Оба её телефона - голландский, где она живёт сейчас, и магнитогорский, разрываются мелодиями на все лады: все требуют встречи с любимой Лией. И для каждого она находит пару минуток, пару чашек чая и пару приятных подарочков - конечно же, из мира моды.
Это и понятно: Магнитогорск видит Лию хоть и довольно часто - она старается прилетать при каждом удобном случае к своей старенькой маме, но ненадолго. В этот раз она осела в родных краях аж на две недели - принимала участие в международном выездном проекте школы иностранных языков "Бритиш клаб", прошедшем на базе оздоровительного центра ОАО "ММК" "Уральские зори". Специальный отряд, отдыхая в одном из лучших лагерей страны, проходил дополнительное обучение по одному из пяти выбранных направлений. Лия Кинибаева преподавала, разумеется, "Фэшн дизайн". Смеётся: только вышла из одного городского проекта, передав в этом году своё "Половодье", как оказалось, в надёжные руки, - и вот опять Магнитка притянула.
- Начинала работу в моде с детьми - в магнитогорской студии "Яблоко", где пяти-, шестилетние дети сами честно творили моду и, ещё не умея пользоваться иголками и швейными машинками, нарезали "лапшу" по краям деталей и связывали их в цельный силуэт. Уйдя из "Яблока", была уверена, что навсегда оставляю работу с детьми. И вот снова оказалась среди них - от шести до 18 лет.
- Как ощущения?
- (Смеётся). Как снова отхлебнуть из бокала ледяного любимого шампанского после долгого воздержания: страшновато, обжигающе, но чертовски приятно осознавать, что скучала по этой работе. Более того, в желании соответствовать задумке "Бритиш клаба" - преподавания на английском языке - была идея привезти к детям бельгийских и голландских дизайнеров, и я специально ездила на защиту дипломов в Антверпенскую академию моды в Нидерландах и выбрала двух прекрасных молодых дизайнеров. В этом году сотрудничество, увы, не получилось, в будущем, надеюсь, найдём бюджет и на это.
- Как удалось построить разговор о моде, чтобы он был интересен и первоклашкам, и подросткам - и девочкам, и мальчикам?
- Говорили о моде будущего. Я пыталась рассказать о том, что она изменится до неузнаваемости. Раньше в изготовлении коллекции главная цель - создать и продать - никак не считалась с ресурсами. Сейчас пока мало что изменилось в принципе, но уже чётко прослеживается тенденция творить в рамках экономии. Мода будущего - это такой скупердяй, который будет работать с тем, что уже есть у него в гардеробной. Как раз то, что я обожаю. Сегодня винтаж - это пока ещё удел творческих личностей, зачастую фриков, которых никто не понимает. Часто слышу: "Тебе не страшно надевать старую одежду? У неё же плохая энергетика". Ну, так давайте старых людей сдадим на свалку - у них-то энергетики побольше будет, чем у старенькой кофточки. Полный бред.
- Дети были с вами согласны?
- Прекрасно понимаю, что две недели не пошатнут менталитет, но было интересно говорить об этом. Прежде всего, пыталась показать, насколько мода - глобальное понятие. Одно отдельно взятое платье в горошек ничуть не менее трудоёмко, чем целый дом со всеми коммуникациями: дизайн, пошив, производство ткани, химия, земледелие, машиностроение…
- Разве это плохо? Одно платье в горошек, получается, даёт работу сотням, если не тысячам, людей.
- Но какой ценой? То, что все мы имеем дикое количество одежды, следствие того, что где-то в Бангладеш её шьют за копейки практически рабы. Период бездонного мирового потребления привёл к глобальному перепроизводству. Раньше массовым потребителем люксового сегмента были Арабские Эмираты, потом Россия. Золото, роскошь, блеск и стразы - для этого нанимали отдельный штат работников. Теперь к нам жадно присоединился Китай. По всему миру встречаю тысячи ухоженных китаянок неопределённого возраста с эстетическими пластическими операциями, ежедневно меняющих наряды стоимостью сорок тысяч евро. Или Япония: моя подруга открыла в Европе бутик молодых японских дизайнеров, потому летает в эту страну довольно часто. Так вот она отмечает: в Париже центральный бутик "Шанель" - довольно скромный павильон. В Токио же это четырёхэтажный офис, десятки касс и в каждую - очередь, как в мавзолей Ленина в годы СССР. Мы покупаем и покупаем, едим в прямом и переносном смысле слова - и в процессе жевания не успеваем жить. Всё - фаст-фуд: еда, отдых - я имею в виду не цены, а массовость и доступность, и, разумеется, одежда. Не замечали, что современная брендовая одежда выдерживает всего две стирки? Это целенаправленная политика маркетологов почти всех брендов масс-маркет: человек купил - дважды постирал - выбросил - пошёл за новой "тряпочкой".
- Чем же вам не нравится процесс потребления? На его фоне вы всегда будете уникальной. Или хотите всем "причинить счастье"?
- (Смеётся). Никоим образом! Моя задача была донести: при такой жизни сама жизнь проходит мимо. Чтобы дети начали задумываться, ведь им это нужнее, чем нам. Мы с вами - уже настоящее, а они - будущее. Судя по тому, как дети начали активно "френдить" меня в соцсетях, вопросы у них появились, и я рада. Хотя, на первых занятиях они были даже в оппозиции. На анкетировании попросила написать, что останется в моде будущего. 32 градуса жары - и все, разумеется, пишут: шорты, майки, сандалии… И вдруг: корсет, меха - таких сразу забирала к себе в группу. Второй этап - так называемый скетч: они рисовали то, что хотят сшить. Конечный этап - воплощение идеи в материале - творили из поролона, пластика, бумаги. У профессиональных дизайнеров от рисунка до показа коллекции уходит два с половиной года. У нас было две недели - но дети отважно бросились в работу, и я им за это очень благодарна. Самым страшным был переход от творения к воплощению, и они жутко удивлялись, почему на рисунке вышло одно, а на материале - совсем другое. Объясняла: мода - работа коллективная, и каждый отвечает за свой участок работы, и нужны многие - вплоть до пиарщиков, ведь не представленная публике коллекция - это не проданная коллекция, а значит, произведённая впустую. Одна девочка была из очень правильной семьи: хорошо учится, дополнительно посещает правильные кружки и секции, всегда мечтала сшить себе красивое платье - но руки из-за занятости не доходили. Потому с рвением записалась в группу - и сделала действительно удивительной красоты платье из бумаги и поролона, ни разу до сего дня за это не бравшись. Самыми креативными были традиционно малыши: мы говорили о том, что сейчас все люди отгорожены друг от друга дверьми и заборами, но в будущем, когда на земле не будет хватать ресурсов, вместе держаться будет легче, а значит, и мода будет для тех, кто вместе. Придумывали один костюм для всей семьи - с несколькими горловинами и рукавами. Дети даже пугались его, отказывались шить. Зато с удовольствием творили аксессуары - к примеру, браслеты из питьевых пластиковых трубочек. Потом жутко гордились: "Смотрите, а из нашего браслета можно пить!" Потом американский учитель, работавший в лагере, предложил устроить дефиле на тему эко-фэшн. Я предложила сделать коллекцию винтаж - показ из того, что уже есть. Дети из свитеров делали юбки, создавали платья из ассиметрично застёгнутых рубах, один мальчик надел сразу три пары джинсов - мы использовали чувство юмора и иронию как признак свободы.
- Прямо как на "Половодье"…
- Вот и директор "Уральских зорь" тоже отметила: "Мы всегда хотели собственное "Половодье", и теперь оно у нас будет!"
- Кстати, как-то, говоря о том, что "Половодье" стал брендом Магнитогорска, вы отметили: странный бренд. Что имели в виду?
- Фестиваль своей лёгкостью, доступностью, а потому массовостью произвёл впечатление, что делать коллекции и выставлять их на фестивале - это просто. Стимулируют и очень модные в последнее время федеральные проекты с участием звёзд - на льду, в танцах, с дельфинами и прочими животными. Видя, как эстрадная певица, ещё вчера умевшая только петь, сегодня легко делает сальто на арене, ты и сам с готовностью решаешься на "Половодье" - то, о чём раньше даже мечтать не смел. И, уже "вляпавшись", поняв, что всё на самом деле непросто, а главное, недёшево, но при этом не бросив и доведя дело до конца, участники "Половодья" становятся настоящими творцами. В этом и странность - в хорошем смысле слова. Творить из того, что уже есть, например, вещей из секонд-хэнда - кажется, проще. На самом деле снова "пережевать" то, что уже живёт своей жизнью, и подать потом как новое - трудный и захватывающий процесс, который изумляет каждый раз.
- Наверное, победе Натальи Тонкушиной в "Половодье-2016" рады?
- Обожаю её! Она всегда работает в этом направлении - преобразовывая уже готовые вещи, делает это грамотно и честно, заражая воспитанников стремлением творить.
- Вернёмся к детям, с которыми вы общались в "Уральских зорях". Воспитанные нами, зашоренными потребителями, они - тоже зашорены? Или мы, родители-мещане, ещё не успели их испортить?
- Успели, но это всё наносное. Знаете, как жир с золота счищать: если осторожно - то незаметно под слоем грязи появится чистый блеск. Современные дети независимы в мышлении, свободны в изъявлении своих желаний и стремлений - и охотно пользуются этим, не фальшивя и не лицемеря. Ещё они открыты всему новому и охотно учатся тому, чего ещё не умеют. Потому остальным, казалось бы, более практичным направлениям, они предпочли моду - неизвестную, непонятную, оттого ещё более притягательную. И я благодарна им за это.
Продолжение в следующую субботу.