Завтра в России отметят День воспитателя и всех дошкольных работников - праздник новый, ему всего 11 лет. Но любимым он стал не только для работников детсада. Его отмечают родители дошколят, ведь именно воспитатель закладывает в деток первые социальные навыки: умение учиться и общаться с окружающим миром.
Моему сыну повезло: его первым воспитателем стала добрая фея Юлия Демьяновна Крюкова - воспитатель детского сада №141. Благодаря её любви, доброте и какой-то всеобъемлющей нежности ребёнок в садик буквально летел. Теперь он посещает детский сад № 97 "Улыбка", и нам снова повезло и с воспитателями, и с другими членами этого большого дружного коллектива.
О современных стандартах дошкольного воспитания, его проблемах и достижениях говорим с заведующей детским садом "Улыбка" Дианой Спасибуховой (на фото в центре) и педагогом-психологом учреждения Татьяной Фокиной.
- С введением нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольное воспитание официально признано первой ступенью начального образования, - начинаем разговор с Дианой Петровной. - Но и прежде все понимали, что воспитатель закладывает в ребёнка навыки, позволяющие ему на выходе быть готовым к школе.
- В дошкольном возрасте есть несколько важных психологических периодов, - присоединяется Татьяна Ефимовна Фокина. - Если пропустить хотя бы один, ребёнку придётся потом нагонять. Детям после детсада нравится учиться в школе, а нравится - потому что получается, а получается - потому что к этому подготовил воспитатель: научил быть самостоятельными, коммуникативными, внимательными, старательными. А успешный ученик - это успешный в будущем человек.
- Чиновники наперебой утверждают, что в Магнитке отпала проблемах с очередями в детские сады.
Диана Спасибухова (ДС): С четырёх до семи лет - да. Более того, в подготовительной группе зачастую есть свободные места. Так что детки, которые не посещают детские сады, могут попасть в любое желаемое учреждение.
- Некоторые детсады, в том числе "Улыбка", являются центрами развития ребёнка. Что это за разделение?
ДС: Когда в городе прошла аккредитация образовательных учреждений, она выстроила иерархию: дошкольное учреждение, учреждение первой категории и высшее - центр развития ребёнка, который даёт развитие, превышающее требования ФГОС. Например, по художественно-эстетическому направлению, физическому, интеллектуальному...
- Что за новый образовательный стандарт, который выводит из штата детского сада медработников, поваров и специалистов дополнительного образования?
ДС: Не совсем верно. В связи повышением заработной платы работников образования произошла оптимизация штатного расписания, которая действительно вывела перечисленных работников за штат детского сада. Но это не значит, что их убрали. Медработники переданы в штат участковой поликлиники, но сам специалист - у нас это Ирина Васильевна Севостьянова - работает по-прежнему. Сотрудники пищеблока теперь работники Горторга, который официально занимается организацией питания, но технология приготовления пищи непосредственно в детском саду осталась прежней, так что всё в порядке.
- Татьяна Ефимовна, ваш педагогический стаж - сорок шесть лет, из которых тридцать четыре вы работаете в детском саду. Какие они - современные дети?
- По сути, дети не поменялись: им так же надо, чтобы было интересно, чтобы рядом были любящие люди, чтобы ими занимались, их развлекали, обучали. Но современные дети стали меньше общаться - этому отчасти мешают гаджеты. С одной стороны это благо, потому что дают дополнительное развитие, с другой - нагрузка, которая лишает детей общения. Родителям теперь легче включить телевизор, чем поиграть и погулять. Но при этом дети стали информированы, любознательны, если направить это в нужное русло, вырастут успешные люди, позитивные и интересные.
- Кто должен направлять: воспитатель, как профессионал, или родитель?
- Только в тандеме.
(ДС): Из-за планшетов, бесконечных игр и мультиков значительно позже сейчас формируется речь, а речевые навыки важны для успешного обучения в школе. Словарный запас деток теперь не так велик, родители не читают с детьми, а это необходимо. В образовательной деятельности времени на это не хватает, но каждую свободную минутку воспитатель старается уделить внимание чтению, учит детей слушать, пересказывать и разговаривать.
- Как-то была свидетелем сцены: первоклассники гуляли на улице, когда родители одного из них принесли забытую в машине форму для физкультуры. Учитель обратилась к девочке с просьбой отнести пакет в класс, чтобы отдать, а та ответила: "Не хочу - я гуляю". Я порадовалась умению ребёнка твёрдо отказать выполнить просьбу, не имеющую к нему никакого отношения. Многие со мной не согласились - сказали, что ребёнок в любом случае должен выполнить требование учителя. Вы, как психолог, что скажете?
Татьяна Фокина (ТФ): Дети стали свободнее выражать своё "не хочу", "не могу", "не люблю". Это проявление свободы личности, и слава богу, что они ею наделены. Что касается описанной ситуации, то, когда ты - пусть даже учитель - хочешь, чтобы другой - пусть даже ученик - сделал что-то, научись замотивировать. Учитель не сформулировал, а ученица отказала - в этом и есть право на выбор. Когда в детский сад приходят гости, всегда отмечают свободу наших деток. Воспитать их такими может только свободный педагог.
- Диана Петровна, воспитатель должен любить ребёнка или достаточно уметь их воспитывать?
- Работать в системе дошкольного образования, не любя детей, невозможно. Главное - видеть в ребёнке личность.
- Как мама пятилетнего сына не могу не спросить: когда приходит пора занять ребёнка дополнительно, куда его лучше отдать? В спорт - для здоровья, в искусство - чтобы учить ценить прекрасное, или, к примеру, в английскую школу для развития интеллекта?
(ДС): Если есть желание и задатки заниматься чем-то, конечно, можно отвести в специализированные учреждения, но если мы говорим просто о дополнительном развитии, то детский сад предоставляет такие услуги - и платные, и бесплатные. К бесплатным относим кружковую работу, которую проводит практически каждый педагог на базе своей группы: конструирование, вязание, шитьё, лепка, театр... Платные - ритмика, дополнительное физическое развитие, английский язык, компьютерные курсы, чтение, изостудия и многое другое. Это удобно и родителям, которым не нужно дополнительно куда-то водить ребёнка, и детям, которые не перегружены вечерними занятиями. Кроме того, это дополнительные внебюджетные средства для садика, возможность повысить зарплату педагогу, что тоже важно.
- Как бы ни был хорош воспитатель, в пустом садике ребёнку неинтересно. Как получается, что в одном садике есть игрушки, а в другом нет? В одних учреждениях дети хотят оставаться, а из других просятся домой?
(ДС): Вопрос трудный. Сегодня образовательный стандарт требует обеспечить среду интересную, познавательную, комфортную, безопасную. И это есть в каждом саду. Обогащение среды - другой вопрос, решается он, конечно, и бюджетными средствами. К примеру, в прошлом году из областного финансирования нашему саду выделили четыреста пятьдесят тысяч рублей. На остальное существует система добровольных пожертвований.
- Спасибо, что сами затронули эту тему, которую почему-то стесняются обсуждать.
(ДС): Потому что это тяжёлый вопрос. В договоре, который сад заключает с родителями при поступлении ребёнка, прописано право просить помощь на развитие учреждения. Право родителей - отказать, но, к счастью, почти все соглашаются с тем, что нужно создавать комфортную среду. Ну не обойтись сейчас садикам без этих средств. Спасибо за то, что родители нас понимают.
- В моём детстве на стене в главном зале сада висел портрет Ленина. И быть патриотом нас учили через личность вождя. Кто сегодня авторитет для детей?
(ТФ): Дети стали космополитичнее, они ездят по миру, и это расширяет их кругозор. Это хорошо - тем шире в будущем спектр его применения. Но дети знают и свой город, и что такое Россия, и какая в России столица, и кто такой Путин, а некоторые даже хотят стать Путиным.
- Все знают анекдот об объявлении на дверях детского сада: "Уважаемые родители, в выходные следите за собой, в понедельник за завтраком дети чокаются чаем". Если говорить шире: с виду благополучная семья, но внутри проблемы. Это заметно?
(ТФ): Такие дети очень заметны. Маленький ребёнок не умеет таить в себе проблемы - он всё приносит в сад. Нам надо сделать так, чтобы здесь ему было хорошо - чтобы он оттаял. И постараться помочь семье, если это возможно.
(ДС): Хочу обратиться к родителям: разрешая свои конфликты, пожалуйста, ставьте впереди своих амбиций психику ребёнка. Он любит вас обоих, ему больно видеть, как самые близкие люди не могут найти общего языка. Это сказывается на ребёнке весьма печально.
(ТФ): Даже если конфликтов в семье нет, актуальна проблема общения. Родители заняты, компьютеры дали возможность работать ещё и дома - дети одиноки и не поняты, а для ребёнка переживания после ссоры с другом куда важнее, чем заработают ли родители на шоколадку. Ведь общаться с ребёнком можно даже во время хозяйственных хлопот - пеките вместе пирожки, мойте посуду, выносите мусор… И хвалите его - пряник куда важнее кнута. Когда ребёнок видит, что интересен родителям, он чувствует себя защищённым. А это главное.