Биография Александра Кондрада, студента факультета изобразительного искусства и дизайна, начинается почти хрестоматийно. По окончании художественной школы в возрасте 14 лет Саша уехал из родного Нефтеюганска в село Палех Ивановской области. В путь его толкнула почти ломоносовская тяга к знанию, точнее – к ремеслу иконописца. Согласитесь, для современного подростка такое стремление почти одиозно. На предложение рассказать о раннем взрослении, внезапной духовной потребности и явлении ангелов во сне студент только улыбнулся: «Не житие святого пишем». И с долей здорового практицизма признался, что иконопись привлекла его своей экзотичностью. В будущем призвании он видел не только возможность развить художественный потенциал, но и стать мастером известной и уважаемой в России школы иконописи. Отправляясь на беседу, я не ожидала увидеть юношу бледного со взором горящим и нимбом над головой. Саша человек вполне земной и в свои 23 года – глава семьи, как и большинство современных студентов, совмещает обучение в университете со «светской» работой. Однако встреча с молодым человеком в строгом костюме и пачкой сигарет в руке немного огорошила. Ни тебе златых кудрей, ни потупленных глаз, лишь вопрос в лоб: «Это займет не больше часа?»
По преданию святой Иоанн Богослов в миг чудом сделал простого пастуха искусным иконописцем. Александр к таинствам христианской живописи шел пять лет, по истечении которых был признан мастером и благословлен на иконопись отцом Филаретом в Палехе. Художественное образование продолжил в Магнитогорском университете на отделении дизайна. Светская тематика ему не столь интересна, и он регулярно пишет иконы, в основном – на заказ, выполняя просьбы знакомых и друзей. По его словам, интерес к этой теме у магнитогорцев растет, и спрос на работы есть. Среди Сашиных клиентов, например, отец Александр из димитриевского храма, для которого написана «Неупиваемая чаша». Самой «народной» иконой, по словам Александра, является «Богоматерь Владимирская». Именно с этой работой, изготовленной для родителей, Кондрад принял участие в престижной международной выставке в Москве, приуроченной к 60-летию Победы. Среди других работ молодого мастера – «Николай Чудотворец», «Спас», «Богоматерь Казанская», «Богоматерь Владимирская», различные именные иконы.
– Как правило, такие вещи заказывают в дар близким людям, – рассказывает Александр. – Причем подарок этот довольно внушителен как в духовном, так и в материальном плане. Стоимость средней по формату иконы порядка 12 тысяч рублей. Можно, конечно, купить в церкви картонную репродукцию за копейки, но с «живой» работой, созданной рукой и душой мастера, ее не сравнить. Процедура создания иконы очень трудоемка. Деревянную основу из липы нужно затянуть тканью – поволокой. Затем наложить подкладочный слой, а сверху – еще два-три слоя краски. Это традиционный стиль иконописи, который существует с XIV века. Приступая к работе, я делаю заказ в Палех, откуда мне присылают доску, золото, краски, кисти. Полученную темперу замешиваю на яичном желтке, а сусальное золото, как и все мастера Палеха, кладу по старым рецептам, устоявшимся со времен Андрея Рублева и Дионисия.
– Как ты настраиваешься на работу? Все-таки создать икону, выверенную по канону, – не графин нарисовать .
– Во-первых, как человек верующий, стараюсь регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать пост, хотя для растущего организма (смеется – прим. авт.) это настоящий стресс. Первой заповедью иконописца являются слова апостола Павла: «Непрестанно молитесь». Поэтому в процессе работы над иконой мастер обязательно читает молитву. Считается, что она очищает душу иконописца, чтобы в нее вошел Христос. Вы, когда в храм заходите, чувствуете энергетику? В новом храме ее меньше, в старом – больше, потому что энергетика иконы накапливается постепенно, и первым намаливает икону мастер.
Во-вторых, получая заказ на незнакомую икону, стараюсь собрать о ней полную информацию. Порой заказывают редкие, именные иконы. Цвет и пропись рисунка обязательно выверяю с каноном палехской школы. Сам творческий процесс может занять всего две недели, остальное время уходит на технические моменты, вроде просушки лака. В тех немногочисленных работах, которые я делаю не на заказ, беру инициативу в свои руки и стараюсь следовать стилю и манере Андрея Рублева, которого считаю лучшим русским мастером.
– В чем же специфика палехской школы иконописи?
– Разница – в прочтении канона, в технике рисунка. Обычно она видна невооруженным глазом. В отличие, скажем, от Московской, Новгородской, Тверской школ, стиль палешан выделяется особой тонкостью работы темперными красками и золотом. Руку палехского мастера можно увидеть, например, на фресках в соборах Троице-Сергиевой лавры. Письмо палешан усложнено большим разнообразием элементов и световых эффектов. Так, одежды святых расписываются мелкими складками, тщательно отрабатывается листва деревьев, архитектурных деталей, заостренных верхушек гор и других элементов композиции.
…Однако вернемся из соборов Троице-Сергиевой лавры в нашу реальность. Студент, как известно, и в Африке студент, будь он хоть семи пядей во лбу. И, будучи учащимся магнитогорского вуза, палехскому мастеру пришлось уяснить простой принцип: знай свое место. Придя по наивности в местный храм с предложением принять участие в создании фресок, он получил недвусмысленный отказ: все места, мальчик, заняты, билетов нет и не будет. Так рухнули надежды на то, что мастерство иконописца в местной епархии будет востребовано.
– Росписью храма у нас занимаются художники, не имеющие на то специальной подготовки, не изучившие канона, – заявляет наш студент. – И это подрывает доверие к церкви. Почему учителей математики не приглашают преподавать детям русский язык, а художнику-портретисту можно писать иконы? Рукой дилетанта иконопись может обратиться в безжизненную стилизацию «под старину». Роспись храма не должна быть простым украшением интерьера. Картина – это прежде всего эмоциональное самовыражение художника, в то время как икона – посыл Божий. Внутренняя красота иконы, энергия умиротворения проступят во всех деталях рисунка, если они скреплены молитвой и традицией.
– Какая из твоих работ самая любимая?
– Самая любимая еще не написана. Мне хочется создать сюжетную икону, где было бы много народу. Скажем, написать «Тайную вечерю». Думаю, что все впереди.
Пока же Александр перебивается случайными заказами и на жизнь зарабатывает, делая евроремонт в городских квартирах. Его будущая профессия – дизайнер. Он не скрывает, что хотел бы сделать иконопись делом жизни, открыть в городе творческую мастерскую, работать в полную силу. Но баннер на площади не повесишь: мол, пишу иконы, телефон, адрес в Интернете. Обвинят в карьеризме и богохульстве. Даром, что студент.