Герой фильма - ничем не примечательный школьный учитель в исполнении Алексея Серебрякова - под давлением агрессивно настроенной незнакомой девушки вынужден честно задать себе вопросы, ответы на которые давно глушит водкой, трудоголизмом и поддержанием семейных традиций, в которые ничего не вкладывает. Правда в том, что он теряет себя, не любит жену и нелюбим ею, не уважает сына и неуважаем им. Членам семьи также есть в чём признаться себе в ответ на неудобные вопросы. Что до режиссёра фильма, то…
- Да, - честно признался в ответ на поставленный зрителями вопрос гость Магнитки, бывший главный режиссёр Магнитогорского драматического театра. - Доволен: я довёл до конца пятилетний труд.
Позднее в диалоге со зрителями, кроме этой цифры, прозвучали и другие: полтора года заняла подготовка к съёмкам, два месяца - съёмки, год - монтаж, продолжительность фильма - около ста минут. "А сам фильм я смотрел раз семьсот, - продолжил признания режиссёр. - Знаю каждый сантиметр". Стоимость проекта - 1,2 миллиона долларов - грант Министерства культуры РФ. Во столько же обошлась бы рекламная кампания, будь на неё средства. Так вот делаются фильмы! И, кстати, за десять лет до кинопремьеры Сергей Пускепалис уже успешно опробовал "Клинч" на зрительский интерес - как постановку одноимённой театральной версии на сцене Национального молодёжного театра Республики Башкортостан в Уфе. Недаром режиссёр утверждает, что в кино успех замешан на интуиции и финансировании. Необходимость столь тщательной проработки картины особенно понятна, когда знаешь, с чем сталкивается российское кино.
- Институт продюсерства в стране практически отсутствует, - посетовал Сергей Витауто. - Зато присутствует конкуренция с зарубежным кино. Вернее, с его массированной рекламой.
В этом свете совсем не дежурно звучит благодарность кинорежиссёра Магнитогорскому Дому кино, обеспечившему прокат "Клинчу" на экранах кинотеатра с джазовой душой.
- Не секрет, в Москве такой показ осуществить куда проще. "Клинч" там идёт на нескольких площадках, притом традиционно нацеленных не на кино - развлечение, а на кино - размышление. Тем дороже труд директора Магнитогорского Дома кино Виталия Старкова, ставящего задачу привлечения зрителя на российское кино, воспитания нового зрительского поколения, - рассуждал гость. - И знаете, что важно, когда идёшь смотреть русский фильм? В зарубежном ориентируешься на рекламу, а в русском - на мнение человека, которому доверяешь. Старков и есть такой человек - он знаком со всей киножизнью.
Виталий Старков, свою очередь, подчеркнул:
- Важно привлечь зрителя на российское кино не громкими фамилиями, а широтой и глубиной тем, диапазоном творческих почерков. В конце концов, тем, что кино - русское.
Сергей Пускепалис высказался и о российском кино.
- Отечественный кинематограф головы не опускает, хотя и были тупиковые ситуации в девяностые. Сейчас есть хорошие актёры и режиссёры, но фильмам сложно пробиться в прокат из-за полного отсутствия института продюсеров, нехватки средств на рекламу, которая и формирует спрос. Добавьте сюда убытки от воровства в Интернете - прокат в кино тех же сеансов мог бы принести доход, стать основой для съёмок следующего фильма.
Но удовольствие снимать кино стоит денег, не скрывал Сергей Витауто:
- Антон Мегердичев, который снимал "Метро" (Сергей Пускепалис сыграл в нём хирурга - Прим. авт.), - за время съёмок обнищал, как церковная крыса. Вынужден был и у меня занимать.
Кстати, в бюджет "Клинча" вошёл гонорар группе "Би-2", записавшей для фильма саундтрек с привлечением Вари Демидовой, Насти Полевой, Олега Нестерова, Гарика Сукачёва, Elizaveta, Дэвида Брауна и Дианы Арбениной.
- Теперь моя базовая деятельность связана с миром кино, - заверил Сергей Пускепалис.
- А театр? - обеспокоились зрители.
- Любовь к театру не отменяется, - успокаивал собеседник. - Но есть внутренняя потребность погружения в мир кино. Здесь режиссёр - прораб, производитель работ. В театре многое зависит не только от тебя, а в кино ты за монтажным столом один, ничего не поправишь. Но и дивиденды другие.
Сергей Пускепалис не единственный дебютант в "Клинче". Для исполнительницы главной женской роли Аси Домской это первая кинороль. В "Клинч" она попала случайно, когда уже была утверждена другая актриса. Фактура режиссёру показалась интереснее, но Анастасии ещё пришлось доказать готовность к исполнению роли согласием постричься наголо. Кстати, после съёмок обритость помогла ей устроиться в театре, выделив её на фоне других соискательниц. Об исполнителе главной мужской роли Алексее Серебрякове, более привычном зрителю в амплуа харизматичных персонажей, Сергей Пускепалис отозвался коротко: "Я ему не мешал сниматься, он мне - снимать. Ещё и Насте помогал собраться на площадке". По поводу серебряковского персонажа пояснил:
- Важно, что в центре внимания не учительница - это могло прочитаться, как история о школе. Здесь - учитель, наставник, тот, на кого равняться, с которым в сердце ты всю жизнь живёшь. Благодарен Слаповскому за то, что поднял эту проблему - о том, что делается в душе человека.
Это и стало ответом на вопросы о внезапно свалившейся на устоявшуюся жизнь учителя незнакомой девушки: почему она в чёрном, чего хочет, куда обоих унесло в конце фильма.
- Это совесть, - расшифровывает Пускепалис метафору Слаповского. - Когда назревает необходимость в разговоре с собой, с совестью, разговор всегда неприятен. В итоге можно получить прощение. Или - не получить.
И ещё: интересная мысль по поводу развития образа главного героя на протяжении фильма.
- Считаю, люди за жизнь не меняются, а только лучше узнают себя. Узнали за собой дурное - и потакают себе в худших чертах. Поверили, что хорошие, и идут в этом направлении.
Возможно, это и имел в виду Эльдар Рязанов, когда после просмотра фильма, по словам Пускепалиса, отозвался: "Какие же черти у него в душе?"
А первым рецензентом "Клинча" стал писатель и телеведущий Александр Архангельский. Сергей Пускепалис благодарен ему не только за добрый отзыв, но и за отзыв вообще, ибо в киномире существует сила инерции - критики часто отмалчиваются, дожидаясь первого отклика, словно отмашки.
О Магнитке режиссёр, живущий сейчас на Кавказе, отзывался с теплотой.
- Огромная честь представить дебютный фильм в городе, который я связываю со своим становлением, расширением творческих горизонтов, которому многим обязан, где остались друзья, - ностальгировал он. - Может, совпало, что это был возраст молодости, встреч, расставаний, когда всё воспринимается живо и ярко. Поэтому Магнитка мне так дорога. К сожалению, теперь мои вылазки сюда кратки.
Сергей Витауто не исключил возможности дальнейшего сотрудничества с Алексеем Слаповским, чьи пьесы не раз ставил на театральной сцене. А по поводу новых режиссёрских киноработ выразился образно:
- Когда альпинист ещё сидит на покорённой вершине, он уже видит себя на другой.