и слухи о продаже половины турецкой "дочки" - MMK Metalurji - местной сталелитейной компании Tosyali.
- Недавно Магнитка взяла полный контроль над предприятием, а сейчас вновь хочет разделить пакет? - задал вопрос представитель журнала Platts.
- К предприятию есть интерес. Нам делают предложения, мы их принимаем, но ничего не продаем, - подчеркнул Борис Дубровский. - Дело в том, что, выкупив долю у местной компании "Атакаш", мы почувствовали нехватку в проводнике по турецкому бизнесу. Там свой менталитет, определенные особенности ведения дел, и в этом важно разбираться. Турецкий завод пока работает не в полную силу. Цифра по стали - 150-140 тысяч тонн в месяц, а проектный уровень - 190-200 тысяч тонн. Выйдем на проектную мощность, покажем эффективность, а потом будем вести переговоры.
Еще одним крупным проектом, попавшим в прицел зарубежных журналистов, стало приобретение австралийской железорудной компании Flinders Mines.
- Закрыть сделку по Flinders собираемся в конце апреле. Стоимость покупки - свыше 500 миллионов австралийских долларов. Согласован кредит до 600 миллионов - будем выбирать расчетную сумму, которая нам потребуется. Планы по этому активу серьезные. К 2015 году планируем выйти на объем добычи до 15 миллионов тонн руды. Освоение Приоскольского месторождения сдвигается на дальнейший период - в данный момент инвестиции во Flinders более эффективны.
Беседа длилась в течение часа. Своеобразный итог встречи подвел региональный редактор журнала Steel Times International Александр Гуров:
- После грандиозной модернизации ММК станут ли приоритетными турецкий и австралийский проекты? И предусматриваются ли при таком высоком уровне денежных вливаний инвестиции в повышение безопасности труда, экологию и охрану здоровья?
- Вывод заявленных проектов на проектную мощность - одна из ключевых задач, - согласился Борис Дубровский. - Также важным вопросом является развитие угледобывающего предприятия "Белон". ММК обеспечен своим углем на сорок процентов. Чтобы поддержать этот уровень, необходимо продолжать инвестировать в шахты, оборудование. Что касается магнитогорской площадки, то и она не останется без инвестиций. Приоритет - первые переделы. Модернизация агломерационного, доменного и коксохимического производства позволит ММК стать лидером по себестоимости продукции. По сути, здесь кроется ответ и на второй вопрос. Упомянутые объекты дают основную нагрузку на экологию региона - их реконструкция значительно улучшит ситуацию. Строительство аглофабрики, доменной печи и коксохимической батареи - серьезная задача, которую надо решить до 2020 года.
Пожелав всей Группе ММК и лично Борису Дубровскому успехов в бизнесе, журналисты покинули кабинет. Одни продолжили "пытать" встреченных в приемной специалистов, другие мгновенно приступили к отправке электронных сообщений выпускающим редакторам - добытая информация поступила на ленты информагентств в считанные минуты. Судя по горящим глазам и улыбкам на лицах корреспондентов, служебные задания были выполнены.
В пятницу утром журналисты благополучно вылетели из магнитогорского аэропорта.