ПРИЗНАЮСЬ, читая интервью художника Василия Чекашова медиапорталу Newtimes.ru. по случаю его персональной выставки «Обратная сторона плаката» в августе–сентябре в выставочном зале на Кузнецком мосту, «споткнулась» о слова «наш город», сказанные в отношении Москвы.
Для нас он так и остался магнитогорцем, хотя покинул родные пенаты больше двадцати лет назад.
Это имя – как привет из собственной студенческой и комсомольской юности, у кого она пришлась на 70–80-е. Потому что если когда-либо неформальный и формальный лидеры совпадали на все сто в одном человеке – это был Вася Чекашов. Вечный заводила, генератор идей, душа любого общества, весельчак и гитарист. Друзья, однокурсники, коллеги по комсомольской работе в один голос твердят: «уникум», «самородок», «многогранная фигура», а ректор МаГу Романов признается, что может говорить о нем только в превосходной степени.
Уже на первом курсе – секретарь бюро комсомола худграфа, затем – секретарь комитета ВЛКСМ МГПИ, начальник штаба строящегося студенческого лагеря «Антей», капитан факультетской команды КВН, вскоре ставшей институтской, ленинский стипендиат, мастер спорта, в течение многих лет чемпион города по классической борьбе. После вуза – армия, а потом стремительная и блестящая комсомольская карьера: первый секретарь райкома ВЛКСМ, завотделом Челябинского обкома комсомола, инструктор ЦК ВЛКСМ.
А теперь информация из серии «Знаете ли вы». Автор логотипа еженедельника «Комсомольская правДА!» – не кто иной, как наш земляк Василий Чекашов. Нарисовав всего лишь две буквы, он навсегда вошел в историю газеты. Это «открытие» и побудило меня не откладывать больше давнее намерение написать о нем до поры, когда его каким-нибудь ветром занесет в Магнитку. Отыскать «нашего человека в Москве» оказалось даже проще, чем я ожидала. Тем более, если искать в нужном направлении. Стоило озадачить директора ООО «Азия» Петра Бибика просьбой помочь найти через бывших соратников по комсомолу координаты Чекашова, как минут через двадцать он с интригующим видом передал мне свой мобильник…
Звонку, можно сказать, из глубины времен, заставшему Василия Чекашова посреди московской уличной сутолоки, он будто и не удивился. Почему? Ответ – в этих его строчках, высланных чуть позже «по электронке»:
«Для меня родной город – моя Магнитка – это нечто большее, чем малая родина. Это первый вздох, первая драка с пацанами из-за самодельной хоккейной клюшки, первая любовь, начало взросления, первые победы на борцовском ковре и первые поражения на ринге жизни...
Магнитка – моя юность, милая и наивная... Мой город для меня собирается в серо-лиловую дымку, через которую струится вермееровский луч моего романтического детства... Я сижу на крыше старого сарая (левый берег, улица Чайковского, рядом с роддомом № 1, где я родился) и мечтаю о больших городах, странах, океанах и писательской, а может быть, и художнической славе. Да что там слава! Какие у меня надежные друзья в родном городе – это покруче и потверже любой магнитной руды!
Мой первый наставник и учитель жизни – Валентин Федорович Романов. Со студенческих лет вплавился этот человек в мое нутро и живет параллельно со мной, беседуя и споря. Николай Курохтин – настоящий мужик, тренер по классической борьбе – мой второй отец. Мой учитель в институте, удивительный художник Александр Федорович Аверин... Они всегда так близко, так рядом. До конца жизни я буду чувствовать в своем сердце наш молодежный призыв: «Вытянемся в нитку – не подведем Магнитку!»
Накануне 75-летия Магнитогорска обсуждалась возможность его выставки. Директор картинной галереи Елена Росып, оценив грандиозность проекта, загорелась: «Мы «порвем» город!»
– После знакомства с Чекашовым и его работами меня захлестывали эмоции, – признается она. – Настолько он нестандартен, нешаблонен. Современный художник, который мыслит синтетически, смешивая жанры и языки, и потому востребованный и реализованный. Я тогда подготовила проект выставки, но доставка из Москвы вылилась бы в значительную сумму, и идея заглохла...
Глава города Евгений Карпов был шутливо-категоричен:
– Пусть он там в Москве не буржуинствует, а приезжает и выставляется. Прием ему самый дорогой организуем. – Заметим в скобках: глава Магнитогорска потому и выкроил время на встречу с корреспондентом по столь «частному поводу», что пару лет назад, будучи в Москве с женой, оказался на выставке Василия Чекашова. – Что поразило в его работах – объективность, правда. Политические плакаты, плакаты о человеческой природе и плакаты, которые можешь объяснить только самому себе и которые нельзя обсуждать… Пользуясь случаем, хочу сказать, что низко кланяюсь ему и что он должен увидеть нашу новую картинную галерею. Хорошо, если бы это было в этом году, посвященном 75-летию ММК.
Критики называют заслуженного художника России, члена Союза художников, Союза дизайнеров и Союза журналистов России Василия Чекашова одним из самых провокационных и скандальных российских художников, родоначальником нового направления – плаката-провокации и плаката-притчи. «Кистью, пером, фотокамерой, – писала «Комсомолка» накануне юбилейной выставки, – Чекашов выжигает раковые опухоли нашего времени – коррупцию, наркоманию, СПИД, алкоголизм, терроризм, проституцию… Чекашов делает свои вещи так, чтобы они при минимуме изобразительных средств и образов с максимальной силой били по мозгам… Чекашов по-разному добивается нужного «тротилового эквивалента» своего плаката…»
Художник шокирует зрителя – но делает это интеллектуально. Столичная пресса пишет: «Он считает, что искусство – это не то, что красиво. Это то, что волнует». И подобно «певцу революции» Владимиру Маяковскому «вылизывает» «чахоткины плевки шершавым языком плаката».
«Отдаю себя как камикадзе на то, чтобы человек стал меня ненавидеть, но при этом начал думать» – творческое кредо Василия Чекашова.
По его собственному признанию (ток-шоу на медиапортале Newtimes.ru.), плакат для него – форма самовыражения.
– Плакат – всегда какая-то декларация, – говорит он. – Пусть не декларация государства или какой-то корпорации людей, а моя личная декларация, которой я хочу что-то сказать людям. Другое дело, что сейчас плакат не востребован государством. Никакие издательства, даже частные, не хотят его печатать. Я мог бы даже подарить свои плакаты. У нас в московском союзе художников проходят ежегодные выставки социального плаката. Не помню, чтобы у моих коллег что-то было взято или куплено. Очень мало художников, которые работают в жанре социального плаката; он же явно не на продажу, это только для души. Я делаю ночные клубы и рестораны, чтобы жить, кормить семью и даже помогать друзьям проводить свои выставки. Трачу огромные деньги на проведение выставок и аренду залов, не продавая ни одной работы. Зачем мне это надо? Я хочу еще раз выйти к людям, эти плакаты – моя душа.
Чекашов успешно работает в самых разных жанрах. Монументалист, художник сцены, дизайнер интерьеров, график, живописец, плакатист, поэт, композитор, певец. Экспериментирует с плакатом-инсталляцией, плакатом-объектом. Лауреат отечественных и зарубежных конкурсов. Десятки персональных выставок: Россия, Германия, Австрия, Венгрия, Швейцария. Работы В. Чекашова украшают государственные музеи и частные коллекции.
В девяностых три года работал главным художником РИЦ «Комсомольская правда». Постоянный участник московских, российских, ряда международных выставок плаката. Последние десять лет является главным художником международного кинофестиваля и автором приза «Сталкер». Член правления «Товарищества плакатистов» МСХ. Является главным художником-постановщиком и исполнителем сценографий ряда государственных юбилейных концертов – Государственный Кремлевский дворец, ГЦКЗ «Россия». Награжден орденом «Знак Почета» и медалями.
Но Магнитка знает другого Чекашова. И если сегодня комсомол и вспоминается с легкой ностальгией – то это томление по той интересной жизни, что бурлила в нем благодаря таким ярким молодежным лидерам, как Вася Чекашов. Он не делал служебной карьеры – это была карьера талантливой личности.
Владимир Белый, декан ФИИиД МаГУ, однокурсник:
– Студенческая картошка. Кому быть бригадиром – даже не обсуждается: конечно, Васе! Хотя половина курса – взрослые ребята, после армии. И он не сачковал, днем – в борозде со всеми, вечером – гитара и песни. То же – с КВН. Капитан – разумеется, Чекашов. Стал секретарем бюро комсомола – факультет сразу взял все первые места: он умел и организовать работу, и отчитаться. Яркая страница – «Антей», где Чекашов – зам. начальника лагеря Романова по самоуправлению. В учебе скидок на общественную работу ему не делали, скорее наоборот. У него есть редкое качество – он умеет дружить и до сих пор сохраняет хорошие отношения со всеми. Нас познакомил спорт еще в школе. Меня, восьмиклассника, поразил один наш разговор – о том, что он пойдет к своей цели. Результат налицо.
Сергей Скарлыгин, предприниматель, друг:
– Вспоминается один характерный для Чекашова эпизод. Будучи первым секретарем Правобережного райкома, он организовал соревнование в честь подписания рапорта к очередному съезду ВЛКСМ. Объявил, что победители поедут с рапортом в Москву, в ЦК. Все загорелись. Я был тогда секретарем комсомольской организации аэропорта. Приезжаем в столицу делегацией, и тут выясняется, что в ЦК не захотели нас принимать. Кое-кто возмущался, грозился «поставить вопрос». Это был удар по его репутации. Проще было провести рапорт для проформы, но он всегда искал неординарные подходы в работе. Это он сплотил отряд комсомольской дружины: вольной борьбой владел со школы, каратэ научился в армии. Сам тренировал ребят – на кулаках были набиты шишки с куриное яйцо, на работу со шрамами приходил. И его самого во многом, думаю, спорт сформировал.
Были и анекдотические случаи. Идет Ленинский зачет. Представитель совета ветеранов интересуется у перепуганного серьезностью обстановки комсомольца: «А вы читали стихотворение Лермонтова «Гусар»? Еле сдерживаемся от смеха, Вася на ногу мне давит, а сам с серьезной миной спрашивает: «Да, ты читал или нет? Незачет!» Такая дурь была. В 89-м он, инструктор отдела культуры ЦК ВЛКСМ, одним из первых вышел из КПСС. По убеждениям. Ушел просто в никуда. Новый имидж: кожаная тужурка, сапоги, серьга в ухе и длинные волосы, новый этап в жизни. Очень непростой. Однако благодаря таланту и упорству он вскоре вновь в первой обойме. Мне и сегодня интересно с ним, как с первых дней нашей дружбы в колхозе.
Петр Бибик, директор ООО «Азия», в 80-е – второй секретарь Челябинского обкома ВЛКСМ:
– Система номенклатуры нивелировала, заставляла принимать правила игры. Но не Чекашова. Каратэ было под запретом, а он пошел в него. Он мог себе позволить делать не то, что говорят, а то, что ему интересно, и ему это сходило с рук, потому что никто не мог сделать лучше. Другие строчили отчеты, а он занимался конкретными делами. Создавая клубы по интересам, сам входил в их ядро, выявлял актив. Выискивал и поддерживал одаренных людей. Как-то привел ко мне в кабинет автора и исполнителя Александра Михайлова, прямо с гитарой, чтобы убедить, что именно он должен представлять область на каком-то фестивале. Это в стиле Чекашова. Помню его «сольные концерты» после субботников – артистов не надо. И храню дружеский шарж, нарисованный им на бюро горкома. Думаю, ему в комсомоле было тесно, но эта структура позволяла проявить себя такому одаренному и уникальному человеку.
…А персональная выставка Василия Чекашова в родном городе, похоже, все-таки состоится. Общими усилиями друзей юности «процесс пошел».