Владимир Яковлевич в писательском деле не новичок, он автор трилогии "Копоть", остросюжетного романа "Схватка" - под псевдонимом Сергей Уранов, книг "Дети Магнитки", "Тревога", "Тайна двух векселей", "Опера" без погон и званий". Однако в нашем городе он известен в первую очередь как педагог-новатор.
Родился в Магнитогорске 13 июня 1943 года. Окончил Елабужское училище МВД и Московский юридический институт. В Магнитке работает с семидесятых годов прошлого века: педагог дополнительного образования, методист, директор Дома пионеров, основатель и директор городской станции юных туристов. Один из организаторов городских туристических слётов школьников, всероссийских слётов туристов-интернационалистов, загородного лагеря для трудных подростков "Азимут", городской организации юных разведчиков. В 1989 году основал и возглавил центр для трудных подростков, ныне детско-юношеский центр "Эго". Во многом благодаря педагогу-новатору Владимиру Кряквину в городе был создан уникальный объект - Экологический парк.
Владимир Яковлевич - автор научных монографий и множества публикаций на темы образования и социальной защиты подростков и молодежи. Почётный работник системы общего образования РФ, отличник народного просвещения РФ, кандидат педагогических наук. Неудивительно, что темой для своей новой книги он выбрал детство и взросление. Однако затронул такой сложный и деликатный аспект, как педофилия и развращение. Поэтому она предназначена для читателей старше 18 лет. По словам автора, повесть основана на реальных событиях, известных ему как лично, так и из оперативных источников и судебных дел, рассказов потерпевших, наконец, из стихотворного дневника главного героя. При этом Владимир Кряквин допускает художественный вымысел: некоторые события, персонажи и места действия придуманы автором, а совпадения могут носить случайный характер.
События разворачиваются в городе Металлогорске начиная с довоенной поры. Такие же прозрачные ассоциации с другими названиями, к примеру, есть посёлок Осинки и пионерский лагерь "Горные тропы". В книге много поколенческого - описание жизни в бараке, поселкового и школьного быта: "Когда сумку несёшь спокойно, чернильница ведёт себя "достойно". Но какой же мальчишка ходит по земле спокойно? Обязательно в порыве радости или огорчения взмахнёт сумкой, как шашкой, над головой". Есть и исторические экскурсы: "Роль авторитетов стала исключительной в криминальном мире. В 50-е годы даже предполагалось ввести уголовную ответственность за принадлежность к ворам в законе". Впрочем, это только фон для разворачивающихся событий - истории молодого учителя-педофила, которая заканчивается трагедией. Если использовать телевизионные ассоциации, книга напоминает "Следствие вели…" с Леонидом Каневским, где повествование сопровождается рассказами о повседневной жизни советских граждан.
Но и это ещё не все планы книги - и сюжет, и отступления являются фоном для размышлений автора. Он будто рассказывает историю, сообщая нам, что думает о происходящем, давая советы и предостерегая. "При малейшем сомнении родителям надо прибегать к методам проверки наставника своего сына или дочери, конечно же, негласно, чтобы не обидеть ни в чём не виновного" или "неплохо было бы проинструктировать и самого ребёнка, как вести себя в нестандартных ситуациях и чьё внимание необходимо привлечь для обеспечения собственной безопасности".
Чувствуется, что Владимир Кряквин в первую очередь остаётся не писателем, а педагогом, исследует природу зла. Цитирует классиков педагогики, философов, учёных, высказывает свои взгляды на советское общество и сегодняшние реалии. С этой точки зрения книга носит скорее публицистический, а не художественный характер. Может, поэтому на обложке книги портрет автора. Зато две другие иллюстрации вполне символичны. К части первой - "Купание красного коня" Петрова-Водкина. Эта картина здесь и политический манифест, и просто изображение обнажённого юноши на коне. Рыжий цвет, доведённый до предела, становится красным. Красный же, разбавляясь, рыжеет. Не случайно первая часть книги носит название "Ржавчина детства". Вторая часть называется "За всё надо платить" и её иллюстрирует средневековая картина "общественного" ада, впрочем, как выясняет главный герой книги, персональный ад страшней любых фантазий. Он не законченный подонок и не следует совету друга спокойно жить "в пространстве одного дня - всю жизнь пытается бороться с собой, каждый день, даже ежеминутно делает выбор между добром и злом, а в своём дневнике пишет плохие стихи, последнее четверостишье: "Прости же, мамочка, меня./Тебя любил я больше всех на свете./Свеча не греет без огня./За выбор мой ты не в ответе". Перед детьми и их родителями вины он не чувствовал - только страх разоблачения.
Книга неоднозначна, с автором хочется спорить по поводу исторических экскурсов, взглядов на сегодняшний день и художественных приёмов. Однако не зря говорят - если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.