В конце 80-х годов прошлого века Магнитогорский металлургический комбинат приступил к строительству стана "2000" горячей прокатки. В город стало поступать импортное оборудование, приезжали иностранные специалисты. Естественно, оформлять документы на иностранцев и грузы удобнее было бы здесь. Для этого 27 июля 1987 года была создана Магнитогорская таможня.
Первым её начальником стал Александр Пелипадченко. С 1987 по 1989 год в коллективе работали пять человек, но кроме Магнитогорска оформляли грузы в Челябинской, Курганской, Пермской, Тюменской, Свердловской областях и Башкирии. В мае 1988 года начальником Магнитогорской таможни назначают Виталия Тыкина. В марте 1990 года таможня прирастает Курганским постом, который был в её составе два года. В апреле 1991 года начальником таможни становится Николай Цымбал. В стране наступают перемены, СССР прекратил своё существование, а Казахстан стал самостоятельным государством и с новой Россией был разделён границей.
Работы у таможни прибавилось - в те годы её в обиходе называли "чемоданной": из Казахстана направился в Израиль и Германию поток эмигрантов, транзитом оформлявших домашний скарб. В сентябре 1992 года образован Троицкий таможенный пост, в декабре - Николаевский, Карталинский и Брединский. Штат таможни заметно увеличился. Несмотря на непростое политическое и экономическое положение к городу Магнитогорску и предприятиям южной части Челябинской области проявляет интерес ряд крупнейших фирм Германии, Великобритании, Австрии, Италии. В зоне ответственности таможни около ста предприятий осуществляют внешнеэкономическую деятельность.
В апреле 1993 года создано Уральское таможенное управление, и Магнитогорская таможня входит в его состав. К 1994 году таможня насчитывала уже 437 человек, а таможенная граница растянулась на 750 километров.
В 1995 году сформировалась структура таможни, повысились показатели уровня высшего профессионального образования, магнитогорские таможенники признаны специалистами высокого класса.
К своему десятилетнему юбилею Магнитогорская таможня перечислила в федеральный бюджет почти 148 миллиардов рублей, выявила свыше пяти тысяч нарушений таможенных правил, пресекла контрабанду 107 килограммов наркотиков.
- Конец 90-х запомнился резким всплеском нарушений таможенных правил, - вспоминает начальник Магнитогорского железнодорожного таможенного поста Сергей Баландин. - Служба "силовиков" появилась в 1993 году. Позже в её состав вошли СОБР, отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы, три оперативно-боевых подразделения.
В связи с разгулом контрабанды наркотиков, китайского ширпотреба, мясомолочных продуктов, казахстанской водки магнитогорские таможенники постоянно несли службу
вдоль границы
Масштабы контрабанды впечатляли: в 1998 году на Брединском посту задержали более 14 килограммов опия, 1,5 килограмма героина, шесть килограммов гашиша. В 1999-м на Николаевском посту задержали 1,5 тонны марихуаны: наркотик пытались перевезти в гнилом луке. В 2001 году здесь же задержали китайского ширпотреба на три миллиона рублей.
Начало двухтысячных годов таможенники называют "золотым веком" первой на Урале таможни. Стремительно увеличиваются объёмы импорта, стоимость годового товарооборота - больше миллиарда долларов США.
В 2002 году образовался Магнитогорский железнодорожный таможенный пост, который оформляет экспортную продукцию металлургического гиганта - в то время ОАО "ММК". А с момента образования таможенного поста "Аэропорт Магнитогорск" открыты воздушные ворота в страны СНГ и дальнее зарубежье.
С января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс. Более 90 процентов деклараций таможня оформляет не более чем за один день. Продолжается внедрение электронного декларирования в оформлении импорта, ввозимого Магнитогорским металлургическим комбинатом. Участников внешнеэкономической деятельности уже 166. По итогам года Магнитогорская таможня пополнила федеральный бюджет на пять миллиардов рублей.
С 2004 года градообразующее предприятие применяет специальную упрощённую процедуру таможенного оформления. В 2004 году перечисления в бюджет составили уже семь миллиардов рублей, а товарооборот - 3,6 миллиарда долларов.
В структуру Магнитогорской таможни входят шесть таможенных постов: Магнитогорский железнодорожный таможенный пост, Магнитогорский таможенный пост, таможенный пост "Аэропорт Магнитогорск", Карталинский, Николаевский и Брединский таможенные посты. В 2007 году, к своему 20-летию, таможня получила собственное здание.
В мае 2008 года после разделения Карталинского таможенного поста образован ещё один пост - железнодорожный пункт пропуска Карталы. В этом же году он завоевал почётное звание "Лучший коллектив таможенного поста России".
Магнитогорский металлургический комбинат реализует программы по модернизации производства. Импортные поставки компонентов и технологического оборудования для стана "5000" составили 98 процентов всего грузооборота в зоне ответственности таможни.
В 2009 году началась эра электронного декларирования. Электронные декларации выпускает Магнитогорский железнодорожный таможенный пост. В марте на таможенном посту "Аэропорт Магнитогорск" выпущена первая электронная декларация. 30 июня электронное декларирование стартует на Карталинском таможенном посту.
В 2010 году Магнитогорская таможня признана лучшим таможенным коллективом среди пограничных таможен Уральского региона, а по России заняла второе место.
1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что ознаменовало создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Ровно через пять минут после начала нового дня и новой эры таможенной службы на станцию Карталы прибыл железнодорожный состав с товаром из Республики Казахстан. Товарооборот с соседней страной резко увеличился, а объём декларирования снизился.
В июле 2011 года на российско-казахстанской границе таможенный контроль отменяется и переносится на внешние границы Таможенного союза. Ликвидируются таможенные посты Карталы, Мариинский и Николаевка. Магнитогорский железнодорожный таможенный пост, Карталинский таможенный пост и таможенный пост "Аэропорт Магнитогорск" продолжают свою работу в обычном режиме. К концу 2011 года Магнитогорская таможня стабильно занимает лидирующие места среди таможен региона по количеству оформленных деклараций на товары.
- Электронные технологии, активно внедряемые в таможенных органах, стали началом реорганизации Магнитогорской таможни, - делится Сергей Баландин. - Таможенные процедуры и контроль постоянно совершенствуются: прямого контакта сотрудника с участником внешнеэкономической деятельности нет.
Магнитогорская таможня официально прекратила свою деятельность в прошлом году. Её наследником стал Магнитогорский железнодорожный таможенный пост.
Три десятка славных летУважаемые ветераны Магнитогорской таможни и сотрудники Магнитогорского железнодорожного поста! Ровно 30 лет назад, 27 июля 1987 года, была организована Магнитогорская таможня. Выросшая из когда-то небольшого по численности подразделения, она прошла за эти годы большой путь роста и реорганизации. В своё время Магнитогорская таможня дала рождение нескольким новым таможенным органам Уральского региона: опыт и знания её сотрудников брались на вооружение. Всем ветеранам таможенной службы, сотрудникам, проходившим службу в Магнитогорской таможне, должностным лицам Магнитогорского железнодорожного таможенного поста Челябинской таможни желаю благополучия, здоровья! Пусть судьба будет благосклонна к вам, на работе сопутствует удача, жизнь дарует хорошее настроение, семья радует, друзья поддерживают в любой ситуации! Будьте счастливы! Сергей Баландин, начальник Магнитогорского железнодорожного таможенного поста. |