В красном уголке административного здания станции Магнитогорск–Грузовой многолюдно: ветераны-железнодорожники и нынешние сотрудники собрались, чтобы поздравить с 85-летием легенду железной дороги, Героя Социалистического Труда Петра Филипповича Макрушина.
Прежде чем занять почётное место в зале, юбиляр горячо приветствует каждого из присутствующих – кого рукопожатием, а кого и крепкими объятиями. Станцию Магнитогорск–Грузовой Пётр Филиппович считает своей судьбой, а коллектив – семьёй: сам он трудился здесь 36 лет, на станции работали его супруга Лидия Семёновна и одна из дочерей.
А ведь жизнь Петра Макрушина могла сложиться иначе. Родился он в крестьянской семье, с детства обожал лошадей и мечтал связать свою будущую профессию с ними. Всё изменил случай: летом 1953 года сестра, у которой гостил Пётр, устроила его в магнитогорское железнодорожное училище № 3. На это решение повлияли и слова двоюродных братьев, работавших на железной дороге: «Держись «железки» – и не пропадёшь». Через два года, получив специальность поездного вагонного мастера, Пётр Макрушин начал трудовую деятельность в вагонном депо станции Карталы, а затем перевёлся в Магнитку: работал главным кондуктором, затем составителем поездов на станции Магнитогорск–Грузовой. За неутомимость и непоседливый характер коллеги прозвали его «заводным».
Помимо основной работы, он успевал заниматьсяещё и рационализаторской деятельностью.
Предложил перевести всех составителей на работу в «одно лицо» и изменить технологию работы составительских бригад сортировочной системы путём внедрения пункта управления маневровыми локомотивами и оптимизировал порядок обработки подъездных путей. Затем реализовал идею параллельного надвига, что позволило значительно ускорить разборку вагонов. Дальше – больше. Для того чтобы облегчить труд составителей, Пётр Макрушин придумал несложный механизм, благодаря которому машинист прямо из кабины локомотива нажатием кнопки отцеплял вагоны от тепловоза. В результате составителю не нужно было бегать вдоль состава. Предложение Макрушина опередило время – только через пять лет локомотивы стали оборудовать такими расцепочными механизмами. Вершиной его технического творчества стала смотровая вышка, при помощи которой один человек мог производить осаживание вагонов на всех путях сортировочного парка.
За высокие трудовые показатели Петр Макрушин был удостоен звания «Мастер формирования поездов», а в 1974 году его признали лучшим рационализатором железной дороги. Дважды Пётр Филиппович участвовал в Выставке достижений народного хозяйства СССР, был отмечен дипломом почёта и автомобилем «Москвич». Среди трудовых наград Петра Макрушина ордена Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, орден Ленина, знак «Почётный железнодорожник».
– Опыт работы Петра Филипповича разошёлся не только по всему Советскому Союзу, но и по зарубежным странам, – рассказывает бывший начальник станции Магнитогорск–Грузовой Сергей Горбунов. – С методами организации труда Петра Филипповича приезжали знакомиться железнодорожники из Германии и Чехословакии. Горжусь, что имел возможность работать и общаться с этим человеком. В своё время мы создали музей, куда приглашали молодых железнодорожников, только начинавших трудовой путь, рассказывали об истории станции и, конечно же, о Петре Филипповиче, чтобы они знали, какие люди здесь трудились, и равнялись на них.
С 1983 года Пётр Филиппович работал мастером по ремонту машин и механизмов, дежурным по сортировочной горке. По его инициативе был организован бригадный подряд по доставке местного груза. В 1984 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Петру Макрушину было присвоено звание Героя Социалистического Труда – «за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий по ускорению перевозок народно-хозяйственных грузов за счёт увеличения веса и длины поездов, внедрения высокопроизводительных технологий в работу и проявленный трудовой героизм».
Вручение ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» проходило в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца.
– Пётр Филиппович – единственный на Южно-Уральской железной дороге Герой Социалистического Труда, – отметил заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Сергей Карелин. – Он внёс весомый вклад в развитие станции и железной дороги, а его трудовые достижения – пример для подражания. Молодые железнодорожники должны с гордостью продолжать традиции, заложенные Петром Филипповичем и его поколением.
– Хорошо знаком с биографией Петра Филипповича, но не перестаю удивляться тому пути, который он прошёл, – обратился к залу председатель совета ветеранов ЮУЖД Юрий Пауесов. – Деревенский пацан, который всего добился своим трудом и упорством, стал настоящим героем. Он живая легенда железной дороги, человек-магнит, с которым приятно и интересно общаться.
– Я когда-то работал воспитателем в общежитии, где «движенцы» жили. Многие из них учились у Петра Филипповича. Вечерами они собирались и обсуждали то, что переняли из его опыта. Они были настоящими фанатиками своей работы! Пётр Филиппович стольких людей обучил профессии, сделал из них высококлассных специалистов, – рассказал председатель совета ветеранов Магнитогорска, почётный железнодорожник Александр Макаров. – Потом я пришёл работать на железную дорогу, участвовал во многих знаковых событиях, к примеру, в строительстве монумента к 45-летию Победы. Такой был кураж у руководителей и работников станции, такое желание во что бы то ни стало реализовать этот проект. Петра Филипповича считаю своим учителем который привил мне уважение к профессии, показал, как умеют работать и дружить железнодорожники.
– Знаю юбиляра с 1983 года, – вспоминает директор ЗАО « Уральская вагоно-ремонтная компания» Виктор Боднар. – Он всегда отличался нестандартным мышлением, особым отношением к работе, мотивировал людей не словами, а личным примером. Пётр Филиппович – жизнерадостный человек, добрый, открытый, щедрый на душевное тепло.
Магнитогорск–Грузовой, где 36 лет проработал Пётр Макрушин, входит в десятку крупнейших железнодорожных
станций России.
Она работает на три направления: Карталы, Сибай, Белорецк, обслуживает ММК, «ММК-МЕТИЗ» и их контрагентов, выполняя операции, связанные с приёмом, расформированием, формированием и отправлением грузовых поездов, приём и отправление передаточных поездов на ММК, пропуск транзитных поездов без переработки, пассажирских, пригородных поездов, погрузкой и выгрузкой грузов.
– Сегодня в адрес Петра Филипповича прозвучало много хороших слов, его называли человеком-магнитом, учителем, а я бы добавил ещё одно определение – «движок», – сказал начальник станции Магнитогорск–Грузовой Максим Манько. – В нём столько энергии, столько сил, что он легко даст фору молодым. Петру Филипповичу принадлежит множество рационализаторских предложений, которые усовершенствовали технологический процесс и облегчили труд людей. Он – живая история: станции, города, страны и всей железной дороги.
Друзья и коллеги Петра Макрушина отметили, что празднование его круглых дат стало для коллектива станции своеобразной традицией. Это не просто повод сказать хорошие слова хорошему человеку, но и возможность собраться вместе, вспомнить былое, поделиться планами, а главное – ощутить ту общность, силу железнодорожного братства, особый дух, которые отличают работников железной дороги. Поэтому и советуют они тем, кто только приходит в профессию: «Держись за «железку» – и не пропадёшь». Биография Петра Макрушина лучшее тому подтверждение.